Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курс. Педагог условия воспитания нрав-волев качеств у детей ст дошк возр в под игр второй вар.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что 30% детей продемонстрировали низкий уровень проявления нравственно-волевых качеств в подвижных играх. 53% детей проявили средний уровень нравственно-волевых качеств, при этом необходимо отметить, что учитывая показатель среднего балла 27% детей из 53% находятся на границе низкого и среднего уровня с незначительным показателем в сторону преимущества последнего. 13% детей проявили высокий уровень нравственно-волевых качеств.

В процессе анализа данных наблюдения было выявлено противоречие между произвольным проявлением нравственно-волевых качеств (решение ситуаций) и проявлением нравственно-волевых качеств в подвижных играх. При достаточном уровне сформированности представлений детей о нравственно-волевых качествах наблюдается несформированность этих качеств в подвижных играх.

Общий уровень воспитанности нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 5.

Таблица 5

Уровень воспитанности нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Серии заданий

Общий балл

Средний балл

Уровень

1

2

3

1

Катя В.

2

2,3

2

6,3

2,1

Средний

2

Алина Ц.

2

2

1,7

5,7

1,9

Средний

3

Варвара

2

3

1,2

4,2

1,4

Низкий

4

Костя Ж

3

1,6

1,5

6,2

2

Средний

5

Кирилл

3

2

1,2

6,2

2

Средний

6

Кирилл

3

1,6

1,7

6,3

2,1

Средний

7

Данил

3

2

1,7

6,7

2,2

Средний

8

Даниил

2

2,3

1,5

5,8

1,9

Средний

9

Ангелина

1

3

3

7

2,3

Средний

10

Арина

2

3

2

7

2,3

Средний

11

Стас Д

1

1,6

1,2

3,8

1,2

Низкий

12

Зоя У.

2

2

2

6

2

Средний

13

Илья Р.

3

2

1,7

6,7

2,2

Средний

14

Мария В.

1

2,6

2

5,6

1,8

Средний

15

Богдан Т.

3

2

2,5

7,5

2,5

Высокий

 

Анализ  результатов констатирующего эксперимента позволяет заключить, что 13% детей находятся на низком уровне воспитанности нравственно-волевых качеств, 80% детей – на среднем уровне, 7% детей на высоком уровне.

Качественная характеристика уровней:

Низкий уровень: дети не проявляют интереса к подвижным играм, не достаточно сформированы представления о нравственно-волевых качествах: не всегда находят верное решение в ситуации, связанной с проявлением нравственно-волевых качеств, не принимают активного участия в подвижных играх, объясняя отказ в игре, желанием выполнять только роли ведущих. Не всегда принимают игровое правило, при нарушении правил игры другими участниками не могут найти компромисс: создают либо конфликтную ситуацию, либо отказываются от участия в игре.

Средний уровень: дети проявляют интерес к подвижным играм, представления о проявлении нравственно-волевых качествах достаточно сформированы: находят верное решение в ситуациях, связанных с произвольным проявлением нравственно-волевых качеств. Дети принимают и соблюдают игровое правило, при нарушении правил другими участниками игры, проявляют нетерпение, стараются выгнать их за игровое поле. Принимают активное участие в распределении игровых ролей, не скрывают огорчения при отказе в роли ведущего, иногда покидают игровое поле, не желая ждать своей очереди выполнять роль ведущего.

Высокий уровень: дети проявляют интерес к подвижным играм, представления о проявлении нравственно-волевых качествах достаточно сформированы: находят верное решение в ситуациях, связанных с произвольным проявлением нравственно-волевых качеств. Дети принимают и соблюдают игровое правило, при нарушении правил другими участниками игры, объясняют правила, помогают партнерам в процессе игрового действия, пытаются найти компромисс в решении  конфликтных ситуаций. Принимают активное участие в распределении игровых ролей, выполняют роль в соответствии с правилами игры.

 

Большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста, по общим результатам диагностики, находятся на среднем уровне воспитанности нравственно-волевых качеств. Это обуславливается проявлением интереса детей к подвижным играм, а также достаточно хорошим уровнем сформированности представлений детей о нравственно-волевых качествах. Тем не менее, результаты констатирующего эксперимента показали, что проявление нравственно-волевых качеств детей в игровой деятельности сформировано не достаточно, что свидетельствует о необходимости проведения формирующей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента

 

Цель: определить эффективные педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств в подвижных играх.

Реализация цели формирующего эксперимента осуществлялась по средствам следующих задач:

1.      отобрать доступное освоению дошкольниками содержание подвижных игр;

2.      разработать поэтапную систему проведения подвижных игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;

3.      обеспечить постепенное нарастание активной позиции ребенка как субъекта игровой деятельности;

4.      разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

Для реализации первой задачи формирующего эксперимента были отобраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В выборе подвижных игр мы руководствовались программой дошкольного образовательного учреждения, а также следующими критериями:

                                доступное содержание игрового материала детям старшего дошкольного возраста;

                                активное участие всех игроков;

                                наличие в игре ведущих ролей;

                                возможность прогнозирования ситуаций, требующих проявления нравственно-волевых качеств детей.

      Для проведения формирующей работы нами были отобраны подвижные игры не знакомые дошкольникам. Это позволило не только обогатить игровой опыт детей, но и наиболее эффективно воспитывать нравственно-волевые качества детей. Перед новой игрой все дети становятся равными партнерами игрового взаимодействия. Кто-то из детей быстрее понимает правила игры, их задача помочь понять правила другим детям, относится более терпимо к партнерам по игре. Незнакомая игра предоставляет новые возможности подходов к организации подвижной игры, распределению игровых ролей. Обучению детей распределять игровые роли самостоятельно, договариваясь  друг с другом.

      На материале отобранных игр была разработана поэтапная система работы по воспитанию нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Формирующая работа состояла из трех этапов.

На первом этапе работы осуществлялось знакомство детей с новыми подвижными играми (см. приложение). Этот этап потребовал наибольших временных затрат. Игры, на этом этапе работы, организовывались педагогом. Педагог распределял роли между детьми, обучал игровым правилам. Особое внимание необходимо обратить на распределение игровых ролей между детьми. Лучше всего использовать в данном случае считалки или жребий. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций между детьми, детьми и педагогом. Необходимо отметить, что с точки зрения воспитания нравственно-волевых качеств у детей этот этап оказался наиболее продуктивным, так как именно в процессе знакомства с новой игрой возникали ситуации спора между детьми, о правильности соблюдения правил. На данном этапе такие ситуации изначально решались педагогом, с помощью беседы, примером практических ситуаций, педагог обращался к другим детям за помощью. В итоге, ни одна подобная ситуация не осталась без внимания или не решенной.

На втором этапе работы усложнилась задача, стоящая перед детьми. Они не только сами выбирали игру, в которую будут играть, но и распределяли роли. Наиболее активные дети на первых этапах пытались отвоевывать роли ведущих, и здесь на помощь пришла методика организации подвижных игр, которая использовалась на предыдущем этапе (считалки, жребий). Когда все дети освоили правила игры и уже свободно ориентировались в игровом процессе, педагог просила детей принять в игру и провоцировала ситуации, требующие проявления нравственно-волевых качеств (забывала правила, случайно ловила мяч и т.д.). Все подобные ситуации, возникавшие между детьми, разрешались ими самостоятельно или с помощью педагога. В итоге формирующей работы у детей сформировалось представление о том, что игра будет интересной, если все ребята знают ее правила, нужно помогать товарищам и поддерживать их (например, в соревнованиях). Дети самостоятельно договаривались о том, в какую игру они будут играть, использовали разные приемы распределения игровых ролей, могли поделиться на команды, найти компромисс в конфликтных ситуациях.

В результате проведения формирующей работы можно предложить следующие рекомендации по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста:

* Любая игра переживает всплеск и падение интереса к ней со стороны детей, а при частом и безвариантном использовании теряет свое тренирующее значение

*Для обеспечения рационального подбора игр можно рекомендовать педагогам создание банка (картотеки) подвижных игр.  Рубрикация игр и упражнений внутри картотеки выполняется таким образом, чтобы можно было быстро и правильно подобрать игру, требуемую в данный момент. Возможны варианты систематизации карточек по времени года и месту проведения игр, преобладающим в них движениям и др. Такими карточками легко пользоваться не только при планировании игровых программ, но и при их непосредственном проведении. Нередко возникает необходимость после проведения игры внести в ее описание некоторые уточнения, коррективы, предложенные детьми способы модификации или усложнения, с тем чтобы использовать их в дальнейшем. Поэтому для них следует предусмотрительно оставить на карточке свободное место.

* Соблюдение эмоционально-психологического и физиологического комфорта старших дошкольников. Эмоциональный подъем и особый настрой на игру, бесконфликтные отношения со сверстниками появляются у детей лишь тогда, когда взрослый, чутко реагируя на ситуацию, наиболее адекватно организует их деятельность и поведение.

* Игры могут проводиться или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой. Педагогически целесообразными являются оба варианта. Так, игры, построенные на очередности действий, способствуют воспитанию воли, приучают их участников сдерживать себя. Но при неправильной тактике педагога детям приходится долго ждать своей очереди. Ожидание, однообразие неподвижного положения может вызвать снижение интереса и утомление нервной системы; дети начинают отвлекаться по самому незначительному поводу, вызывая порой несправедливое недовольство педагога.

* Часто перед проведением игры требуется назначить кого-то водящим; от его личностных и физических качеств нередко зависит игровой азарт и эмоциональный настрой других детей. Энергичные, быстрые движения, ловкость выполняемых водящим действий стимулируют активность игроков. Поэтому педагогу необходимо уметь предварительно четко определить требуемые от водящего качества и в зависимости от этого либо самому назначить водящего, либо предоставить детям возможность выбрать его самостоятельно (например, с помощью считалки).

*Для поддержания у детей радости, удовольствия от игры следует использовать разные приемы, например:

– включать в ход игры дополнительные задания, если водящий не отличается ловкостью, быстротой и умением;

– варьировать составляющие игры с учетом сил и возможностей водящего (например, для конкретного ребенка-водящего изменять расстояние до остальных играющих);

– дополнительно организовывать преодоление препятствия для водящего, действующего быстро и точно, когда большинство детей не справляются с заданием в обычных условиях, и др.

    *    Педагог должен хорошо ориентироваться в ходе и правилах игры, уметь оставаться по отношению ко всем игрокам вполне объективным и беспристрастным. Он вправе остановить игру, чтобы дать дополнительные указания и разъяснения. Однако при этом следует предоставить играющим максимум инициативы. Заканчивать игру также нужно своевременно, поскольку ее затягивание может привести к потере интереса у детей.

   * Детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Победа в командных играх – общая, но степень участия, вклад каждого игрока – различны. Поэтому после проведения игры необходимо дать ее педагогическую оценку.

Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей