Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования − выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.
• Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
• Проанализировать успеваемость учащихся.
• Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.
• Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность самостоятельной работы в психолого-педагогическом аспекте
1.2 Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.3 Анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с позиции возможностей организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Глава 2 Разработка педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.1 Разработка и обоснование педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Организация самостоятельной работы младших школьников.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Комплекс приемов, методов и условий стимулирования самостоятельности представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Организационно – педагогические условия формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста

 

Организационно – педагогические условия

Стимулирующее воздействие

1

Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Развитие самостоятельной деятельности

2

Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность

3

Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.».

Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности.

4

Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений.

Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия.

5

Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповой формы организации обучения,

систему дифференцированных заданий,

анализа практических задач,

актуализации опыта учащихся,

совместного решения проблемных ситуаций.

Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как

ответственность и организованность.


 

 

Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий. В связи важностью родительского участия в становлении детской учебной и не только самостоятельности была разработана памятка для родителей по формированию самостоятельности школьников (Приложение 1).

Таким образом, основными условиями проявления самостоятельности младших школьников, на наш взгляд, являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом  понимание обеспечивает возможность  включения школьника в работу. Для выполнения задания ему  не нужно переспрашивать: «С чего  начинать?», «Как делать?», «Куда  писать?» и т.д.

4. Разделение труда между  школьником и педагогом. В начальной  школе дети должны не только  учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться  строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен  обеспечить развитие всех компонентов  познавательного интереса как  источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих  самостоятельность заданий должно  соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную  деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий  должна строиться на основе  постепенного продвижения школьников  от действий в сотрудничестве  с учителем к полностью самостоятельным.

 

2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста

 

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время. А это предполагает, что учитель займет позицию координатора, инструктора детской деятельности.

“Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности”, - говорил В.Д.Иванов. Действительно, суть самодеятельности следует искать в семантике слов – “сам делаю, собственно моя деятельность”. Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, а самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности и развитию самостоятельности возраст 6–9 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития этот возраст является сензитивным для развития самодеятельности и самостоятельности. Эффективность развития самодеятельности и самостоятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей на основе индивидуального подхода.

Цель рекомендаций состоит, в том, чтобы ребенок с малых лет понимал, что все достигается трудом, что нет легких путей. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, учителю очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, еще в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить, применять знания в практической деятельности.

Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

  1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.
  2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
  3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.
  4. Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся, весьма важно, чтобы в учебном процессе, наряду с внешней связью, существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую ученик сам получает о ходе и результатах создания внутренней обратной связи во время самостоятельной работы - использование элементов самооценки. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Только реальные и достаточные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личность. Если самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, раздумий, она наполняется подлинными знаниями. Такая самооценка – реальный помощник ребенку в определении своего пути в будущее, в успешных шагах по этому пути.

Ученик переписывает задание из учебника, кто-то из родителей стоит рядом, за спиной, и следит за каждым движением, (знакомая картина), родители пытаются предотвратить возможную ошибку. Ребенок напряжен и оттого делает ошибку за ошибкой, последствия известны: детские слезы, не желание учиться и другое. А всего этого можно было избежать. Строгий надзор вовсе не способствует развитию самостоятельности, ответственности и внимания.

Формы и методы развития активной самостоятельной деятельности младших школьников в технологии индивидуализированного обучения.

Очень часто в наших образовательных заведениях школьнику отводится роль пассивного приемника знаний, исполнителя педагогической воли. Однако не все школьники могут воспринимать волю учителя в той форме, в которой она выражается. Учащиеся бывают разные, для одних один учитель любимый и его требования будут выполняться, другие будут выполнять требования из чувства страха быть наказанными в школе и дома, у таких детей сформированы определенные стереотипы поведения на уровне послушания. Есть дети, которые более самостоятельны в своих суждениях и поэтому сами легко могут предъявлять требования к себе, если эти требования совпадают с требованиями учителя, дети охотно их выполняют, если не совпадают, то требования не выполняются. Такая ситуация наиболее типична при возникновении непреодолимых трудностей взаимодействия учителя с учеником и порождении у последнего комплекса неполноценности, который является механизмом снижения динамичности личностного становления. От этого страдает качество знаний, появляется желание пропускать школу. Следовательно, требуется значительное обновление содержания, методов и форм организации учебного процесса. Учитель – инструктор, координатор в учебном процессе. Дать инструкцию – значит заинтересовать человека в получении результата, подобрать и обозначить средства, с помощью которых будет совершаться самостоятельная деятельность, выявить необходимую совокупность и последовательность операций, позволяющих достигнуть цели. Четкая, профессиональная инструкция, ориентированная на реальный уровень развития ребенка снимает у него страх и неуверенность перед предстоящей деятельностью, обеспечивает достижение намеченного результата. В итоге это позволяет пережить ситуацию успеха, чувство радости, гордости и эмоционального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

В педагогическом процессе, ученика постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Сразу сделаем оговорку: это вовсе не означает свободы действий (пусть делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется), следовательно, дезорганизованного, стихийного развития. Положение о представлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает следующее. Ученик сам выбирает занятие, из предложенного, которое модифицирует и направляет его функциональную тенденцию, свободно в нее включается и так же свободно выходит, без принуждения со стороны взрослого. Ребенок не должен бояться трудностей, это было бы противоестественно его природе.

Приведем пример: к доске вышел ученик и с некоторыми консультационными советами учителя в течение 2-х минут решал задачу, которую одновременно с ним переписывали в тетради его товарищи. Сколько времени при таком режиме работы ребята действуют самостоятельно. Ответ очевиден - 2минуты, на протяжении двух минут работал один-единственный ученик. Все остальное происходившее на уроке пассивная репродукция. Допустим в классе 20 учеников, каждый из них в идеале может работать 40 минут самостоятельно. Таким образом, из 800 минут урока только 2минуты составляет активная самостоятельная работа. Решая у доски задание 2минуты, ученик вносит в копилку самостоятельной работы всего только 2 мин. Дети приходят из разных семей, с разными способностями, у них разный темперамент и т. д. Всегда сложно заставлять их делать то, чего они не желают. Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.

Очень часто можно столкнуться с такой проблемой: по расписанию первый урок русский язык или математика, или литература и т. д., а дети не все хотят именно в таком порядке приступать к работе, что же делать. Способов у учителя много, а можно попробовать изменить форму обучения. Составить программу, на каждый предмет, которую каждый ученик обязан выполнить, предложить выбрать любой предмет по желанию, с которого он хотел бы начать свою работу, есть обязательное условие программы: задания по всем предметам должны быть выполнены (в рамках расписания). Что же мы видим, одни дети работают быстрее, другие медленнее, некоторые уже приступили к другому предмету. Какова же роль учителя, а он в это время работает индивидуально с каждым, мгновенно переключаясь с одного предмета на другой. Постепенно дети учатся выполнять программу, некоторые успевают получить дополнительное задание, поработать со словарями, справочным материалом и т. д. Но если работать только в таком режиме, можно столкнуться с очередной проблемой: у детей будет плохо развиваться речь. Можно внести некоторые изменения. Например, начинать урок с работы над ошибками, допущенными в классе или дома, или чтение стихов, или пересказ текстов, отрывков, анализа сочинений, изложений, с обсуждение какой-либо проблемы. Затем только задавать программу по каждому предмету. Внимательно выслушав программу, ребята могут сделать выбор. Учащиеся, которые выбрали или историю, или литературу, или природоведение пересаживаются за отдельный рабочий стол, где в группе работают самостоятельно по заданному плану. Учитель в это время ведет работу с остальными учащимися и только, когда все вопросы и объяснения закончены (если таковые были), может переходить к той группе, которая занимается или историей, или литературой, или природоведением. Итак, на протяжении двух, трех, четырех уроков группы постепенно меняются, дети под руководством учителя самостоятельно изучают один за другим учебный материал. Учителю очень важно уметь грамотно планировать свою работу и научить этому детей.

Информация о работе Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста