Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;
Введение
3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов
13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе
20
Выводы по первой главе
Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
44
Выводы по второй главе
Заключение
54
Список литературы
На основе анализа психолого-педагогической и валеологической литературы нами была разработана модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов (рис. 1)
Рис. 1. Модель педагогического мониторинга
В ходе опытно – поисковой работы проведено 3 этапа педагогического мониторинга.
Работа началась с адаптационно – установочного этапа, в ходе которого осуществлялся: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, структурирование основных критериев и показателей сформированности валеологической воспитанности у учащихся вторых классов, определение исходных уровней и степень развития каждого из выделенных показателей, выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности валеологической воспитанности у второклассников.
В процессе мониторинга определялась сформированность трех компонентов валеологической воспитанности: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного. Выбор компонентов осуществлялся с учётом основных положений психологической теории деятельности Л.С. Выготского [12].
На основе изученной литературы выявили компоненты, критерии, показатели и уровни развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов (см. таб. 2).
Таблица 2
Критерии, показатели и уровни развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Уровни |
Когнитивный |
Полнота
Осознанность
Системность |
Наличие у учащихся знаний об организме человека, работе органов и систем, факторах, полезных и вредных для здоровья. Качественная успеваемость по блоку «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир».
Умение определить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Наличие системных знаний о факторах, оказывающих влияние на здоровье и здоровый образ жизни, устанавливать их зависимость. |
Высокий. Учащиеся имеют полные знания о строении организма человека, о работе основных систем органов и их значении для жизнеде-ятельности, о факторах полезных и вредных для здоровья, о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, знают правила охраны и укрепления здоровья. Дети осознают, что здоровье – это состояние полного благополучия и зависит от образа жизни. Учащиеся по данному разделу имеют оценки «отлично». При ответе на вопросы мотивируют их. Средний. У учащихся имеются общие (дети знают, какие существуют органы, но путаются в их местоположении и в их функциях) знания о строении своего организма, но они затрудняются в установлении связи между органами и их значением для жизнедеятельности человека. Учащиеся понимают необходимость ведения здорового образа жизни, но демонстрируют неполные знания о способах укрепления здоровья. Частично понимают зависимость здоровья от здорового образа жизни. Под понятием «здоровье» понимают отсутствие болезней. Учащиеся по данному разделу имеют оценку «хорошо». Ответы комментируют частично. Низкий. Учащиеся имеют недостаточные (дети знают о существовании внутренних органов, но путаются в названиях, местоположении и их функциях) знания о строении органов, о факторах полезных и вредных для здоровья, затрудняются определить понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни». Имеют разрозненные знания о правилах охраны и укрепления здоровья, частично понимают зависимость здоровья от образа жизни человека. Учащиеся по данному разделу имеют оценку «удовлетворительно». Отказываются объяснять свои решения и ответы. |
Мотивационно–ценностный |
Характер и глубина осмыслений, осознанность |
Предпочтение активных видов отдыха, экскурсий и походов, выбор для внеклассного чтения книг об организме человека и его здоровье, просмотр передач о здоровом образе жизни. Осознание места здоровья в иерархии ценностей. |
Высокий. Осознание ценности здоровья, понимание необходимости самостоятельно заботиться о своем здоровье, глубокое осознание важности соблюдения правил гигиены, питания, движения и т. д. проявление интереса к своему здоровью. Средний. Проявление неустойчивой мотивации к своему здоровью как главной человеческой ценности. Интерес к здоровью и здоровому образу жизни проявляют только в условиях организации деятельности взрослыми. Низкий. Учащийся не проявляет интереса к здоровью, отсюда низкая мотивация к здоровому образу жизни. Первостепенное значение в системе жизненных ценностей занимают материальные ценности. |
Деятельностный |
Умения и навыки |
Умение вести здоровый образ жизни: соблюдение режима дня, рациональное питание, занятость в спортивных секциях, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек. |
Высокий. Самостоятельное выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; проявление инициативы для укрепления своего здоровья с последующим результатом. Все компоненты режима дня выполняются регулярно и систематически. Средний. Выполнение всех культурно-гигиенических норм осуществляется по напоминанию взрослых, либо под их руководством, реже самостоятельно, демонстрируя этим систематическое проявление волевых усилий. Низкий. У учащихся наблюдается пассивное отношение к своему здоровью. Знания, умения и навыки недостаточно сформированы для самостоятельного применения в повседневной жизни. Требования взрослых по ведению здорового образа жизни не выполняются. |
Структурирование критериев и показателей, подбор методик, позволил перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно – диагностическому, в результате которого на основе диагностических методик проведено исследование и затем осуществлена обработка полученных результатов. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Для определения уровня валеологической воспитанности учащихся вторых классов в когнитивной сфере использовались методы: беседа, игра «Незаконченные предложения», «Вредные привычки», «Выберите правильный ответ». Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о здоровье, органах человека и об их функциях, о способах сохранения и укрепления здоровья; способности определить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», знаний детей о факторах, влияющих на состояние здоровья (приложение 1).
Для изучения уровня валеологической воспитанности в мотивационно-ценностной сфере детям использовали беседу, направленную на выявление уровня мотивации второклассников к здоровьесбережению (приложение 2).
Чтобы выявить уровень сформированности навыков и умений в деятельностной сфере по уходу за своим организмом, был использован метод наблюдения.
Максимально по всем диагностическим заданиям ученик может получить 153 балла.
- высокий уровень – от 126 до 126 баллов;
- средний уровень – от 98 до 125 баллов;
- низкий уровень – от 49 до 73 баллов.
В ходе исходно – диагностического этапа модели педагогического мониторинга изучалось так же состояние проблемы по развитию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов в семье:
- определение отношения
Для решения данной задачи использовался метод анкетирования, как наиболее продуктивной, документальный, гибкий по возможностям получения и обработки информации (П.И. Пидкасистый) [46, с. 42]. Родителям предлагалась анкета смешанного типа (Приложение 3).
Анкета для родителей позволяет определить:
- как родители понимают «
- какие созданы условия дома и как осуществляется работа по развитию у детей валеологической воспитанности;
- какая помощь необходима
С помощью анкеты для родителей, можем выявить действия детей, по укреплению своего здоровья, в рамках дома и улицы, вне школы.
Критерий активности их участия в организации валеологической воспитанности у учащихся вторых классов представлен тремя аспектами:
1) проведение профилактических мероприятий;
2) занятия физическими
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной
- время препровождение ребенка на улице (его деятельность);
- занятость ребенка в секциях, кружках и т. п.;
- совместная деятельность ребенка с родителями по укреплению здоровья.
3) использование приемов
Степень участия родителей определена тремя уровнями.
Первый - активно-субъектный - уровень имеют родители, систематически выполняющие данные мероприятия, активно участвующие в процессе воспитания здорового ребенка. Родители, принимающие участие в оздоровлении ребенка ситуативно, от случая к случаю, отнесены ко второму - ситуативно-активному - уровню. И третий - пассивно-негативный уровень характеризует родителей, не принимающих участия в развитии валеологической воспитанности своих детей.
В ходе исходно – диагностического этапа модели педагогического мониторинга проводили анкетирование учителей начальных классов, с целью понимания значимости проблемы развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
Для решения данной задачи использовался метод анкетирования. (Приложение 4).
Анкета для учителей позволяет определить:
- уровень компетентности педагогов в технологиях развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов, системе мониторинга и применения его в работе с учащимися;
- содержания деятельности, формах и методах работы с детьми по развитию валеологической воспитанности учащихся вторых классов;
- какая помощь необходима учител
Таким образом, исходно – диагностический этап педагогического мониторинга помогает проанализировать уровень развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов, помогает «увидеть» сильные и слабые стороны, выявить факторы и условия, которые явились причиной данных результатов. А так же перейти к следующему этапу модели педагогического мониторинга, чтобы наметить пути коррекции и в дальнейшем проследить изменения в данном вопросе, как у детей, так и у родителей.
2.2. Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
Изучение уровня валеологической воспитанности проходило на базе МБОУ «СОШ» № 25 во 2-Б классе. В классе 27 учеников. Исследование было охвачено 24 ученика. На момент проведения мониторинга трое учащихся отсутствовали по причине болезни.
На основе выбранных методик было осуществлено диагностическое обследование уровня валеологической воспитанности школьников. Результаты рассмотрены в последовательности, в которой представлены методики. Полученные данные оценивались количественно и качественно.
Анализ сформированности когнитивного компонента валеологической воспитанности показал следующие результаты. По критерию полнота на вопрос «Кто такой «здоровый человек» правильно, аргументированно ответили 4 ученика (Лена, Аня, Вероника и Женя). Считают себя здоровым ребенком 23 ученика. Хотя все отметили, что болели и при этом плохо себя чувствовали. Из каких частей состоит тело правильно ответили 5 учеников (Лена, Аня, Вероника, Ильдус, Женя). Три ученика (Оля, Маша и Алена) допустили по одной ошибке, остальные не могли ответить или отвечали неправильно. Ученики плохо знают какие органы расположены внутри и какие функции выполняют эти органы. Ученики Вероника и Аня знают где расположены сердце, желудок, печень, кишечник, легкие. Саша и Полина назвали сердце и кишечник, про остальные сказали «не помню». Человек должен быть здоровым чтобы не болеть ответили Вова, Аня и Катя. Среди болезней «грязных рук» были выделены гепатит, понос. Ответ на этот вопрос затруднил учеников, многие из них не ответили. Учениками было отмечено, что заболевания кишечника вызывает грязная вода. Катя, вероника и Света ответили, что микробы передаются через предметы общего пользования. Все ученики не знают болезнь «педикулез», поэтому не ответили на вопрос. Гладить незнакомых собак, кошек потому что укусят, ответили 16 учеников, Только Лена, Аня и Женя отметили передачу глистов и чесотки от незнакомых кошек и собак. Среди мер предосторожности, которые нужно предпринимать, чтобы не заболеть простудными болезнями учениками было выделено: мыть руки, не гладить незнакомых животных, тепло одеваться. Полные аргументированные ответы почти на все вопросы дали 4 ученика Лена, Аня, Вероника и Женя.
Таким образом, критерий «полнота» знаний второклассников позволил выявить уровень сформированности знаний о здоровье, органах человека и об их функциях, о способах сохранения и укрепления здоровья. Полными знаниями обладают три ученика - Лена, Аня, Вероника. Остальные допускают ошибки, не могут аргументировать свои ответы.
По критерию осознанность были использованы задания определить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Правильно ответили 9 учеников (Лена, Аня, Вероника, Женя, Оля, Маша, Алена, Света и Аня). 8 учеников допустили ошибки в формулировке. Не смогли ответить 7 учеников.
Таким образом, критерий «осознанность» валеологической воспитанности у учащихся вторых классов позволил выявить способность определить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Осознанно отвечают Лена, Аня, Вероника, Женя, Оля, Маша, Алена, Света и Аня.
Для выявления уровня валеологической воспитанности учащихся вторых классов по критерию «системность» провели игру «Незаконченные предложения», «Вредные привычки», «Выберите правильный ответ». В ходе проведения заданий ученики обнаружили знания правил гигиены, правильно заканчивали предложения. Затруднения вызвали предложения «Чем громче звуки, тем быстрее … (устают уши, портится слух) и «Тебе мешает быть здоровым … (много машин, таблетки, курение взрослых)» у учеников Вики, Вовы, Альберта и Руслана.
В игре «Вредные привычки» учащиеся точно определили, какой это человек: аккуратный или неряшливый, рассказали о его привычках. В игре «Выберите правильный ответ» при решении закаливания организма Катя и Оля посоветовались бы с врачом, обливание холодной водой всего тела начнут Лена, Женя, Маша. На вопрос «В какое время года лучше всего начинать закаливание?» 23 ученика ответили, что летом, 1 ученики в любое время года. Правильную последовательность закаливания в виде ряда цифр указали 19 учеников.
Анализ уровня когнитивного компонента валеологической воспитанности показал, что:
- высокий уровень в классе проявили 3 ученика (12,5%). Лена, Аня и Вероника имеют полные знания о строении организма человека, о работе основных систем органов и их значении для жизнедеятельности, о факторах полезных и вредных для здоровья, о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, знают правила охраны и укрепления здоровья. Они осознают, что здоровье – это состояние полного благополучия и зависит от образа жизни. При вопросе дают аргументированные ответы.
- средний уровень показали 10 учеников (41,7%). У учащихся (Аня, Катя, Юля, Женя, Маша, Алена, Света, Оля и Алена имеют общие знания о строении своего организма, но они затрудняются в установлении связи между органами и их значением для жизнедеятельности человека. Учащиеся понимают необходимость ведения здорового образа жизни, но демонстрируют неполные знания о способах укрепления здоровья. Частично понимают зависимость здоровья от здорового образа жизни. Под понятием «здоровье» понимают отсутствие болезней. Ответы комментируют частично.
Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов