Педагогическое взаимодействие в воспи-тании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Вложенные файлы: 1 файл

НИНА Курсовой по педагогике ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

      Актуальность выбранной темы «Педагогическое взаимодействие в воспи-тании» определяется востребованностью педагогического знания о взаимодей-ствии учителя и ученика в меняющейся системе образования.

      Несомненно, в силу практической значимости, проблема педагогического взаимодействия в процессе воспитания изучается в разных науках. 

    В философском знании категория «взаимодействие» рассматривалась в тру-дах Г. Гегеля, Э.В. Ильенкова, И. Канта, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина и др. Взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы взаимосвязи различных объектов друг с другом.

    В психологии категория «взаимодействия» изучается в русле теории отноше-ний (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев).

    В социальной психологии взаимодействие рассматривается в качестве условия восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, В.Н. Парфёнов и др.).

     В последние годы взаимодействию как основе педагогического процесса уделяется значительное внимание. Педагогическое взаимодействие рассматри-вается как развивающееся явление (И.Б. Котова, А.Н. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), как условие аксиологической ориентированнос-ти будущего учителя на ценности образования (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.Г. Тряпи-цына), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).

       Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. 

      Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия,  его организацией и влиянием на воспитание подростков .

    Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.

   Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.

   Предмет исследования - педагогическое взаимодействие в воспитании как феномен педагогической теории и практики, обеспечивающий развитие лич-ности, на примере воспитательной деятельности СОШ села Мокрая Орловка Грайворонского района Белгородской области.

  Задачи исследования:  
1. Анализ литературы по выбранной теме. 
2. Определение сущности и роли педагогического взаимодействия.

3. Изучение  методик  и передового опыта педагогического взаимодействия. 
4. Реализация теории взаимодействия в учебной деятельности.

     Методы исследования определены целью, предметом, задачами исследова-ния: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, тестирование, методы математической обработки данных.

      Структура курсовой работы отражает содержание и результаты исследо-вания и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического спис-ка и приложений.

 

 

 

 

I. Педагогическое взаимодействие в воспитании

как психолого-педагогическая проблема

    1. Сущность и характеристики педагогического взаимодействия в воспитании

      В учебнике «Педагогика» под  редакцией Ю.К. Бабанского (1988) взаимо-действие было введено автором в качестве термина педагогической науки и трактовалось следующим образом: «взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе, наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие» [12, 29]. В настоящее время это одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

     Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов. Даже поверхностный  анализ  реальной педагогической практи-ки обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик – уче-ник",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

     Педагогическое осмысление понятие " педагогическое взаимодействие " по-лучило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. Это сложнейший процесс, обусловленный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие – это личност-ный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), на-правленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отноше-ниях, установках.

     Российская  педагогическая энциклопедия (1999) раскрывает  педагогическое взаимодействие  как «процесс, происходящий между  воспитателем и воспитанником,  в ходе учебно-воспитательной  работы и направленный на развитие личности ребенка»[5, 128]

     Педагогическое  взаимодействие может рассматриваться как процесс инди-видуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологичес-кий (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различ-ные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие ста-новится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в ро-ли наставников.

      Принято  различать разные виды педагогических  взаимодействий, а следо-вательно  и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитан-ников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); пред-метные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);  от-ношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодейст-вия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  пов-седневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.  
      Достаточно подробно характеристика взаимодействия раскрывается в учеб-ном пособии М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой. По мнению авторов «взаимо-действие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происхо-дит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями»[10, 38-41].

      Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Одна-ко в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздейст-вие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преи-мущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с мо-ральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начи-нается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над лич-ностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает сопротивление воспитанию, открытое или скрытое, лицемерное.

     Опытные, талантливые педагоги обладают «особым педагогическим чутьем и тактом» и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодейст-вии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности.[20, 129]

      Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения ду-ховных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

      Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодейст-вующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

     Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуе-мых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведе-ния личности не может быть успешным.

    Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определен-ных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жиз-ни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Вот известный пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здо-роваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание останови-лось на первом этапе - знания, не достигнув следующего - убеждения.

       Воспитание чувств - еще один непременный и важный компонент воспита-тельного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опи-раясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия тре-буемых норм и правил.

      Но, конечно, главный этап воспитательного  процесса – деятельность. В практике  воспитания он всегда сливается  с формированием взглядов, убежде-ний,  чувств. Чем большее место в  структуре воспитательного процесса занима-ет педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффект воспитания.

     Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В его основе лежит сотрудничество, ко-торое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие игра-ет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отноше-ниях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.

      Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние [22,

 80-92]. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффек-тивность.

       К интегративным характеристикам  любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость вы-ражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке. Ведущим для нее является эмоциональный компо-нент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа. При оптималь-ной совместимости этим источником служит процесс общения [22, 86—89].

       Педагогическое взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отноше-ниям. Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимо-действия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъек-тов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразо-вание на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

      Таким образом, педагогическое взаимодействие как наиболее общая катего-рия педагогики определена как «детерминированная образовательной ситуаци-ей, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящая к их количественно-качественным измене-ниям» [1, 28].

 

1.2 Классификация уровней и типов педагогического взаимодействия

    Выделяют несколько уровней педагогического взаимодействия.

- Взаимодействие человека с самим собой (от умения личности взаимодейство-вать с самим собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими).

- Взаимодействие человека с другим человеком (надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя).

-  Взаимодействие с определенной системой (например, школьный коллектив).

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодейст-вия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

Например :

по субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог –  родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив  старших, класс – класс, ученический  коллектив – педагогический коллектив и т.д.);

          по направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

          по содержанию деятельности: взаимодействие в учебной, трудовой, спор-тивной и другой деятельности);

          по характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опе-ка, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

        М.И. Рожкова и Л.В. Байбородова исследуют типы взаимодействий по на-личию или отсутствию цели деятельности (целенаправленное или стихийное); по степени управляемости (управляемое, полууправляемое и неуправляемое); по типу взаимосвязи (руководство или «на равных»); по содержанию деятель-ности (учебное,трудовое,эстетическое и т.д.)[10, 41-42]

Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании