Педагогическое взаимодействие в воспи-тании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Вложенные файлы: 1 файл

НИНА Курсовой по педагогике ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

    4. Эталонность в восприятии членов группы. Это убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону, т.е. это удовлетворенность своей групп-пой. Чем она выше, тем выше уровень развития коллектива.

      Учителю необходимо знать четыре указанные характеристики коллектива для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные задачи, а затем оце-нивать эффективность их решения. Эти характеристики служат членам админи-страции показателями эффективности воспитательной системы учителя.

       После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее обязательно должны входить школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе.

      После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

      Пример  такой таблицы приведен ниже  и представлен в виде Таблицы  1.

 

 

Таблица1

Обработка и  интерпретация результатов исследования

Исследуемая выборка

Год изучения

Сформированность нравственного потенциала

 

  

 

Направленность  личности (тест Н. Е. Щурковой)

Экспертная  оценка педагогов

 

  

 

Нравственная

Ситуативная

Безнравственная

Высокая

Средняя

Низкая

Сформированная

Учащиеся 11-го класса

2006 2007 2008

             

Учащиеся 9-го класса

2006 2007

2008

             

 

Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения

     При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявле-нию тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволя-ет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функцио-нирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение результатов проводится на за-седании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каж-дый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствова-ния воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обнов-лении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностичес-кого исследования информируются учащиеся и родители. Анализ результатов исследований является основой реализации программы мониторинга учебно-воспитательной деятельности школы.

     На основании вышесказанного можно сделать вывод, что такие диагности-ческие программы и, соответственно, методики педагогического взаимодейст-вия позволяют вовремя заметить проблемы в воспитательной системе образова-тельного учреждения и  успешно их разрешить.

      Итак, эффективность процесса взаимодействия складывается из следующих компонентов: эффективности технологии взаимодействия, качества управлен-ческого воздействия на педагогический коллектив со стороны администрации , эффективности контроля за ходом процесса взаимодействия школы и семьи.

      К компонентам,  составляющим качество результатов  взаимодействия, отно-сятся: уровень образованности учащихся, профессиональная компетентность педагогов и руководителей учебного заведения, педагогическая культура родителей.

     Для  повышения качества педагогического  взаимодействия школы и семьи  рекомендуется : создание в школе  системы профессиональной подготовки педагогических кадров по работе с семьей; разработка технологии эффек-тивного управления качеством взаимодействия; усовершенствование научно-методической работы структурных подразделений школы и обеспечение их взаимодействия; стимулирование самообразования и творческих инициатив педагогов в работе с семьей.

 

2.2.3. Исследование степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия по методике Л.В. Байбородовой

Педагогическое  исследование проводилось на базе Мокро-Орловской средней школы Грайворонского района Белгородской области . Количество учеников в школе – 86. В исследовании принимали участие 10 – 11 классы (двенадцать учеников).

Цель исследования: определить представления обучающегося о его взаимо-действии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

 

В исследовании использовался следующий диагностический  материал:

    1. Инструкция.
    2. Таблица результатов тестирования.
    3. Перечень утверждений (тестов).

         Инструкция. Дорогой друг! Тебе предлагается ряд суждений о ваших взаимоотношениях с педагогом. Если ты согласен с данным суждением (оно соответствует твоему мнению), то ты ставишь знак «+», и наоборот, если не согласен, - знак «-». Запиши, пожалуйста, результат твоего решения в прилагаемую таблицу (Таблица 2) по каждому предмету, соответствующему определенному преподавателю.

Таблица 2

Результат тестирования   (ФИО)

Учитель по предмету

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Математика, Физика

                                               

Русский язык

Литература 

Иностр. язык

                                               

История, ОБЖ,

Обществовед.

                                               

Химия, биоло-гия, анатомия

                                               

 

Перечень утверждений (тестов)

1.   Педагог  умеет предсказать результаты  моей работы.                                    

2.   Мне  трудно ладить с педагогом.                                                                       

3.   Педагог-  справедливый человек.                                                                      

4.   Педагог  умело помогает мне преодолевать  трудности.                                 

5.   Педагогу явно не хватает чуткости.                                                                 

6.   Мнение  педагога для меня является  важным.                                                 

7.   Педагог  тщательно планирует воспитательную  работу с нами.                    

8.   Я вполне  доволен педагогом.                                                                            

9.   Педагог  недостаточно требователен ко  мне.                                                    

10. Педагог всегда  может дать разумный ответ.                                                    

11. Я полностью  доверяю педагогу.                                                                        

12. Оценка педагога  очень важна для меня.                                                           

13. Педагог в  основном работает по шаблону.                                                       

14. Работать  с педагогом – одно удовольствие.                                                     

15. Педагог уделяет  мне мало внимания.                                                                

16. Педагог не  учитывает моих индивидуальных  способностей.                         

17. Педагог плохо  чувствует мое настроение.                                                        

18. Педагог всегда  выслушивает мое мнение.                                                        

19. У меня  нет сомнений в правильности  средств и методов, которые     

      применяет педагог                                                                                               

20. Я не стану  делиться своими мыслями с  педагогом.                                         

21. Педагог постоянно  указывает мне на мои ошибки.                                       

22. Педагог хорошо  знает мои слабые и сильные стороны.                                  

23. Я хотел(а)  бы стать похожим на педагога.

24. У нас с  педагогом сложились деловые  отношения     

     

Для проведения исследования был отведен  классный час  (10-й и 11-й   классы объединены).

Обработка данных.

        Результаты проведенного исследования в виде заполненных учениками таблиц представлены в Приложении 6 (компьютерный вариант).

        На основе полученных данных рассчитываем уровень развития  основных компонентов педагогического взаимодействия по каждому преподавателю.

Первый  компонент - когнитивный уровень взаимодействия (уровень осознания собственных интересов в ситуации взаимодействия).

Второй компонент - эмоциональный уровень (степень уверенности в собственных возможностях управления ситуацией).

третий компонент – поведенческо–волевой (контроль над своим поведением, над ситуацией в классе, управление ситуацией в соответствии с собственными интересами).

           

        Сравниваем номера вопросов и знаки, проставленные в тексте, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога, и вариант, выставленный учениками. Совпадение реального и идеального знаков фиксируем одним баллом и подсчитываем число совпадений по трем категориям:

1 компонент   - 1, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 22;

2 компонент  - 2, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 20;

3 компонент - 3, 6, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 24.

Далее количество баллов:

по первой группе делится на 10,

по второй группе делится на 9,

по третьей  группе делится на 12.

         Такой подсчет проводим по каждой таблице (по каждому ученику).

Результаты  расчетов представлены в виде четырех  таблиц (по каждому учите-  лю и ученику отдельно) в Приложении 7.

           

     Анализ ответов учеников на предложенный перечень утверждений позво-лил получить следующие результаты (Таблица 3):

Таблица 3

Уровни развития компонентов взаимодействия преподавателей и учеников

ФИО преподавателя

когнитивный уровень

эмоциональный уровень

поведенческо  – волевой

Бакшеева  Л.Г.

0,8

0,73

0,78

Кушнарева В.И.

0,76

0,83

0,82

Волошенко А.А.

0,76

0,77

0,8

Русанова  А.В.

0,87

0,8

0,77


 

      

  Результаты  исследования можно представить так же в виде гистограммы

Гистограмма 1. Уровни развития компонентов взаимодействия

Чем ближе значение результата приближается к значению «I», тем выше уровень развития данного компонента

       Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

      Уровень развития когнитивного компонента колеблется от 0,76 до 0,87 еди-ниц; эмоционального – от 0,73 до 0,83 единиц; поведенческо-волевого – от 0,77  до 0,82 единиц. Разрыв в показаниях говорит о разном отношении учеников к своим преподавателям и наоборот.

      Наилучших результатов в педагогическом взаимодействии с классом доби-лась Русанова Анна Владимировна, учитель химии, биологии и анатомии. Уче-ники высоко оценили ее и как преподавателя, и как человека.

        Но в общем все показатели  высоки и приближаются к единице.  Это указы-вает на то, что учителя  Мокро-Орловской средней школы организуют тесное педагогическое взаимодействие с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В курсовой работе  рассматривались ведущие проблемы: сущность  педагоги-ческого взаимодействия, его роль в воспитании, а также  методики и приемы его организации.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании