Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Объект исследования – процесс развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Предмет исследования – педагогический мониторинг процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс развития валеологической воспитанности у учащихся вторых классов более эффективным, если:
– будет включать адаптационно – установочный, исходно – диагностический и содержательно – технологический этапы;

Содержание

Введение

3
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

1.1.
Понятие педагогический мониторинг
8
1.2.
Понятие и сущность валеологической воспитанности учащихся вторых классов

13
1.3.
Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе


20

Выводы по первой главе

Глава II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

2.1.
Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов


27
2.2
Состояние процесса развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов

33
2.3
Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития валеологической воспитанности учащихся вторых классов



44

Выводы по второй главе

Заключение

54
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

04.06.2013 ВКР Холманских.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни (Ю.Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский и др.).

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека. Этим занимались такие ученые как Ю.Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский, Л. Г. Татарникова и др.

В системе валеологической воспитанности важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. Валеологическая воспитанность предполагает наличие сформированности следующих мотивов:

- познавательных (изучение организма человека и составляющих его здоровья);

- эстетических (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);

- социальные (профессиональная ориентация школьников);

- гуманистических (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома) и др.[ 37, с. 189].

Валеологическая воспитанность является результатом формирования у школьников основ безопасной жизнедеятельности. Они учатся не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе валеологического воспитания ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Валеологическая воспитанность предусматривает формирование у ребенка понимания своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости [ 37, с. 189].

Кроме того оно служит укреплению всей семьи. Ребенок узнает семейные традиции, понимает значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, осваивает нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Эффективность решения оздоровительных задач валеологической воспитанности можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

 

Психолого-педагогические особенности учащихся вторых классов (это дети 8-9 лет) определяются ведущей деятельностью и новообразованием.  Новообразование состоит в том, что у второклассника продолжается закрепление внутренней позиции, ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия). Ведущая деятельность  детей  8 - 9 лет — учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности. Все познавательные процессы в данном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает от неспособности к физической саморегуляции [42, с. 27].

По психолого-педагогическим особенностям возраст 8-9 лет самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Основными новообразованиями данного возраста являются произвольность, внутренний план действий и рефлексия. Благодаря ним, психика детей 8-9 лет достигает уровня развития, необходимого не только для дальнейшего обучения в среднем звене школы, но и для реализации сохранения своего здоровья.                                        

Таким образом, валеологическая воспитанность готовит человека к организации здорового образа жизни, который понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с внешней средой, обеспечивающий оптимальное удовлетворение его потребностей, а значит к его удовлетворенности и благополучию.

 

1.3. Подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе

 

Теоретический анализ психолого-педагогической и валеологической литературы позволил выделить подходы к развитию валеологической воспитанности младших школьников.

Личностно ориентированный подход позволяет организовывать помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации. Важен также деятельностный подход, который подразумевает активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого ученик выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои познавательные потребности. При разработке модели педагогического мониторинга валеологической воспитанности одним из основных считаем биосоциальный подход, который акцентирует внимание на негативных последствиях вредных привычек, влияния на организм асоциальных норм поведения; роли семьи в укреплении здоровья. Разработка педагогического мониторинга валеологической воспитанности невозможна без применения экологического подхода. Экологический подход рассматривает характер взаимодействия человека с окружающей средой, ее влияние на человека. При разработке педагогического мониторинга валеологической воспитанности необходимо учитывать психолого-педагогический подход. Психолого-педагогический подход базируется на идее о том, что здоровье населения находится в прямой зависимости от валеологического просвещения школьников, их ориентации на здоровый образ жизни [32, с.47].

Теоретический анализ психолого-педагогической и валеологической литературы позволил выделить ряд принципов, на которых базируется валеологическая воспитанность, которые определяют требования к образовательному процессу и обеспечивают эффективность валеологической воспитанности в школьном образовании: культуросообразности, природосообразности, здоровьетворения, уникальности личности, дополнения, безусловной любви, неопределенности, проектировочного образования, резонанса.

В современных школах работа по развитию валеологической воспитанности у учащихся вторых классов строится по следующим направлениям:

- создание, поддержание и упрочнение  у детей мотивации здорового  образа жизни;

- включение в содержание образования  информации о факторах риска  и факторах устойчивости в  формировании здоровья человека;

- выбор форм, методов и средств  учебного процесса в соответствии  с валеологическими требованиями;

- формирование умений и навыков  здравотворческой деятельности  учащихся;

- создание благоприятной социо-культурной  и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления [48, с. 37];

- создание оптимальных гигиенических  условий в школе;

- помощь медицинской службе  в оздоровительной работе и лечебно-профилактических мероприятиях для учащихся, имеющих хронические болезни или морфо-функциональные отклонения в состоянии здоровья.

Огромное значение имеет оздоровительно-валеологическая работа и целенаправленное физическое воспитание младших школьников, организуемое педагогами. Проблема валеологической воспитанности детей - проблема государственная, комплексная.

Задачи учителей начальных классов заключаются в следующем:

1) валеологически правильно организовать  учебно-воспитательный процесс, включающий чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся;

2) обеспечивать необходимый температурный  режим, правильное освещение в  классных комнатах;

3) наблюдать за состоянием здоровья, самочувствием учащихся и обо всех его изменениях сообщать медицинским работникам.

Педагогическая практика показывает, что успех развития валеологической воспитанности у учащихся в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время, как педагогами, так и родителями детей. Однако приоритетная роль все же отводится учителю, так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках.

Существующие на сегодняшний день пособия представляют собой методические рекомендации для лучшей организации и проведения учебно-воспитательного процесса по развитию валеологической воспитанности:

  • «Здоровье»  под редакцией В.Н. Касаткина;
  • «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Л.А. Обухов, Н.А. Лемяскин;
  • «Этика здоровья» под редакцией А.К. Лаптева, В.Г. Осипова.

В  пособии Л.А. Обухова и Н.А. Лемяскина предлагается  по 35 уроков с 1 по 4 класс, каждый из которых посвящен отдельной теме. Занятия содержат познавательный  материал в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для  развития навыков воспитанника. Цель данных занятий   научить  быть здоровыми душой и телом, применяя знания и умения в согласии с законом природы, законами бытия.  Данное пособие предлагает примерное планирование из расчета проведения 1 занятия в неделю.

«Этика  здоровья» является  пособием по здоровому образу жизни, представляет собой этико-оздоровительные занятия (или уроки) с обязательным чтением сказки из книги «Тайна пирамиды здоровья»,  обсуждением и выявлением  положительных и отрицательных качеств человека и их влиянием на здоровье. Авторы утверждают, что  занятия принесут  большую пользу, если в течение дня воспитанники будут следить за проявлением положительных  качеств у себя и пытаться исключить плохие качества из своего образа жизни. Цель курса: ребенок должен научиться самовоспитанию и саморазвитию через формулу «Познай и сотвори себя»  и раскрыть «Тайну пирамиды здоровья» и узнать, как можно прожить без болезней до 100 лет. Для удобства работы с пособием авторы предлагают примерное тематическое содержание уроков.

В учебном пособии «Здоровье»  предложена программа для 1-11 классов, разработанная коллективом квалифицированных врачей, психологов, педагогов. Программа утверждена министерствами образования и здравоохранения РФ. В  пособии даны методические рекомендации по проведению занятий, краткие справочные материалы по разделам программы,  что дает возможность для  более полного  знакомства с правилами здоровьесбережения.

 Вся оздоровительная  работа  начинается еще в младшем школьном возрасте и  продолжается всю жизнь. Человек вечный познаватель  нового. Наибольшая активность становления личности происходит в школьные годы.  Школьный  период – это один из сложнейших этапов жизни человека.  Создание благоприятных  условий   для развития воспитанника  в школе, где ученик  проводит   максимальное  время вне семьи, необходимо и важно. Поэтому  надо  создавать  на уроках,  занятиях, мероприятиях  условия интереса, новизны, потребности в  познаниях нового,  изучения известного материала, их значимости в жизни ребенка, семьи, общества и т.д., построенные  на уважении к ребенку со стороны взрослого  человека  и на собственном уважении ребенка к себе как личности. Рассмотрим методы формирования валеологической воспитанности  в школе. Первая группа – методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др. Вторая группа – методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.). В данную группу входит валеологическая сказка. Дети выбирают из различных литературных источников сказки валеологического содержания, например, К. Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. Организуется сказочный утренник. Следующая часть работы - сочинение собственных сказок или придание известным сказкам валеологического оттенка. Например, дети рассказывают, как Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка делали каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и т.п. Учащиеся по очереди представляют свои сказки. Можно оформить классную «Книгу сказок о здоровье», газету «Сказочное путешествие в страну Здоровья» и др. Третья группа – практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей, в программу которых рекомендуется включать такие темы, как: «Профилактика близорукости школьников», «Детские неврозы», «Питание детей в школе и дома» и др. [5]. В эту группу входит метод разработки проектов. В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

Выводы по первой главе

В основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Н.Ю. Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг это «система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия».

Под валеологической воспитанностью мы понимаем необходимое и важнейшее интегративное качество личности, включающее в себя три компонента сформированности здорового образа жизни: когнитивного, мотивационно – ценностного и деятельностного. Валеологическая воспитанность должна обеспечить подготовленность человека к организации здорового образа жизни, который понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с внешней средой, обеспечивающий оптимальное удовлетворение его потребностей, а значит к его удовлетворенности и благополучию.

В ходе исследования были выявлены подходы к развитию «валеологической воспитанности» в психолого-педагогической литературе: личностно-ориентированный подход (позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации), деятельностный подход (активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого ученик выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои познавательные потребности), биосоциальный подход (акцентирует внимание на негативных последствиях вредных привычек, влияния на организм асоциальных норм поведения; роли семьи в укреплении здоровья), экологический подход (рассматривает характер взаимодействия человека с окружающей средой, ее влияние на человека), психолого-педагогический подход (здоровье населения находится в прямой зависимости от валеологического просвещения школьников, их ориентации на здоровый образ жизни).

Таким образом, теоретические основы педагогического мониторинга валеологической воспитанности у учащихся вторых классов позволяют провести опытно-экспериментальную работу по проблеме развития валеологической воспитанности у второклассников.

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У  УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 

2.1. Модель педагогического  мониторинга развития валеологической  воспитанности у учащихся вторых классов

Информация о работе Педагогический мониторинг валеологической воспитанности учащихся вторых классов