Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;

Содержание

Введение

3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов

13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе


20

Выводы по первой главе

Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов


27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов

33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов



44

Выводы по второй главе

Заключение

54
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

04.06.2013 ВКР Холманских.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра методик дошкольного и начального образования

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

Холманских Анна Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 050700.62 «Педагогика» 

профиль «Начальное образование»

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

Д.п.н., профессор Гончарова  Е.В.

Рецензент:

 

К.п.н., доцент Дрень О. Е.


 

 

Допущена к защите

решением кафедры

Пр.№ ___ от

«___»___________2013 г.

 

Зав. кафедрой____________

 

Дата защиты «___»____________ 2013 г.

Отметка ___________________________

 

 

Подпись ___________________________

(председатель ГАК)


 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

3

Глава I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 

1.1.

Понятие педагогический мониторинг

8

1.2.

Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов

 

13

1.3.

Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе

 

 

20

 

Выводы по первой главе

 

Глава II.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У  УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 

2.1.

Модель педагогического мониторинга  валеологической воспитанности у учащихся вторых классов

 

 

27

2.2

Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов

 

33

2.3

Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов

 

 

 

44

 

Выводы по второй главе

 

Заключение

 

54

Список литературы

 

 

58

Приложение

 

64


 

 

 

Введение

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как Жизнь и Здоровье человека приобретают особое значение. В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.» [41], «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.» [29], Законе РФ «Об образовании» [22] и других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. В ФГОС второго поколения общего начального образования говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни [53].  Таким образом, здоровье и образование сегодня являются приоритетными направлениями политики государства.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение, так как с каждым годом увеличивается заболеваемость среди учащихся, особенно начальных классов. Формирование здорового образа жизни как педагогическая проблема рассматривается в трудах многих отечественных педагогов: Г. К. Зайцева [21], В. В. Колбанова [27], Л.Г. Татарниковой [50] и др. Разработан ряд учебных пособий, посвященных проблеме обучения школьников здоровьесбережению. На младшей ступени обучения развитие валеологической воспитанности происходит, главным образом, в рамках естественнонаучного образования. Однако, несмотря на достигнутые результаты исследований в данной области, в современной науке и практике до сих пор не сложились целостная система и технология обучения здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека.

В связи с этим появилось новое научное направление — педагогическая валеология. Предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с повышением качества знаний способствовала бы формированию у обучаемых осознанной потребности в здоровье, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).

Следует отметить и то, что на сегодняшний день недостаточно изучено влияние физического воспитания в образовательном процессе на формирование культуры отношения к своему здоровью у младших школьников, в то время как этот возраст является самым благодатным для решения выше указанной проблемы.

Мониторинг качества образования является важным инструментом разработки социальной политики в области образования. Основная задача мониторинга – отслеживание динамики, определение эффективных мер, реализация которых обеспечивала бы положительную динамику развития личности ребенка в социуме.

В этой связи именно педагогический мониторинг становится реально действенным механизмом выделения факторов обеспечивающих или напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательного процесса по развитию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов. Педагогический мониторинг валеологической воспитанности подразумевает научное обоснование наблюдение за состоянием и развитием процесса формирования здорового образа жизни у учащихся вторых классов.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей начальных классов позволили выделить следующие противоречия между:

- необходимостью развития у учащихся вторых классов валеологической воспитанности, с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания ее развития в массовой общеобразовательной школе - с другой;

- наличием значительных здоровьеформирующих возможностей валеологического воспитания второклассников и степенью их реализации в педагогической практике;

- бесспорным признанием детьми и их родителями ценности здоровья и низкой поведенческой активностью, направленной на его  сохранение и укрепление.

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.

Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.

Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.

Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:

– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;

– валеологическая воспитанность будет рассмотрена как интегративное качество личности, включающее в себя три компонента сформированности здорового образа жизни: когнитивного, мотивационно – ценностного и деятельностного;

– определить критериально – уровневую характеристику компонентов валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

В соответствии  с объектом, предметом, целью и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов; осуществления педагогического мониторинга в школе.

2. Определить критериально – уровневую характеристику валеологической воспитанности учащихся вторых классов, подобрать диагностические задания для выявления ее исходного уровня.

3. Изучить состояние проблемы развития валеологической воспитанности в практике работы школы.

4. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

Методологические основы исследования:

- теория педагогического мониторинга в образовании (А. С. Белкин, В. Г. Горб, Г. А. Карпов, Л. В. Моисеева, А. А. Орлов, С. Е. Шишов и др.);

- проблема изучения развития валеологической воспитанности у детей (Р.И. Айзман, А.Г. Алексин, Ш.А. Амонашвили, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.);

- теория формирования здорового образа жизни (И. А. Аршавский, Н. М. Амосов, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин, Ю. Ф. Змановский, Ю. П. Лисицин. В. П. Петленко).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические – анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования;

- эмпирические – беседы с детьми, анкетирование родителей и учителей начальных классов, педагогический эксперимент (констатирующий этап).

Основные этапы исследования:

Первый этап (сентябрь-декабрь 2012 г.) включал теоретический анализ проблемы: изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; определялась методология и проблема исследования. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза, создана модель мониторинга развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов.

Второй этап (январь-март 2013 г.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в соответствии с моделью педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.

Третий    этап    (апрель-май    2013    г.)   посвящен    систематизации   и обобщению результатов исследования, уточнению теоретических положений, оформлению результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения на заседаниях кафедры методик дошкольного и начального образования НВГУ, выступления на XIV студенческой научно-практической конференции НВГУ.

База исследования: МБОУ «СОШ» № 25  2-Б класс. В исследовании участвовало 24 ученика, 24 родителя, 10 учителей.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У  УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 

    1. Понятие педагогический мониторинг

 

Создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов тесно связано с разработкой образовательных стандартов. В связи с этим первоочередной задачей является создание эффективной системы педагогического мониторинга достижения образовательных стандартов как одного из ориентиров совершенствования учебного процесса с целью повышения качества образования [19, с. 11].

Мониторинг как понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе педагогики, получило достаточно широкое распространение в повседневной практике. В русском языке слово «мониторинг» является заимствованным из английского языка и, как заимствование, имеет ограниченное количество значений [15, с. 12].

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [28, с. 21].

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии. Мониторинг в образовании - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В широком смысле под мониторингом понимается «систематическое наблюдение за состоянием воспитания подрастающего поколения с целью его изучения, оценке, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения оценки воспитательного процесса» [32, с.45].

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению О.П.Кузнецовой, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями [32, с. 46].

Педагогический мониторинг — «это длительное наблюдение за состоянием обучения, воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможном наступлении неблагоприятно критических или недопустимых ситуаций» [57, с. 21].

Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов