Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «пе-дагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуман-ный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитатель-ного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом.
Современная
философия образования,
Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить зна-ющий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умею-щий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с уча-щимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельнос-ти и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педа-гогической теории и практики. Следовательно, актуальной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».
В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога
К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные зна-ния»[17, 231].
Хотелось бы привести ряд рекомендаций для учителя:
1. Для успешной
реализации педагогического
2. Развивать
совместную (учителя и учащегося)
исследовательскую внеурочную
3. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми: прово-дить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
4. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе: раз-вивать ученическое самоуправление, создавать и развивать общешкольные традиции.
5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, сти-мулирующие самообразование и самовоспитание личности: разработать и про-вести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учи-телей школы.
- Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем пого-ворить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с точки зрения учи-теля, то у ребёнка он не оставил следа.
В
итоге хочется подчеркнуть,
1. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаи-модействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. – Новосибирск: ЦРНС, 2010. – 172 с.
2. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под. ред О.С. Газмана : Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ Инноватор, 1996.- 50 с.
4. Газман О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки / "Первое сентября» № 119 от 21 ноября 1995.
5. Давыдов В. В. и др. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т., т. 1/Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Большая рос. Энцикл., 1999. – 669 с.
6. Зиятдинова, Ф.Г. Воспитательное взаимодействие социальных институтов как фактор формирования и упрочения коллективизма по месту жительства: диссертация канд. Пед. наук 13.00.01/ Ф.Г. Зиятдинова.-Акад. Обществ. наук, М.,1986.
7. Корчак, Я. Как любить ребенка/ Я. Корчак: Книга для учителя.-М.:Издатель-ство «Книга», 1980.-36 с.
8. Михайлова
Н.Н., Юсфин С.М. Процесс
9. Новикова Л.И. и др. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн.1/ Под ред. Л. И. Новиковой – М.: Изд. ИТП и МИО РАО,-1993.- с. 3
10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рож-кова, Л.В. Байбородова: Учебное пособие для вузов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000,-с. 38-41.
11. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф,
Шиянов, Е.Н. Педагогика/Под ред. В.А.
Слас-тенина :Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заве-дений
. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 576 с.
12. Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. и др. Педагогика.
Учебное пособие для студентов пед. институтов
/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение,
1988. – 479 с.
13. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании/ «Народное образование» № 12, 1967.- с. 40-43
14. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский: Учебное пособие.-М.: Политиздат, 1973.-272 с.
15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлин-ский: Учебное пособие.-М.: Педагогика, 1990.-286 с.
16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах, т.1 /К.Д. Ушин-ский: М.: Педагогика, 1988-1990.
17. Ушинский, К. Д. Избр. пед.соч. в 2 т. Т. 1/ Под ред. А.И.Пискунова: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1974. – 231 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт.
19. Фрумин, И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращивани-ем. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании/Под ред. Р.С. Газмана: Материалы всероссийской конференции. - М.:Инноватор, 1996.-26 с.
20. Шохин, В. К. Аксиология т. 1 / В.К.Шохин : Философия: энцикл. Словарь.- М., 2004. – с.62-67.
21. Эльконин, Д. В. Психологические вопросы формирования учебной деятель-ности в младшем школьном возрасте. — В Н.: Вопросы психологии обучения и воспитания. Тезисы докладов /Д. В. Эльконин: . — Киев, 1961,- с. 12—14.
22. Юбозов., Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодей-ствия. Психология межличностного познания /Под ред. А.А. Бодалева:Учебное пособие – М.: Педагогика, 1981. – с. 80-92.
23. http://festival.1september.ru/
24. http://festival.1september.ru/
25. http://rudocs.exdat.com/docs/
26. http://krotov.info/lib_sec/
27. http://www.nravstvennost.info/
Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании