Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать какое влияние педагогическая под-держка оказывает на педагогически запущенных детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «педагогическая поддержка» с точки зрения разных авторов;
2. Проанализировать существующие подходы к понятию «педаго-гическая запущенность» в различных источниках;
3. Выявить степени педагогической запущенности;
4. Обозначить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;

Вложенные файлы: 1 файл

остальное.docx

— 104.25 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных проблем развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Социально-педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями.

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть социально-педагогически запущенных учащихся имеют достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании.

Педагогическая поддержка, изначально нацеленная на решение конкретных проблем ребенка, – основное средство становления самодостаточности ребенка, автономизации его собственных сил развития, запуска индивидуальных процессов самореализации и условия идентификации. Она стимулирует тонкими и мягкими педагогическими средствами разнообразие саморазвития, самоопределения, самореализации ребёнка. Педагогически запущенные дети требуют индивидуального подхода к себе и нуждаются в особом внимании со стороны педагога.

Объект исследования: взаимодействие педагога с педагогически запущенным учеником в контексте педагогической поддержки.

Предмет исследования: педагогическая поддержка, как средство становления педагогически-запущенных детей.

Цель исследования: исследовать какое влияние педагогическая поддержка оказывает на педагогически запущенных детей.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие «педагогическая поддержка» с точки зрения разных авторов;
    2. Проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;
    3. Выявить степени педагогической запущенности;
    4. Обозначить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
    5. Выявить какие способы работы и воздействия оказывают значимую поддержку педагогически запущенным детям.

Гипотеза исследования:

организация педагогической поддержки, способствующей предупреждению, коррекции и преодолению социальной запущенности подростков, предполагает:

- определение сущности педагогической поддержки социально-запущенных подростков в современной школе;

- разработку индивидуального подхода, как способа педагогической поддержки, предполагающего активное включение школьника в решение его проблем;

- подготовку и вовлечение педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов) в педагогическую поддержку социально-запущенных подростков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические: беседа,  анкетирование, опрос. 
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В целом, в большинстве исследований общим является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленной на решение определенных специфических проблем личности ребенка. Эта деятельность по существу является педагогической, и некоторые авторы определяют ее как принцип гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей (Ш.А. Амонашвили, В. Бедерханова, О.С. Газман, А.В. Мудрик,  
С.М. Юсфин и др.) [14].

В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования - в США; как коучинг – помощь и содействие личности в позитивных изменениях – в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования - в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути - в Голландии.

В отечественной науке педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология [9]. Педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, но одновременно «психологоемкая» система педагогического взаимодействия в условиях современного образовательного процесса, как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития [1].

Психологическая поддержка выступает как составная часть педагогической поддержки, является ее неотъемлемым звеном. Сущность психологической поддержки заключается в преобразованиях, затрагивающих личность, она определяется уровнем осознания личностью собственных проблем и мерой помощи, которая может быть оказана взрослым в личностном становлении воспитанника, поэтому поддержка не может иметь неограниченный характер, она ограничена мерой понимания ситуации самим подростком, способами, адекватными пониманию создавшейся ситуации, уровнем развития субъектности воспитанника, нравственно-волевыми его качествами. Процесс поддержки обозначает, опредмечивает себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений - стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности [7].

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный. эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека [17].

Школьнику нужна педагогическая поддержка, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности [10].

Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную педагогику ввёл О.С. Газман, рассматривая её как составную часть личностно-ориентированного подхода в образовании [4]. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы позволил рассмотреть сходство и различие понятий «психологическая поддержка» и «педагогическая поддержка». В исследованиях В.П. Бедерхановой отмечается, что педагогическая поддержка основывается на гуманистически ориентированной системе образования, что без сомнения может быть отнесено и к психологической поддержке [3]. О.С. Газман и его последователи Н.Б. Крылова, С.И. Попова и др. рассматривают педагогическую поддержку как процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Такое понимание педагогической поддержки позволяет сделать вывод о том, что она основывается на психологических качествах и направлена на устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребёнка в образовательном процессе (обучении, воспитании, саморазвитии) [14].

Таким образом, поддержка, с точки зрения педагогики и психологии, явление универсальное, имеющее единые основания в многочисленных условиях. Исследования Н.Б. Крыловой показывают, что в педагогической практике данное разделение носит условный характер, поскольку преодоление нравственных коллизий и противоречий может иметь педагогические задачи, а решаться психологическими средствами. В силу этого довольно трудно выделить границы различий педагогической и психологической поддержки и целесообразным является использование понятия «психолого-педагогическая поддержка» [8].

Теоретической анализ исследований позволил обобщить роль педагогов в оказании психологической поддержки детям и подросткам. Во-первых, педагоги в ситуации постоянного взаимодействия с учениками, имеют возможность вовремя замечать проблемные ситуации у ребёнка, оказать ему психологическую поддержку. Во-вторых, условием развивающего взаимодействия учителя и ученика является наличие доверия и положительного отношения между ними. По мнению А.В. Мудрика, индивидуальная помощь и поддержка педагогов могут дать положительный эффект, если у учителя есть установка на оказание поддержки, между ним и учеником сложился доверительный стиль взаимоотношений, учитель использует в педагогической деятельности личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход [11]. Личностные особенности педагогов и их профессиональная позиция, способствующие психологической поддержке школьников, рассматриваются рядом авторов (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, М.Г. Бобкова, И.В. Воробьева, Л.М. Митина, Л.Г. Федоренко и др.). К таким качествам авторы относят эмпатию, толерантность, высокую эмоциональность (интегральную способность к эмоциональному переживанию) и одновременно эмоциональную устойчивость (способность сохранять показатели деятельности под влиянием эмоциональных факторов), эмоциональную чуткость, отзывчивость, подвижность [18]. Психологическая поддержка предполагает отказ от жёстких технологий авторитарной педагогики. По мнению Е.А. Александровой, М.В. Алешиной, Г.К. Париновой взаимодействие педагогов и учащихся посредством психологической поддержки способствует достижению педагогических целей опосредованно, без душевных ссадин и травм для ребёнка [13]. Таким образом, личностные особенности учителя, его установка на позитивное, поддерживающее отношение во взаимодействии с ребенком являются одним из основных факторов эффективности психологической поддержки.

Организуя поддержку саморазвития, педагог сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы поддержки. Индивидуальную помощь ребенку целесообразно строить на основе этапов педагогической поддержки, индивидуально оказываемой школьнику в случаях решения конкретных проблем, сформулированных Т.В. Анохиной [5].

  1. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предлагаемой проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
  2. Поисковый - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка").
  3. Договорный - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
  4. Деятельностный - а) действует сам ребенок: со стороны педагога - одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
  5. Рефлексивный - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

 

 

2 АСПЕКТЫ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ»

«Социально-педагогическая запущенность с одной стороны она является составляющей  частью педагогической запущенности, а с другой – это самостоятельное явление.

По определению Овчаровой Р.В., социально – педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которая проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально – педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой - воспитательное окружение сдерживает его [12].

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально – коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально – значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

Информация о работе Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей