Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:04, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования − выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи исследования: • Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования. • Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников. • Проанализировать успеваемость учащихся. • Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках. • Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 1.1 Сущность самостоятельной работы в психолого-педагогическом аспекте 1.2 Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 1.3 Анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с позиции возможностей организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста Глава 2 Разработка педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 2.1 Разработка и обоснование педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста 2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста Заключение Список использованных источников
Как уже отмечалось, при организации
самостоятельной работы на уроках математики
необходимо учитывать ее объем. Несоответствие
объема работы выделяемому времени - один
из недостатков ее организации. Завышение
объема работы вызывает у школьников состояние
тревожности, поспешность в действиях,
неудовлетворенность качеством выполнения
заданий. При планировании объема самостоятельной
работы необходимо учитывать темп работы
учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время
на уроке и лучше организовать работу,
В.К. Буряк предлагает учителю предварительно
самому выполнить задание для самостоятельной
работы учащихся[3]. Тогда время, затраченное
учителем на выполнение одного задания,
необходимо умножить на 3 - именно столько
минут потребуется учащимся для выполнения
задания. В ходе выполнения задания учитель
сможет понять, какие элементы могут затормозить
или ускорить работу учащихся.
С целью осуществления контроля
и оказания помощи учащимся предлагают
учителю заготовить карточки с образцами
выполнения заданий, предлагаемых ученику,
или записать образец решения на доске.
После выполнения задания ученик сможет
проверить его самостоятельно по образцу[3].
Анализ передового педагогического
опыта позволяет констатировать, что рационально
организованная самостоятельная деятельность
младших школьников способствует овладению
ими глубокими и прочными знаниями, развитию
познавательных способностей к длительной
интеллектуальной деятельности, обучению
учащихся рациональным приемам самостоятельной
работы.
1.3 Анализ федеральных
государственных образовательных
стандартов начального общего
образования с позиции возможностей
организации самостоятельной работы детей
младшего школьного возраста
В современном стремительно
изменяющемся мире репродуктивная передача
подрастающему поколению суммы знаний
уже не является залогом его успешной
интеграции в социум.
Обществу сегодня нужны образованные,
нравственные, творческие люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора. Поэтому главными
факторами для построения личностного
вектора развития становятся умение ориентироваться
в море информации и способность принимать
правильные решения на основании данных
из различных источников.
Приоритетной целью современного
российского образования становится не
репродуктивная передача знаний, умений
и навыков от учителя к ученику, а полноценное
формирование и развитие способностей
ученика самостоятельно очерчивать учебную
проблему, формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный
результат – научить учиться.
Перед образовательной
системой страны стоит непростая
задача: формирование и развитие
мобильной самореализующейся личности,
способной к обучению на протяжении всей
жизни. И это в свою очередь корректирует
задачи и условия образовательного процесса,
в основу которого положены идеи развития
личности школьника.
В Национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа»
Дмитрий Анатольевич Медведев
отметил: «Школьное образование
сегодня представляет собой самый
длительный этап обучения каждого
человека и является одним
из решающих факторов, как индивидуального
успеха, так и долгосрочного развития
всей страны.
Школа для ребёнка
– это часть его жизни, поэтому
и организовать её нужно так,
чтобы, выйдя из её стен, где
он приобрёл умения и навыки,
каждый смог удержаться на
плаву в современном мире и
уверенно подниматься по пути,
выбранному на начальном этапе
его жизни. Значит, организация учебного
процесса должна быть настолько
совершенной и конструктивной, чтобы
у школьника была возможность
реализовать себя».
Соответственно идея обновления
образовательных стандартов, а скорее
всего разработка нового поколения образовательных
стандартов - просто вызов времени, в котором
мы живем.
В основе стандарта второго
поколения лежит общественный договор
– новый тип взаимоотношений между личностью,
семьей, обществом и государством, который
в наиболее полной форме реализует права
человека и гражданина.
С принятием стандарта не только
государство может требовать от ученика
соответствующего образовательного результата.
Ученик и его родители вправе требовать
от школы и государства выполнения взятых
ими на себя обязательств. В этом контексте
стандарт является средством обеспечения
планируемого уровня качества образования.
Главный смысл разработки образовательных
стандартов второго поколения заключается
в создании условий для решения стратегической
задачи развития российского образования
- повышения его качества, достижения новых
образовательных результатов, обеспечивающих
конкуретноспособность отечественной
школы, ее готовность к решению новых социальных
задач: консолидации общества, формированию
российской идентичности, выравниванию
социальных возможностей людей с разными
стартовыми условиями.
Иначе говоря, сегодня образовательный
стандарт должен служить средством не
фиксации состояния образования, достигнутого
на предыдущих этапах его развития, а ориентировать
образование на достижение нового качества,
адекватного современным (и даже прогнозируемым)
запросам личности, общества и государства.
Начальная школа играет исключительно
важную роль в общей системе образования.
Это то звено, которое должно обеспечить
целостное развитие личности ребенка,
его социализацию, становление элементарной
культуры деятельности и поведения, формирование
интеллекта и общей культуры. Определить
современные требования к начальной школе,
обеспечить качество начального образования
- основная задача федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения.
Новый государственный образовательный
стандарт начального общего образования
разработан в Российской академии образования
коллективом российских педагогов-учёных
под руководством Кондакова А.М., д.п.н.,
члена корреспондента РАО, с привлечением
опыта работы учреждений образования
14 регионов РФ.
В соответствии с
Законом РФ «Об образовании»
федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования
представляет собой совокупность
требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ
начального общего образования
образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования должен обеспечивать:
единство образовательного
пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных
программ начального общего и основного
общего образования.
Структура стандартов включает
три группы требований:
к результатам освоения основной
образовательной программы начального
общего образования;
к структуре основной образовательной
программы начального общего образования,
в том числе требования к соотношению
частей основной образовательной программы
начального общего образования и их объему,
а также к соотношению обязательной части
основной образовательной программы начального
общего образования и части, формируемой
участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной
образовательной программы начального
общего образования, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим
и иным условиям.
Требования к результатам, структуре
и условиям освоения основной образовательной
программы начального общего образования
учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени начального
общего образования, самоценность ступени
начального общего образования как фундамента
всего последующего образования.
Стандарт является основой
объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени начального общего
образования.
Нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального
общего образования составляет четыре
года. (Нормативный срок освоения основной
образовательной программы начального
общего образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья может быть увеличен
с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный
подход.
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
С момента вступления в силу
нового федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования стали предъявляться
новые требования к структуре основной
образовательной программы, которая определяет
содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего
образования и направлена на формирование
общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, на создание основы
для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья младших
школьников.
Основная образовательная программа
начального общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса.
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального
общего образования содержат описание
целевых установок, компетенций выпускника
начальной школы, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка
младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния
здоровья.
Требования задают ориентиры
оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
Личностные результаты - готовность
и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению
и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие
их индивидуально - личностные позиции,
социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
- освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные
и коммуникативные).
Предметные результаты - освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Требования определяют планируемые
результаты начального общего образования,
возможность достижения которых должна
быть гарантирована всеми учреждениями,
реализующими основные образовательные
программы начального общего образования,
независимо от их вида, местонахождения
и организационно-правовой формы. Планируемые
результаты являются обязательной составной
частью основной образовательной программы
начального общего образования.
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Разработка и обоснование
педагогических условий организации и
стимулирования самостоятельной работы
детей младшего школьного возраста
На основе теоретического изучения
исследований по проблеме формирования
самостоятельности школьников была разработана
система педагогических условий организации
и стимулирования самостоятельной деятельности
школьников, состоящая из следующих элементов:
1) диагностирование уровней
самостоятельной деятельности учащихся.
2) моделирование стимулирующего
воздействия на процесс самостоятельной
деятельности младших школьников
и организация самостоятельной
деятельности учащихся на основе
комплекса стимулов;
4) анализ и коррекция
самостоятельной познавательной
деятельности школьников, моделирование
новой ситуации.
При разработке условий стимулирования
самостоятельной деятельности детей,
мы исходили из определения его сущности
как организации взаимосвязанных педагогических
условий становления личностного отношения
учащихся к формируемой деятельности,
способствующих достижению высокого уровня
сформированности каждого из его компонентов:
мотивационного, операционно-действенного,
эмоционального. Мотивационный компонент
характеризуется уровнем отношения школьников
к самостоятельной деятельности и отражает
процессы индивидуального целеполагания.
Действенный компонент показывает степень
развития у учеников качеств самостоятельной
деятельности таких, как ответственность,
организованность, самостоятельность
и активность, проявление которых зависит
от характера приложения сил самого ученика
и от его отношения к характеру деятельности.
Эмоциональный компонент характеризуется
эмоциональными переживаниями результатов
собственной деятельности, удовлетворенностью
или неудовлетворенностью самим процессом
деятельности.