Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования − выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.
• Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
• Проанализировать успеваемость учащихся.
• Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.
• Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность самостоятельной работы в психолого-педагогическом аспекте
1.2 Особенности организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
1.3 Анализ федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с позиции возможностей организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Глава 2 Разработка педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.1 Разработка и обоснование педагогических условий организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические рекомендации учителю начальных классов по организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Организация самостоятельной работы младших школьников.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Ребята приходят в первый класс, и они многого не умеют. Попробуем весь путь с 1 по 4 класс разделить на периоды. Представим весь путь в виде прямой линии и разделим на 3 части, каждая из частей по продолжительности может быть разная, все зависит от того, сколько детей в классе, какими навыками и умениями обладают, какой темперамент, какое здоровье.

1 класс первый период подготовительный 

2-3 класс второй период переходный 

4 класс третий период завершающийРаскроем значение каждого периода.

В первый период входит 5 разделов:

1 раздел – работа над  навыком самостоятельного умственного  труда:

а) Учиться уметь обдумывать услышанное, прочитанное.

б) Учиться сопоставлять высказанную точку зрения с другими.

в) Учиться выдвигать и проверять предположения.

г) Учиться делать выводы.

2 раздел – способность  ученика разграничивать:

а) Это я знаю, умею.

б) Этого еще не знаю, не умею.

3 раздел – развитие  речи:

а) Учиться ориентироваться в ситуации общения.

б) Учиться формировать собственные мысли и понимать чужие.

в) Учиться осуществлять самоконтроль за речью, восприятие ее собеседником.

г) Учиться понимать речь партнера.

4 раздел – умения, которыми  характеризуется самостоятельность:

а) Учиться уметь выделять главное, видеть общую закономерность и уметь делать обобщенные выводы.

б) Учиться последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их.

в) Учиться применять знания в разных условиях, часто усложненных, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели.

г) Учиться доходить до истины, стараясь не обращаться за помощью к другим.

5 раздел – познавательная  деятельность школьников:

а) Учиться работать с дополнительной литературой.

б) Работать над умением грамотно задавать вопросы.

в) Уметь рационально использовать время на уроках.

г) Учиться до истины доходить самому, не обращаясь за помощью к другим.

д) Уметь организовывать взаимопроверку, самоконтроль, самооценку собственной деятельности.

е) Уметь самостоятельно разделить поставленную цель на две простейшие задачи: выбрать средства и способы решения, самостоятельно решить.

Второй период – это период, где дети пробуют себя, выбирают предметы, стараются рационально использовать время, хотя многому они уже научились в первом периоде.

Третий период – активная самостоятельная, индивидуальная работа с выбором предметов по желанию.

Подготовив ребят можно свободно приступать к той форме обучения, которая была предложена выше. Ребята работают с большим желанием, применяя ранее полученные умения и навыки (1, 3, 4, 5 разделы).

Для того, чтобы научить детей работать самостоятельно, а учителю индивидуально с каждым, педагог сам должен хорошо разбираться в технологии индивидуализированного обучения. Быть творческой личностью, эрудированным, ситуативным, уметь рационально использовать время на занятии, ведь, работая в этой технологии, мы отошли от традиционной формы урока. Одни ученики делают, например, математику за 30 минут, а другому требуется 50 минут и т.д. Для учителя важно, чтобы программа, заданная на уроке была выполнена в классе всеми учащимися. Каждый ребенок индивидуален, поэтому учитель должен помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Учащиеся с низкой успеваемостью тоже способны работать самостоятельно. В отличие от сильных учеников они нуждаются в большей помощи со стороны учителя. Главная трудность для этих ребят – правильно определить этапы действий, последовательно и логически стройно раскрыть содержание, важнейшие задачи. Бывает и так, что некоторые дети отказываются от самостоятельного, познавательного поиска, ждут помощи учителя. Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель правильно организует эту работу и умело руководит во время индивидуального подхода.

Анализ педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на занятиях самостоятельная, индивидуальная работа способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной, интеллектуальной деятельности. Учащиеся могут самостоятельно осваивать современные дистанционные программы обучения. Они постепенно овладевают процессом самостоятельного и целенаправленного проектирования своего жизненного пути на основе сформированных ЗУНов, свободного самостоятельного выбора с учетом потребностей социума.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В решении задач формирования способности школьников к самостоятельной работе требуется формирование приёмов моделирования учебной деятельности, определение учащимся оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку им рациональных приёмов работы с учебным материалом.

В целом самостоятельная работа школьника основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование его контроля и оценивания самим учителем. Соответственно, положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность к подлинной самостоятельной работе, зависит от совместных действий учителей и школьника, от осознания им особенностей этой работы как специфической формы учебной деятельности, предъявляющей к её субъекту особое требование и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение. Анализ видов учебной работы школьника показывает, что самостоятельная работа характеризуется собственной познавательной потребностью, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени этой работы.

Для развития навыков самостоятельной работы младшего школьника необходимо выполнять следующие условия, к ним в первую очередь относятся:

- содержание учебных заданий  должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную  деятельность в неразрывном единстве,

- способы руководства  деятельностью школьников следует  направлять на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения

- система учебных заданий  должна строиться на основе  постепенного продвижения школьников  от действий в сотрудничестве  с учителем к полностью самостоятельным;

- на уроках необходимо  поддерживать атмосферу, позволяющую  придать поисковым действиям  учащихся личностный смысл и  обеспечить их положительной  мотивацией.

Самостоятельная работа младшего школьника должна быть как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная совокупность выполняемых действий, направленная на достижение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2005
  2. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся// Нач.шк. 2001, №1.
  3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. –М.,1984.
  4. Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики// Нач. шк. 2003, №12.
  5. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.,1999.
  6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с
  7. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,1990, №11.
  8. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке/ №8.,2004
  9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. –М., 2006.-с.34.
  10. Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2002.
  11. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.,2004.
  12. Исаев Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой. - №3., 2009
  13. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М.,2005.
  14. Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. – М.,2007.
  15. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. – М.,2008.
  16. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. – М.,2001.
  17. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах. – М,2003.
  18. Педагогика/Под ред. Пидкасистого П.И.-М.,1998.
  19. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,2000.
  20. Пименова Л.М. Воспитание у школьников самостоятельности как черты личности. –Л.,1960.
  21. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий// Нач.шк.,№7,2001.
  22. Совершенствование обучения младших школьников.-М.,2001.
  23. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М.,2000.
  24. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе.-М.,2008.
  25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.VI.-М.,1949.
  26. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.-М.,1979.
  27. Шамова Т.И., Южаков С.М., Еникеев М.И. Рациональная организация самостоятельной деятельности учащихся// Сов.педагогика,1964, №9.
  28. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников.-М.,2005.
  29. http://www.150-mousosh10.edusite.ru/DswMedia/diplomnayarabotauchebnikkaksredstvoorganizaciisamostoyatel
  30. http://referatwork.ru/new/source/4526text-4526
  31. http://do.gendocs.ru/docs/index-211538.html?page=2
  32. http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=514415

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(воспитание самостоятельности)

  1. Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
  2. Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз говорите ему собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
  3. Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
  4. Не “стойте над душой” у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,– спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
  5. Поощряйте вопросы с его стороны, но не “разжевывайте” ему задания – он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,– ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре – это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой – приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.
  6. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания, и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.).
  7. Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
  8. Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго “раскачивается”, какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
  9. Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе – это унижение для него, и для вас.
  10. Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет “пропускать мимо ушей” ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.

 

 


Информация о работе Педагогические условия в организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста