Педагогическое взаимодействие в воспи-тании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Вложенные файлы: 1 файл

НИНА Курсовой по педагогике ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)
    Проведя теоретический анализ данной проблемы можно сделать вывод, что педагогическое взаимодействие действительно осуществляет воспитательную функцию, по этому вопросу у педагогов существует полное единство взглядов; т. е. то воспитание, которое учащиеся получают в школе, способствует даль-нейшему воспитанию в гимназии, университете и т.д., а проблема педагогичес-кого взаимодействия является ведущей в области педагогики.

В современной  парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта  обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «пе-дагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуман-ный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитатель-ного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом.

     Современная  философия образования, провозглашение  приоритета личности учащегося  в образовательном процессе ведут  к творческой работе учителей  во взаимодействии с учащимися.

     Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить зна-ющий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умею-щий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с уча-щимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельнос-ти и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педа-гогической теории и практики. Следовательно, актуальной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,  Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».

       В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога

К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется  делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные зна-ния»[17, 231].

       Хотелось  бы привести ряд рекомендаций  для учителя:

1. Для успешной  реализации педагогического взаимодействия  стремиться формировать положительную  мотивацию обучения, создавать психологичес-кую обстановку коллективного, познавательного поиска. Для этого шире ис-пользовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактив-ные формы обучения.

2. Развивать  совместную (учителя и учащегося)  исследовательскую внеурочную деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).

3. Наладить психологические  контакты между педагогами и  детьми:  прово-дить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).

4. Формировать  межличностные отношения в ученическом коллективе: раз-вивать ученическое самоуправление, создавать и развивать общешкольные традиции.

5. Создавать  в педагогическом коллективе  психологические ситуации, сти-мулирующие самообразование и самовоспитание личности: разработать и про-вести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учи-телей школы.

- Если после  урока у ребёнка не осталось  никаких вопросов, ему не о  чем пого-ворить с товарищами  или с учителем, ничего не хочется  рассказать тем, кто не был  с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с точки зрения учи-теля, то у ребёнка он не оставил следа.

     В  итоге хочется подчеркнуть, что  учитель - доверенное лицо общества, кото-рое вверяет ему самое  дорогое, самое ценное - детей,  свою надежду и своё бу-дущее. Это благороднейшая и труднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы, мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаи-модействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. – Новосибирск: ЦРНС, 2010. – 172 с.

2. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под. ред О.С. Газмана : Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ Инноватор, 1996.- 50 с.

3. Вулъфов, Б. 3., Хозе, С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз/ Б. 3. Вулъфов, С. Б. Хозе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. –
с. 84—85.

4. Газман О.С.  Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки / "Первое сентября» № 119 от 21 ноября  1995.

5. Давыдов В. В. и др. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т., т. 1/Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Большая рос. Энцикл., 1999. – 669 с.

6. Зиятдинова, Ф.Г. Воспитательное взаимодействие социальных институтов как фактор формирования и упрочения коллективизма по месту жительства: диссертация канд. Пед. наук 13.00.01/ Ф.Г. Зиятдинова.-Акад. Обществ. наук, М.,1986.

7. Корчак, Я. Как любить ребенка/ Я. Корчак: Книга для учителя.-М.:Издатель-ство «Книга», 1980.-36 с.

8. Михайлова  Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного  преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления / «Директор школы» № 2, 1997. - с. 3-13.

9. Новикова Л.И. и др. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн.1/  Под ред. Л. И. Новиковой – М.: Изд. ИТП и МИО РАО,-1993.- с. 3

10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рож-кова, Л.В. Байбородова: Учебное пособие для вузов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000,-с. 38-41.

11. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф, Шиянов, Е.Н.  Педагогика/Под ред. В.А. Слас-тенина :Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заве-дений . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 
12. Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

13. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании/ «Народное образование» № 12, 1967.- с. 40-43

14. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский: Учебное пособие.-М.: Политиздат, 1973.-272 с.

15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлин-ский: Учебное пособие.-М.: Педагогика, 1990.-286 с.

16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах, т.1 /К.Д. Ушин-ский: М.: Педагогика, 1988-1990.

17. Ушинский, К. Д. Избр. пед.соч. в 2 т. Т. 1/ Под ред. А.И.Пискунова: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1974. – 231 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт.

19. Фрумин, И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращивани-ем. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании/Под ред. Р.С. Газмана: Материалы всероссийской конференции. - М.:Инноватор, 1996.-26 с.

20. Шохин, В. К. Аксиология т. 1 / В.К.Шохин : Философия: энцикл. Словарь.- М., 2004. – с.62-67.

21.  Эльконин, Д. В. Психологические вопросы формирования учебной деятель-ности в младшем школьном возрасте. — В Н.: Вопросы психологии обучения и воспитания. Тезисы докладов /Д. В. Эльконин: . — Киев, 1961,- с. 12—14.

22. Юбозов., Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодей-ствия. Психология межличностного познания /Под ред. А.А. Бодалева:Учебное пособие – М.: Педагогика, 1981. – с. 80-92.

23. http://festival.1september.ru/articles/501892/

24. http://festival.1september.ru/articles/530550/

25. http://rudocs.exdat.com/docs/index-401413.html

26. http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

27. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2416

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании