Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курс. Педагог условия воспитания нрав-волев качеств у детей ст дошк возр в под игр второй вар.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 


Глава 2.  Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

 

Исследование проводилось на базе детского сада № 37 Эжвинского района г. Сыктывкара в старшей группе. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство». В исследовании принимали участие 15 воспитанников старшей группы. Списочный состав исследуемых представлен в таблице 1.

                                                                                  Таблица 1

Список исследуемой группы

Имя ребенка

Возраст

1

Катя В.

5,2

2

Алина Ц

5,5

3

Варвара Н.

5,4

4

Костя Ж

5,3

5

Кирилл Ш.

5,2

6

Кирилл Т.

5,7

7

Данил

5,1

8

Даниил О.

5,6

9

Ангелина Р.

5,2

10

Арина Щ.

5,3

11

Стас Д

5,4

12

Зоя У.

5,1

13

Илья Р.

5

14

Мария В.

5,8

15

Богдан Т.

5,2

 

Обработка результатов констатирующего и контрольного эксперимента осуществлялась следующим образом:

Низкий уровень от 1 до 1,6 баллов

Средний уровень от 1,7 до 2,4 баллов

Высокий уровень от 2,5 до 3 баллов.

 

2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента

 

Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей сформированности нравственно - волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

В соответствии с целью констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи:

1.            Выявить особенности интереса детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм

2.            Выявить уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах

3.            Выявить особенности проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Для решения данных задач использовался многосерийный эксперимент.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался методика выбора (модифицированная методика В.И. Логиновой). Детям предлагалось выбрать одну из следующих игр: «Лото», «Кошки-мышки», «Космическое путешествие» и объяснить свой выбор. Если ребенок первым выбором показывал предпочтение не подвижной игре, то ему предлагалось осуществить выбор из двух оставшихся игр.

Анализ методики выбора осуществлялся следующим образом:

3 балла – ребенок выбирает подвижную игру с первого предъявления

2 балла – ребенок выбирает подвижную игру со второго предъявления

1 балл – ребенок не отдает предпочтение подвижной игре

Результаты методики выбора представлены в таблице 2.

                                               Таблица 2

Интерес детей к подвижным играм

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень

1

Катя В.

2

средний

2

Алина Ц

2

средний

3

Варвара Н.

2

средний

4

Костя Ж

3

высокий

5

Кирилл Ш.

3

высокий

6

Кирилл Т.

3

высокий

7

Данил

3

высокий

8

Даниил О.

2

средний

9

Ангелина

1

низкий

10

Арина Щ.

2

средний

11

Стас Д

1

низкий

12

Зоя У.

2

средний

13

Илья Р.

3

высокий

14

Мария В.

1

низкий

15

Богдан Т.

3

высокий

 

Анализ результатов выявления уровня развития интереса детей, старшего дошкольного возраста, к подвижным играм показал, что 33% детей предпочитают подвижные игры другим видам игр. Свой выбор мотивируют тем, что это самая интересная игра, в которой можно бегать, нужно быть ловким и все дети участвуют в игровых действиях. 40% детей отдавали предпочтение подвижным играм только со второго предъявления, объясняя свой выбор тем, что не часто выступают в роли ведущих (кошки или мышки), а быть «ловушкой» не интересно. Свое предпочтение другим видам игр, объясняли равноправностью партнеров игры («там можно всем играть»). 20% детей отдают предпочтение настольным и настольно-печатным играм, объясняя свой выбор интересом к данным играм («мне больше нравится»).

Необходимо отметить, что наибольший интерес к подвижным играм проявили мальчики, девочки выбирали подвижные игры, чаще со второго предъявления.

Для решения второй задачи нами была использована методика «Закончи историю», автор Г.А.Урунтаева.

Проведение методики: исследование проводится индивидуально. Воспитатель предлагает ребенку выполнить задание: закончить рассказы.

Материал: Ребенка просят придумать окончание к незаконченному рассказу - ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, дру­гая валялась рядом. Подошла Оля и попросила:  «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила... Что Маша ответила и почему?

Мама  стирала.   Витя играл:   он  строил  мост  из  кубиков.   «Витя,   помоги  мне развесить белье. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил ... Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет,  и  нечаянно толкнула башню, кубики рассыпались. И тут Вова ... Что сказал Вова и почему?

Критерии оценивания:

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицатель­ное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивиру­ют и нравственную оценку не формулируют.

Результаты изучения уровня развития представлений детей о нравственно-волевых качествах представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах

Имя ребенка

ситуации

Средний балл

Уровень

1

2

3

1

Катя В.

2

3

2

2,3

средний

2

Алина Ц

2

2

2

2

средний

3

Варвара

3

3

3

3

высокий

4

Костя Ж

2

1

2

1,6

низкий

5

Кирилл

2

2

2

2

средний

6

Кирилл

2

1

2

1,6

низкий

7

Данил

2

2

2

2

средний

8

Даниил

2

2

3

2,3

средний

9

Ангелина

3

3

3

3

высокий

10

Арина

3

3

3

3

высокий

11

Стас Д

2

1

2

1,6

низкий

12

Зоя У.

2

2

2

2

средний

13

Илья Р.

2

2

2

2

средний

14

Мария В.

2

3

3

2,6

высокий

15

Богдан Т.

2

2

2

2

средний

 

Анализ результатов таблицы 3 показал, что 20% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах. 53% детей проявили средний уровень сформированности представлений,  24% детей – высокий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах.

Необходимо отметить, что в общем у детей сформирован достаточный уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах, дети правильно находят решение предложенной ситуации, тем не менее такое решение носит произвольный характер.

Реализация третьей задачи констатирующего эксперимента осуществлялась по средствам наблюдения. Наблюдение осуществлялось в процессе подвижных игр, организованных педагогом группы. Для наблюдения были отобраны две подвижные игры: «Ловишка», игра хорошо знакомая детям и «Охотники», новая игра для детей. Нами определены следующие критерии наблюдения:

1.      принятие игрового правила

2.      соблюдение правил игры

3.      распределение игровых ролей

4.      поведение детей во время игрового действия

*отношение к не соблюдению правил,

* проявление нравственно-волевых качеств во время смены ролей в процессе игрового действия

* помощь участникам игры

Оценка результатов наблюдения осуществлялась в зависимости от соответствия перечисленным критериям:

3 балла – полное соответствие критерию наблюдения

2 балла – частичное соответствие критерию наблюдения

1 балл – не соответствие критерию наблюдения

Результаты наблюдения представлены в таблице 4.


Таблица 4

Особенности  проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

                                                                                          

Имя ребенка

Критерии наблюдения

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

1

Катя В.

2

2

2

2

2

средний

2

Алина Ц.

2

1

2

2

1,7

средний

3

Варвара

2

1

1

1

1,2

низкий

4

Костя Ж

2

1

2

1

1,5

низкий

5

Кирилл

2

1

1

1

1,2

низкий

6

Кирилл

2

2

1

2

1,7

средний

7

Данил

3

2

1

1

1,7

средний

8

Даниил

3

1

1

1

1,5

низкий

9

Ангелина

3

3

3

3

3

высокий

10

Арина

2

2

2

2

2

средний

11

Стас Д

2

1

1

1

1,2

низкий

12

Зоя У.

2

2

2

2

2

средний

13

Илья Р.

3

2

1

1

1,7

средний

14

Мария В.

2

2

2

2

2

средний

15

Богдан Т.

3

3

2

2

2,5

высокий

Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей