Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа
Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Исполнитель: студентка ДПП ОЗО, 5 курс, 3 группа
Морозова Алла Валерьевна
Преподаватель: Третьяк А.В.
Сыктывкар, 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств.
Поскольку у детей всех возрастов огромная потребность в игре, то игровой метод способствует совершенствованию нравственно-волевых качеств и воспитанию всех сторон личности ребенка. Подвижная игра с правилами – сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В педагогической проблеме исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем развития нравственных качеств у детей (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ученые Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия, способствующие воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх будет эффективно, если:
1) содержание подвижных игр будет доступно детям старшего дошкольного возраста;
2) будет разработана поэтапная система проведения подвижных игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3) обеспечение постепенного нарастания субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования мы поставили перед собой следующие ЗАДАЧИ:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить особенности интереса к подвижным играм,
3. Выявить уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах,
4. Выявить особенности проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
5. Разработать поэтапную систему воспитания нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх,
6. Определить педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение и анализ литературы по теме исследования; педагогический эксперимент, метод наблюдения; беседа.
Прежде чем начать разговор о нравственном воспитании необходимо знать, что же такое нравственное воспитание. Если мы заглянем в психолого-педагогический словарь, то увидим такое определение.
Нравственное воспитание – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственность – это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведения и деятельность [17, с.357].
В философском энциклопедическом словаре можно найти такое определение: Нравственность один из основных способов нормальной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет специального изучения этики [20, с.304].
Нравственность регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых межклассовых отношениях [14, с.77].
Исходя из этих определений можно вывести такое определение. Нравственное воспитание – это процесс формирования норм и правил регулирующих отношения людей в обществе, а также формирование черт характера, навыков и привычек поведения во всех сферах общественной жизни.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственно-волевых качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека нравственных качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр.
Волевая регуляция поведения и действий — это произвольная регуляция активности ребенка. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны взрослого. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используются личностные средства.
Закрепившиеся волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство; сверх того, эти качества своеобразны в зависимости от характера дел, где они проявляются.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, вещам, усваивает моральные нормы.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе [9, с.112].
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества [15, с.144].
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Особенности детей дошкольного возраста является ярко выраженная особенность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в котором появляются уважение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л. Коломинский, Л.В. Артемова) [12, с.201]. В возрасте от 3 до 7 лет педагоги направляют свои усилия на воспитание у детей сочувствия друг к другу, взаимопомощи.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности [9, с.113].
Главная особенность механизма нравственного воспитания детей заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. В старшем дошкольном возрасте нравственные привычки и навыки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными [13, с.80].
Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А. Аржанова, В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.В. Булатова и др.) [16, с.88]. В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).
Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы, старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В интереснейшем исследовании Т.А. Марковой [9, с.111], изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости (рисунок друга самый лучший).
Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы.
Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей