Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать какое влияние педагогическая под-держка оказывает на педагогически запущенных детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «педагогическая поддержка» с точки зрения разных авторов;
2. Проанализировать существующие подходы к понятию «педаго-гическая запущенность» в различных источниках;
3. Выявить степени педагогической запущенности;
4. Обозначить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;

Вложенные файлы: 1 файл

остальное.docx

— 104.25 Кб (Скачать файл)

Педагогическая запущенность обусловленная, прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе .   

 Педагогическая запущенность  – это состояние противоположное  развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое овладение способами и приемами их приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей [19]. 

  Внешними причинами социально – педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты  в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.  

 Внутренними причинами  возникновения и развития запущенности  детей могут быть индивидуальные  психофизиологические   и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими .  

 Социально – педагогическая  запущенность берет начало в  раннем детстве примерно в  трехлетнем возрасте, т.е. совпадает  с началом развития самосознания  ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование – симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.   

 В младшем школьном  возрасте, в связи с переходом  к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае  при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально  значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степень социальной запущенности ребенка [16].  

 При определении степени  социально – педагогической запущенности  можно ориентироваться на следующие  критерии:

- характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная);

- выраженность признаков запущенности (неразвитость социально – коммуникативных качеств);

- низкая способность к социальной рефлексии;

- трудности в овладении социальными ролями;

- общая необразованность (необученность, неразвитость);

- уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников);

- уровень овладения социально  значимой деятельностью (ролевая  игра, учение).  

 Таким образом, социально  – педагогическая запущенность  возникает там, где не создаются  условия для полноценной социализации  и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияют на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для появления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.   

 Психологическим механизмом  социально – педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», психологическая не защищенность ребенка и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные.  

 Личность социально  и педагогически запущенного  ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию  и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.   

 В отношении с взрослыми  запущенные дети чувствительны  к угрозе, застенчивы, робки. Они  легко выводятся из состояния  равновесия, полны предчувствия  неудач, часто имеют пониженное  настроение, зато отмечается избыток  побуждений, которые находят разрядку  в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать сове положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников – это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая неуспеваемость», «не умный»).  

 Обычные дети, ориентируясь  на позитивные оценки взрослых («молодец», умница») их новой деятельности – учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, желающего и умеющего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обуславливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой – сдержанность и высокий самоконтроль [12].  

 Запущенный ребенок  ощущает себя неумным, плохим  учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента [4]:

1) тёплое, сердечное, доброжелательное  отношение в общении с педагогически запущенными детьми. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.

2)педагогу необходимо  уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого  школьника и стараться опереться  на это положительное в работе  по его перевоспитанию.

3) открыто выражаемое  доверие к нравственным силам  трудного школьника . 

 

3 ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ»

В научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным".   

 Педагогический словарь, под редакцией  И.А. Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [6].  

 Понятие  «педагогическая запущенность» мы встретили также в трудах Г.П. Медведева и Г.П. Давыдова. Помимо понятия «педагогическая запущенность»,  мы встретили в литературе и такие понятия, как   «трудный подросток» , «социально-педагогически запущенный» , «дети с отклонением в нравственном развитии» , «учащийся с проблемами» и др. Все рассмотренные понятия, на наш взгляд,  синонимичны, т.к. имеют  общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода [19].   

 Проанализировав данные  подходы к определению педагогической  запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.  

 Педагогическая запущенность  включает в себя 3 компонента по Э.С. Заседателевой [2].  

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.   

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.   

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность . 

 То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.

Рассмотрим несколько позиций в определении степеней педагогической запущенности. 

 Автор В.Г. Баженов  выделяет три группы детей  по степени педагогической запущенности [2]. 

B I группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.  

  Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности. 

 Детей III группы характеризует  отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.  

 В педагогической литературе  разработаны различные подходы  к типологии классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрим ту, которую предлагает А.Г. Холодюк. В этой классификации уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе.  Вследствие этого выделяются следующие уровни: 

1 уровень: активно-негативный.   

 Он характеризуется гармоничностью. Искажена система нравственных ценностей, проявляется в словах,  действиях, во внешнем виде - это устойчивая агрессивная форма поведения. Нравственные убеждения - ассоциативные. Дети имеют опыт негуманных взаимоотношений. У них существует озлобленность, недоверие, страх, жадность, стремление к унижению других. Совместным действием они обостряют ситуацию риска. Мотивы общения с взрослыми и сверстниками зависят от направления совместной деятельности: при учебе и труде - дезорганизация действий, при антиобщественной деятельности - стремление к действиям сообща. Дети не имеют положительного разрешения конфликтов, усугубляя, вовлекают в ситуацию риска как можно больше детей. Они совершают поступки, граничащие с преступлениями. Нарушения норм и правил поведения носят личностно-направленный характер, т.е. направлены против конкретной личности либо определенной группы школьников.   

 Для таких детей  характерны: леность, безразличное отношение к учебным неуспехам. Стремление к большей самостоятельности, верности, справедливости, самокритичность соседствуют с упрямством, раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, грубостью, лживостью и эгоизмом. Высокая самооценка, уровень притязаний завышен, он - аутсайдер. У таких детей отсутствуют доверительные  отношения в семье и школе. Но они уважают взрослых, которые заинтересованы в их делах, проблемах. Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в предпреступном поведении ребенка. Проявление инициативности и избирательности проявляется в нарушении правил - как показатель "активности", противоположный истинной активности, направленной на самосовершенствование личности.  

Информация о работе Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей