Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;
Введение
3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов
13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе
20
Выводы по первой главе
Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ
2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов
27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов
44
Выводы по второй главе
Заключение
54
Список литературы
Теоретические основы педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов позволили определить понятие педагогический мониторинг. В основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Н.Ю. Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг это система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия.
Валеологическая воспитанность должна обеспечить подготовленность человека к организации здорового образа жизни, который понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с внешней средой, обеспечивающий оптимальное удовлетворение его потребностей, а значит к его удовлетворенности и благополучию.
В ходе исследования были выявлены подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе: личностно-ориентированный подход (позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации), деятельностный подход (активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого ученик выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои познавательные потребности), биосоциальный подход (акцентирует внимание на негативных последствиях вредных привычек, влияния на организм асоциальных норм поведения; роли семьи в укреплении здоровья), экологический подход (рассматривает характер взаимодействия человека с окружающей средой, ее влияние на человека), психолого-педагогический подход (здоровье населения находится в прямой зависимости от валеологического просвещения школьников, их ориентации на здоровый образ жизни).
Валеологическая воспитанность рассматривается нами как необходимое и важнейшее интегральное качество личности, включающее в себя три компонента сформированности здорового образа жизни: когнитивного, мотивационно – ценностного и деятельностоного, а также представлений детей отражающих объективную значимость здоровья от образа жизни и нацеливание ребенка на активное отношение к своему здоровью.
Для изучения исходного уровня валеологической воспитанности учащихся второго класса были подобраны задания, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания родителями и учителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
2) Анализ валеологической
Содержательно-технологический этап включил создание проекта педагогической технологии по развитию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов. При разработке содержания технологии применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть. Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях: 1 модуль «Познай самого себя», 2 модуль «Здоровье и окружающая среда», 3 модуль «Питание и здоровье», 4 модуль «Здоровье и движение», 5 модуль «Природа нашего края и здоровье», 6 модуль «Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)», 7 модуль «Культура потребления медицинских услуг», 8 модуль «Здоровый образ жизни и культура человека».
На первом этапе происходит актуализация знаний учащихся об организме, его строении и функциональном предназначении каждого органа и части тела человеческого организма, о значении органов чувств для развития у школьников заботливого отношения к своему здоровью. Учащиеся так же получают сумму знаний о мерах предупреждения, правилах безопасности поведения в различных ситуациях, угрожающих здоровью человека.
Второй этап проекта педагогической технологии способствует расширению, систематизации знаний у учащихся о здоровом образе жизни, формированию мотивации на здоровый образ жизни через изменение отношения к своему здоровью.
Третий этап проекта технологии по развитию валеологической воспитанности у второклассников, направлен на формирование активного отношения к своему здоровью через устремленность к здоровому образу жизни.
Данный проект технологии направлен на формирование у детей системы знаний о человеческом организме, гигиене, питании, сохранении и укреплении здоровья, как основы валеологической воспитанности.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – содержательно – технологический этапы;
– валеологическая воспитанность будет рассмотрена как интегративное качество личности, включающее в себя три компонента сформированности здорового образа жизни: когнитивного, мотивационно – ценностного и деятельностного;
– определить критериально – уровневую характеристику компонентов валеологической воспитанности учащихся второго класса.
Список литературы
Приложение 1
Для определения уровня валеологической воспитанности второклассников в когнитивной сфере использовались следующие задания:
Задание 1.
Критерий «полнота» знаний..
Цель: выявить уровень сформированности знаний о здоровье, органах человека и об их функциях, о способах сохранения и укрепления здоровья.
Ход диагностики:
Ребенку задают вопросы:
Обработка результатов:
– ребенок правильно отвечает на предложенные вопросы, аргументирует свой ответ – 3 балла.
– ребенок правильно отвечает на предложенные вопросы, но аргументирует свой ответ недостаточно – 2 балла.
– ребенок правильно отвечает не на все вопросы, аргументировать свой ответ затрудняется – 1 балл.
Задание 2.
Критерий «осознанность» знаний.
Цель: выявить способность определить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Ход диагностики:
Ребенку задают вопросы:
1. «Что такое здоровье?»
2. «Что такое здоровый образ жизни?»
Обработка результатов:
– ребенок правильно определяет понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»– 3 балла;
– ребенок затрудняется в определении понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» – 2 балла;
– ребенок с заданием не справился, не правильно или вовсе не отвечает на вопросы – 1 балл.
Задание 3.
Критерий «системность» знаний.
Цель: выявить наличие системы знания детей о факторах, влияющих на состояние здоровья.
1) Игра «Незаконченные предложения».
Ход диагностики:
Закончи предложения, которые я начинаю:
Обработка результатов:
– ребенок правильно называет факторы, влияющие на здоровье человека (правильное питание, активный образ жизни), знает зависимость здоровья от окружающей среды – 3 балла;
– ребенок затрудняется назвать факторы, влияющие на здоровье человека – 2 балла;
– ребенок с заданием не справился, не правильно или вовсе не отвечает на вопросы – 1 балл.
2) Игра «Вредные привычки»
Ход диагностики:
Нарисуйте человека, используя его описание, и определите, какой это человек: аккуратный или неряшливый. Расскажите о его привычках.
Лицо круглое, жилки на лице, нос красный, глаза с расширенными зрачками, волосы растрепанные, руки трясутся, сильная худоба, агрессивность, желтые зубы и запах изо рта. Одежда грязная. Изгрызенные ногти. |
Спокойный взгляд добрых глаз, видны белые зубы из улыбающегося рта. Стройное тело. Волосы уложены в прическу. Чистая белая рубашка. Ухоженные ногти. Начищенная обувь. |
Обработка результатов:
– ребенок знает зависимость здоровья от окружающей среды – 3 балла;
– ребенок затрудняется назвать факторы, влияющие на здоровье человека – 2 балла;
– ребенок с заданием не справился, не правильно или вовсе не отвечает на вопросы – 1 балл.
Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов