Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования − выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.
• Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
• Проанализировать успеваемость учащихся.
• Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.
• Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность самостоятельной работы в психолого-педагогическом аспекте
1.2 Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.3 Анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с позиции возможностей организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Глава 2 Разработка педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.1 Разработка и обоснование педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Организация самостоятельной работы младших школьников.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Полагаем, что целесообразнее проверку выполненного задания выделить в отдельный структурный этап, а именно III (проверочный) этап, который заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее (устанавливает, правильно или нет), т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входит: анализ задания, поиск способов осуществления задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы[32].

При постановке целей и задач самостоятельной работы необходимо учитывать дидактические требования:

1. Самостоятельная работа  должна носить целенаправленный  характер. Это достигается четкой  формулировкой цели работы. Задача  учителя заключается в том, чтобы  найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников  интерес к работе и стремление  выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа  должна быть действительно самостоятельной  и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у  учащихся нужно сформировать  простейшие навыки самостоятельной  работы. В этом случае самостоятельной  работе учащихся должен предшествовать  наглядный показ приемов работы  с учителем, сопровождаемый четкими  объяснениями, записям и на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Для самостоятельной  работы в большинстве случаев  нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает  действия по готовым рецептам  и шаблону, а требует применения  знаний в новой ситуации. Только  в этом случае самостоятельная  работа способствует формированию  инициативы и познавательных  способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной  работы необходимо учитывать, что  для овладения знаниями, умениям  и навыками различным учащимися  требуется разное время. Осуществлять  это можно путем дифференцированного  подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом в отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

6. Задания, предлагаемые  для самостоятельной работы, должны  вызывать интерес учащихся. Он  достигается новизной выдвигаемых  задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

7. Самостоятельные работы  учащихся необходимо планомерно  и систематически включать в  учебный процесс. Только при этом  условии у них будут вырабатываться  твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной  работы необходимо осуществлять  разумное сочетание и изложения  материала учителем с самостоятельной  работой учащихся по приобретению  знаний, умений и навыков. В этом  деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной  работой может замедлить темпы  изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед  в познании нового.

9. При выполнении учащимися  самостоятельных работ любого  вида руководящая роль должна  принадлежать учителю. Учитель продумывает  систему самостоятельных работ, их планомерное включение в  учебный процесс. Он определяет  цель, содержание и объем каждой  самостоятельной работы, ее место  на уроке, методы обучения различным  видам самостоятельной работы. Он  обучает учащихся методами самоконтроля  и осуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

В процессе самостоятельной работы у учащихся формируются следующие качества: трудолюбие, организованность, инициатива, сила воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления. Систематическая самостоятельная работа повышает культуру умственного труда учащихся, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания, что особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится постоянно заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных источников информации.

Самостоятельная работа только тогда дает положительные результаты, когда она правильно организованна, т.е. представляет собой систему. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. Большое значение, по нашему мнению, имеют принцип доступности и систематичности, принцип творческой активности, связь теории с практикой, принцип постепенной в нарастании трудностей, принцип дифференцированного подхода к учащимся[29].

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

 

    1. Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста

 

Практика школьной работы доказала, что однообразие в методах обучения понижает интерес учащихся к знаниям, ослабляет их внимание, ухудшает процесс усвоения. К.Д. Ушинский[25] писал о том, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных усилий и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли бы участие в акте восприятия. Иначе говоря, обучение русскому языку должно строиться так, чтобы на уроках сменялись различные виды учебной деятельности: слушание, наблюдение, изложение, письмо. Каждый из этих видов содержит большие возможности для развития активности учащихся, однако, увлечение каким-нибудь одним из них или только некоторыми может вызвать однообразие и, следовательно, утомление. Особенно важно это учитывать при работе с учащимися младшего школьного возраста.

Методы учебной работы в начальных классах разнообразны. Каждый конкретный метод отвечает цели и содержанию урока. Чаще всего учитель, избрав какой-либо метод обучения, использует его в сочетании с другими методами и приемами в наиболее целесообразной и удобной форме для лучшего усвоения и закрепления знаний детьми. В школьной практике до сих пор существует разрыв между начальным обучением и обучением в V классе. Это можно объяснить отсутствием перспективности и преемственности в преподавании, недостаточным вниманием учителей начальных классов к формированию навыков самостоятельной работы у младших школьников.

У некоторых недостаточно опытных учителей организация учебной деятельности учащихся не способствует воспитанию активности. У таких учителей ученик может получить помощь при первом его малейшем затруднении или сомнении. Это устраняет необходимость поисков самостоятельного решения задачи. Ученику преподносится готовый результат, хотя школьник мог бы додуматься и сам. В других случаях учитель не поинтересуется, как пришел ученик к решению вопроса, а ограничивается одобрением по поводу правильности результата, что не повышает интереса ученика к поискам различных путей выполнения задания.

На уроках в начальных классах преобладает фронтальная форма обучения, действия детей связываются с непрерывными указаниями учителя и работой у классной доски. Такая излишняя опека тормозит развитие детей, приводит к тому, что, перейдя в V класс, учащиеся оказываются беспомощными при необходимости самостоятельной работы с книгой, в решении самостоятельных заданий и в выполнении работ творческого характера. Объем заданий оказывается для них непосильным, темп работы замедленный.

Навыки самостоятельной работы не возникают сами по себе, их нужно формировать, и в этом - важнейшая задача учителя начальных классов. Самостоятельность детей складывается постепенно, воспитывается от урока к уроку, из класса в класс.

Самостоятельная работа на уроках чтения, естественно, предполагает предварительную подготовку детей к ее выполнению. При подготовке учащихся к самостоятельному чтению, к выполнению задания важно коротко и четко поставить перед ними цель работы (например, подготовиться к выборочному пересказу прочитанного рассказа). Вместе с тем эта подготовка должна ввести детей в круг тех представлений и понятий, с которыми они встретятся при выполнении задания, связанного с чтением (например, историческая эпоха, отношения людей в определенной эпохе - крепостное право, времена года, сезонный труд людей и пр.). Всему этому помогает предварительная беседа с учащимися перед чтением произведения.

Опытный учитель с первых дней обучения учит детей самостоятельно решать маленькие учебные задачи при работе с разрезной азбукой и в написании букв, слов, в поисках знакомых слов в незнакомом тексте.

В связи с развитием ученика под воздействием обучения уровень требований к нему должен возрастать: изменяется объем самостоятельных заданий, их характер, темп работы ученика, возрастает степень самостоятельности.

Самостоятельная работа остается одним из основных путей повышения активности учащихся на уроке, средством прочного усвоения и закрепления учебного материала. На каждом этапе урока учитель найдет возможным применение таких заданий, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся.

В самостоятельной работе наиболее полно осуществляется применение полученных знаний в практической деятельности.

Одной из важнейших задач является развитие у учеников умения самостоятельно работать. Основная часть самостоятельной работы должна быть сосредоточена на уроке. Именно здесь учащиеся овладевают методами и приемами работы с книгой, с учебными пособиями, на уроке под руководством учителя дети привыкают учиться осмысленно, наблюдать, слушать, рассказывать о виденном и слышимом, не только получать знания, но и применять их в различных условиях. Иначе говоря, по выражению К. Д. Ушинского, «Учитель должен научить детей умению учиться»[25]. В самостоятельной работе обеспечивается соединение знания и умения, работы ума и рук, совершенно необходимые качества в формировании активного строителя демократического общества.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности требует особого подхода. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащихся.

Как правило, учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют задания на репродуктивном уровне. Иногда учителя забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

  • актуализация знаний учащихся;
  • изучение новых знаний;
  • закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
  • проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание учителя на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

  • путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
  • путем усложнения содержания задания;
  • путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Информация о работе Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста