Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать какое влияние педагогическая под-держка оказывает на педагогически запущенных детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «педагогическая поддержка» с точки зрения разных авторов;
2. Проанализировать существующие подходы к понятию «педаго-гическая запущенность» в различных источниках;
3. Выявить степени педагогической запущенности;
4. Обозначить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;

Вложенные файлы: 1 файл

остальное.docx

— 104.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изучив факторы социализации, мы выявили те из них, которые оказывают наибольшее влияние, как позитивное, так и негативное, на развитие ребенка. Негативное влияние формирует предпосылки к возникновению педагогической запущенности. Образовательное учреждение в лице специалистов психолого–педагогической службы, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников [20].

 

5 ВЫЯВЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

Исследование проходило на базе средней школы  города Благовещенска. Для исследования был выбран 8 класс, в составе 25 человек.

     Была использована  «Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей» Р.В. Овчаровой (Приложение А), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более.

Были получены следующие результаты:

Из 25 опрошенных было выявлено, что  5 из них обладают лёгкой степенью, 2 – выраженной степенью, 1 – высокой степенью педагогической запущенности (Приложение Б).

С теми детьми, у которых выявлена педагогическая запущенность, была проведена методика «Диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (Приложение В), путем опроса испытуемого по 98 утверждениям.

Методика содержит семь шкал:

  1. Шкала установки на социальную желательность.
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.
  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций .
  7. Шкала склонности к делинквентному поведению.

Отклонения были выявлены у всех опрошенных детей (Приложение Г).

По результатам данной методики было выявлено (Приложение Д):

  1. Установка на социальную желательность развита у 88%.
  2. Склонность к преодолению норм и правил у 25%.
  3. Склонность к аддиктивному поведению присутствует у 25%.
  4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у 50%.
  5. Склонность к агрессии и насилию выражена у 88%.
  6. Низкий волевой контроль эмоциональных состояний преобладает у 88%.
  7. Склонность к делинквентному поведению выражена у 25%.

   Поработав с документацией, побеседовав с социальным педагогом  и психологом, классным руководителем  и самими школьниками, мы выявили, что на социально-педагогическую  запущенность школьников, влияют  разные факторы, такие: микроклимат в семье, особенности взаимоотношений с учителями и неблагополучное окружение.

Половина опрошенных школьников, у которых была выявлена педагогическая запущенность, растут в неблагополучных и неполных семьях. Другая половина воспитывается в благополучных семьях, где родители загружены работой, поэтому уделяют мало внимания своим детям.

У всех детей существуют проблемы во взаимоотношении с учителями, это выражается в конфликтах, в грубом обращении и агрессии со стороны школьников. Также у таких детей, низкая учебная мотивация, отсутствие интереса к учебе и низкая успеваемость.

Дети, у которых была выявлена педагогическая запущенность, получают критику со стороны своего класса за неадекватное поведение и поступки, но в целом имеют благополучное положение в классном коллективе, порой выступают как лидеры и ведут за собой класс.

Половина педагогически запущенных детей имеет неблагополучное окружение и друзей «группы риска».

 Работа с педагогически  запущенными школьниками заключается  в преодолении педагогической  запущенности, но это очень сложная  и кропотливая работа. Очень часто для того, чтобы эта деятельность имела положительный результат, требуется много времени, усилий.

В условиях образовательного процесса школьниками востребована педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка оказывается, в первую очередь социальным педагогом-психолом и включает в себя:

во-первых, диагностику, целью которой является изучение личности ребенка, его индивидуальных особенностей, школьной документации,  жилищно-бытовых условий, особенностей развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательного уровня семьи.

во-вторых, консультирование, способствующие своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, беседы с детьми и их родителями.

Также проводится профилактическая работа с учащимися, родительские собрания, советы профилактики, визиты на дом.

У учеников наибольшим авторитетом пользуется их классный руководитель, с которым сложились тесные и доверительные отношения. Классный руководитель эффективно организовывает совместную деятельность класса во внеурочное время, вовлекая и задействуя старшеклассников. Целью такой работы является сплочение класса, раскрытие способностей учеников и направление их энергии в полезное для общества русло. Сюда входят регулярные походы, отдых на природе, постоянные выезды на соревнования, чаепития.

Учителя используют индивидуальный подход к педагогически запущенным детям, составляют для них разноплановые задачи и домашние задания, постепенно переходя от одной степени сложности к другой, после уроков проводят консультации и элективы.

На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что одним из условий преодоления педагогической запущенности и оказания педагогической поддержки является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы было исследование влияния педагогической поддержки на педагогически запущенных детей. В ходе работы мы рассмотрели понятие «педагогической поддержки» с точки зрения разных авторов (О.С. Газман, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, С.И. Попова), которые определяют  педагогическую поддержку как процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Также мы проанализировали существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Овчаровой Р.В., Медведева Г.П., Давыдова Г.П., Баженова В.Г., Холодюк А.Г.). Нами установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: она закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

В ходе исследования были выявлены разные степени педагогической запущенности у учеников 8 класса в количестве 8 человек с помощью комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей (Овчаровой). Также выявлены различные факторы, влияющие  на возникновение педагогической запущенности:

1. Отсутствие и неучастие  в воспитании ребенка одного  из родителей.

2. Низкий материальный  уровень и условия проживания.

3. Низкий образовательный  и культурный уровень родителей.

4. Неблагоприятные статусы  в группе сверстников.

5. Знакомые и друзья, входящие  в асоциальную группу.

6. Отношения с учителями.

В результате полученных данных мы сделали следующие выводы:

1.    В настоящее время социальный педагог и другие специалисты психолого-педагогической службы школы часто сталкиваются с проблемой педагогической запущенности учащихся. Для этого необходимо знать проблему и знать способы воздействия для преодоления педагогической запущенности.

2.    Педагогическая поддержка  должна основываться на индивидуальном подходе, на результатах всестороннего изучения как самого ребенка и его развития, так и проблемы педагогической запущенности, ее причин, степени, формы проявления.

3.    На возникновение педагогической запущенности влияют в большей степени микрофакторы социализации, следовательно, и способы профилактики и воздействия должны включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями .

4.    К педагогической поддержке необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы: психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников.

В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пособие для студ. вузов / Б.Н. Алмазов. – М. : Владос, 2008. – 285 с.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В.Г. Баженов – Киев, 1986. – 423 с.
  3. Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В.П Бердеханова// Классный руководитель, 2000. №2. – Предм. указ. : с. 39-50.
  4. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  5. Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика : учебное пособие / Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества : Образовательные проекты : Речь ; Сфера, 2010. – 157 с.
  6. Киров, И.А. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова, 1997.
  7. Когут, Л.М. Педагогическая поддержка младшего школьника как условие успешного личностного развития / Л.М. Когут. Начальная школа плюс До и После.– 2009.–  №11– Предм. указ. : с. 22-24.
  8. Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова. – Клас. рук., 2000. – Предм. указ. : с. 92-103.
  9. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С.М. Педагогика поддержки. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2/Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М: Издательство “Бонфи”, 2002. – 356 с.
  10. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка: гарантия права на риск. / Н.Н. Михайлова, Н.В. Касицина. ж. «На путях к новой школе» - СПб, 2000, №2. – Предм. указ. : с. 23-26.
  11. Мудрик, А.В Индивидуальная помощь в социальном воспитании/ А.В Мудрик // Классный руководитель,  2000. -№3. – Предм. указ. : С. 34-39.
  12. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В, Овчарова. – ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001. – 448 с.
  13. Паринова, Г.К. Основные подходы к совершенствованию содержа-ния педагогического образования / Г.К. Паринова, В.Н. Саяпин – Г.К. 2000. – Предм. указ. : с. 3-19.
  14. Попова, И.С. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя / И.С. Попова – Издательство: Педагогический поиск, 2005. – 26 С.
  15. Репринцев, А.В. Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования: теория и опыт / под ред. А.В. Репринцев. – Курск : Изд-во Курского гос. ун-та, 2006. – 371 с.
  16. Славина , Л.С. Трудные дети : избранные психологические труды / Л.С. Славина ; под ред. В.Э. Чудновского. - 2-е изд. – М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2002. – 428 с.
  17. Сластенин, В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред.: В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2006. – 182 с.
  18. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко – Издательство: КАРО, 2006 г. – 122 с.
  19. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991. – 136 с.
  20. Гонеев, А.Д. – Работа учителя с трудными подростками / А.Д. Гонеев. –М. : Академия, 2008. – 240с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

В данной анкете необходимо отметить те высказывания, которые имеют отношение к тебе.

Фамилия И.О.  Возраст

Шкала 1

1. Хочу быть слишком  маленьким (большим).

2. Считаю себя некрасивым.

3. Считаю себя нездоровым.

4. Считаю себя слабее  других.

5. Не люблю свое имя.

6. Не хочу быть девочкой (мальчиком).

7. Думаю, что у меня  мало друзей.

8. Думаю, что у моих  знакомых более дружная семья.

9. Мне кажется, что дома  я всем мешаю.

10. Мне кажется, что я  глупее других.

11. Считаю себя не очень  способным.

12. Полагаю, что родители  мной недовольны.

13. Считаю, что мне часто  не везет.

14. Мне кажется, что учительница  мною недовольна.

15. Считаю, что у меня  все получается плохо, что я  ничего не умею.

16. Думаю, что я плохой  мальчик (девочка).

17. Считаю, что я никому  не нужен, меня никто не любит, и часто говорю об этом.

Шкала 2

1. Люблю, когда ко мне  проявляют симпатию.

2. Хочу быть замеченным, но сам не проявляю активности.

3. Редко просшу кого-то о помощи и помогаю кому-то сам.

4. У меня мало друзей.

5. Редко подхожу к учителю  по собственной инициативе.

6. Соглашаюсь на невыигрышные  роли.

7. У меня только один  друга в классе.

8. Часто я жалуюсь на  одноклассников.

9.Я веду себя шумно, когда рядом нет учителя.

10. Иногда, когда мне делают  замечание, веду себя, как «герой».

11.Бывает, что я прикидываюсь  «шутом», паясничаю.

12.Иногда, я мешаю другим  детям на уроках, подсмеиваюсь  над ними, люблю пугать.

13. Редко реагирую на  замечания, советы или не обращаю на них внимания.

14. Не понимаю, почему мои поступки не нравятся окружающим.

15. Надоедаю одноклассникам, пристаю к ним.

16. У меня плохие отношения со сверстниками.

17. Проявляю агрессивность по отношению к окружающим.

18. Подражаю хулиганским проделкам.

19. Веду себя в группе как посторонний, отверженный, бываю «козлом отпущения».

20. Избегаю контактов с учителем.

21. Часто веду себя невпопад.

Шкала 3

1. Мне нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.

2. В школу хожу потому, что там много сверстников.

3. Особой любознательности на уроках не проявляю.

4. К учению отношусь равнодушно, иногда отрицательно.

5. Хожу в школу без особого желания.

6. Не люблю учиться.

7. Боюсь плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.

8. Не люблю учиться, потому что меня редко хвалят.

9. В школе мне не нравится, потому что там не любят плохих учеников.

10. Не отличаюсь особой  прилежностью.

Информация о работе Педагогическая поддержка социально-педагогически запущенных детей