Политика государства по созданию условий для развития высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всестороннего изучения истории развития высшей школы в нашей стране определяется потребностями современной модернизацией образования, требующей осмысления предыдущего опыта и учета имевшихся достижений и ошибок.
Тема данной работы звучит следующим образом: «Развитие высшего образования в СССР в предвоенный период (1921-1941)» и затрагивает хронологические рамки становления советской высшей школы, ее полного обновления, соответствующего сложившимся историческим условиям.

Содержание

Введение 3
Глава I. Становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования 6
§ 1. Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века 6
§2.Политика государства по развитию высшего образования 13
Глава II. Политика государства по созданию условий для развития высшей школы 23
§ 1.Создание и развитие материально-технической базы высшей школы. 23
§ 2.Обеспечение ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами 27
§ 3.Студенческие контингенты 1920-1930 гг 37
Заключение 46
Список источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

развитие высшего образования в СССР в предвоенный период(1921-1941) (к).doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

В течение всего ХХ века наша страна пережила не одну реформу и модернизацию, каждая из которых кардинальным образом меняла социально-экономическое устройство общества и всякий раз затрагивала сферу образования, в том числе и систему высшей школы, доказывая, насколько важной является проблема развития и совершенствования высшего образования в политике государства. По тому, как решался этот вопрос в различные исторические этапы, можно судить об основных гуманитарных ценностях самого общества и государства, о характере отношений между государством, обществом и системой высшего образования, о формах его организации, а также об уровне и качестве подготовки специалистов.

Актуальность всестороннего изучения истории развития высшей школы в нашей стране определяется потребностями современной модернизацией образования, требующей осмысления предыдущего опыта и учета имевшихся достижений и ошибок.

Тема данной работы звучит следующим образом: «Развитие высшего  образования в СССР в предвоенный  период (1921-1941)» и затрагивает хронологические рамки становления советской высшей школы, ее полного обновления, соответствующего сложившимся историческим условиям.

Реформа высшего образования после Октябрьской революции проводилась с целью закрепления победы революции. Реформирование высших учебных заведений осуществлялось путем повсеместного насаждения преподавания марксистской науки, подготовки новых профессорско-преподавательских кадров и привлечения на сторону Советской власти специалистов старой школы, а также изменения социального контингента студенчества. В деле привлечения пролетарско – крестьянской молодежи в высшую школу немаловажное значение имела речь В.И. Ленина на III съезде комсомола. «Задача состоит в том, чтобы учиться... Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание коммунистического общества».1

В соответствии с поставленной темой определены цели и задачи работы:

Цель: изучение характера государственной политики в сфере высшего образования, установление основных приоритетов этой политики;

Задачи: рассмотрение становления  законодательной и нормативно –  правовой базы высшего образования  в предвоенный период; изучение политики государства по созданию условий  для развития высшей школы: материально – технического обеспечения, обеспечения высшей школы профессорско-преподавательскими кадрами, а также изучение изменения контингента студенчества в рассматриваемый период.

Объектом данного исследования выступает отечественная система высшего образования в 20-30 е годы.

Предмет исследования - деятельность государства и партии по реформированию системы высшего образования, приведению ее в соответствие с государственной политикой строительства коммунизма, а также формы реализации данной политики в области высшего образования.

Для написания данной работы использовалось большое количество источников, главным  образом нормативно – правовые и  законодательные акты СНК, ВЦИК СССР и ЦИК РСФР, Наркомпроса и Главпрофобра: постановления, распоряжения и декреты, регулирующие систему высшего образования, а также различные выступления, речи и доклады, опубликованные в сборниках и советской периодической печати: газете «Правда», «Известия ВЦИК» и др.

В историографии данной темы можно  выделить два основных периода: советский и постсоветский. В советский период большинство работ носило партийно-политический и идеологический характер, в работах того времени идеализировалась политика советской власти, а также перспективы социалистического строительства в стране. Доминирующая марксистко-ленинская идеология, классовый подход определяли характер исторических исследований в советский период. Высшие учебные заведения, профессорско-преподавательский контингент, студенческая общественность рассматривались как верные помощники партии в осуществлении социалистического строительства. В данной работе использовались относящиеся к советскому периоду труды В.И. Ленина. А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, И.И. Ходоровского, А.Ф. Лапко, М. А. Прокофьева, Б.А Плюснина – Кронина, Е.В.Чуткерашвили, В.П. Елютина и др.

Во второй половине 1980-х гг. в исторической науке возникла потребность в переосмыслении многих явлений в связи с происходившими изменениями в общественно-политической жизни страны, расширением круга источников. В постсоветский период появилось большое количество исследований, монографий, изучающих различные события жизни страны, в том числе и развитие высшего образования с новых, немарксистских позиций. Были опубликованы данные о проводимых в советское время репрессиях в отношении представителей профессорско-преподавательских кадров, о непоследовательной и губительной политике в области высшего образования, разрушившей традиции и достижения дореволюционной высшей школы, в первую очередь – в отношении гуманитарного, университетского образования. В данной работе использовались монографии и исследования Авруса А.И. по истории российских университетов, Демидовой А.И. о развитии высшего образования в 20-30 годы, Чуднова В.П., Бикташевой А.Н.,Соловей В. Д., Крапивиной Н.С. и Макеева Н.А. и др.

 Структура работы построена в соответствии с поставленными целями и задачами.

 

Глава I. Становление  и развитие законодательной и  нормативно-правовой базы высшего образования

 

§ 1. Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века

 

Советское правительство  уделяло достаточно большое внимание, системе высшего образования, воспринимая ее как важнейший инструмент формирования нового советского общества и подготовки квалифицированных кадров для строительства коммунизма. С самого момента возникновения советского государства ведется активная работа по созданию нормативно-правовой базы, которая должна была обеспечить первоочередное право пролетариата, крестьянства и представителей коренного населения нерусских районов страны на высшее образование. Еще В.И. Ленин отмечал необходимость принятия мер для «безусловного приема лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства».2

Первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский также отмечал, что приоритетной задачей советской власти в деле реформирования высшей школы является обеспечение доступа в высшие учебные заведения широких масс пролетарской молодежи. 3 Преобразования высшей школы развернулись по трем основным направлениям: создание нормативно – правовой базы высшего образования, формирование новой системы руководства вузами, реорганизация сети высших учебных заведений, отбор в вузы необходимого для строительства социалистического общества пролетарского контингента.

«Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней Октябрьской революции проявляли неослабную заботу о создании широкой сети высших учебных заведений и совершенствовании высшего образования в стране. Основатель Советского государства В. И. Ленин указывал, что подготовка высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры является непременным условием успешного строительства социализма. «Без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, — писал В. И. Ленин, — переход к социализму невозможен, ибо социализм требует сознательного и массового движения вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом и на базе достигнутого капитализмом».4

В первые годы советской  власти в большом количестве открывались  новые учебные заведения, и в первую очередь – университеты. Авторитет университетского образования был еще так высок, что новые органы власти не только губернских, но и уездных городов хотели создать свои собственные университеты и скоропалительно открывали их, не имея ни помещения, ни оборудования, ни преподавательских кадров, ни контингента студентов с соответствующей подготовкой. Многие из таких университетов вскоре же прекратили свое существование. В Москве и Петрограде возникло по три университета, но Петроградские вскоре же слились в один, а в Москве объединились 1-й и 3-й, 2-й просуществовал до 30-х гг. Большинство новых университетов прибавляло к своему названию социально-классовый признак: народный, пролетарский, рабоче-крестьянский, солдатский и т. п. Бурный процесс открытия новых университетов проходил в 1918 г., когда было создано 16 государственных университетов, в том числе Нижегородский на базе политехнического института, Воронежский — на основе приехавших 80 преподавателей и 800 студентов из Юрьевского, Ярославский, преобразованный из Демидовского лицея, Самарский — из пединститута. 5

На проходившем в январе 1918 года III Всероссийском съезде Советов прозвучал тезис о необходимости реформирования системы высшего образования. Подготовкой и разработкой проекта реформы должна была заняться специально созданная комиссия в составе А.В. Луначарского, К.А. Тимирязева, П.К. Штейнберга. Подчеркивалось, что реформа высшей школы должна открыть доступ к высшему образованию всему трудящемуся населению.

Согласно этой политической линии были существенно изменены правила приема в вузы:2 августа 1918г. Издается декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения», а также принимается постановление «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР», предоставлявшие право преимущественного поступления в вузы представителям рабочего класса и трудового крестьянства.6

Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» закреплял положение, что «каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16-ти лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы», при этом запрещалось «требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте». Далее говорилось о том, что все учебные заведения должны принимать лиц независимо от пола, запрещалось взимание платы за учебу в высших учебных заведениях. Недействительными считались «произведенный на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г» и «внесенная уже за первое полугодие 1918/19 учебного года плата», которая подлежала возвращению.7

В 1918 году при отделе вузов Наркомпроса был создан Совет по делам высшей и средней школы8, а в 1919 г. - Государственный ученый совет9, разрабатывающий единое направление в области образования в республике, выполнявший теоретические работы по вопросам научной жизни, научного и научно-технического образования.

А.Ф. Лапко в статье «Развитие высшего образования в СССР в период первых трех пятилеток» сравнивая ситуацию в дореволюционной России с изменениями, произошедшими в системе высшего образования, отмечал: «Развитие науки в дореволюционной России сильно тормозилось самой системой ее организации. Научных учреждений было очень мало, они плохо

финансировались и работали почти без всякого согласования.… Для того чтобы отстоять, закрепить и умножить завоевания социалистической революции, Советскому государству необходимо было обратить внимание на развитие производительных сил страны. Решение этой важной задачи Владимир Ильич связывал со всемерным развитием науки и техники, с крупным подъемом образования и культурного уровня трудящихся. Под руководством В. И. Ленина в нашей стране уже в первые годы Советской власти создается ряд научно-исследовательских институтов и лабораторий, опытных станций и других научных учреждений. Только за два года, в 1918—1919 гг., в стране было создано 33 крупных по тому времени института. К 1923 г. число научно-исследовательских институтов достигло 55, а в 1927 г. их было уже свыше 90».10

В то же время в 1919 году делались первые попытки оптимизации вузовской  сети, что нашло отражение в  постановлении Коллегии НКП «Об  устранении параллелизма в высшей школе». В постановлении отмечалась нецелесообразность наличия в некоторых городах «однотипных высших учебных заведений», «ставящих себе одинаковые задачи», «поскольку отдельное существование их не оправдывается количеством учащихся». Постановление предписывало «немедленно принять меры по устранению параллелизма», мотивируя это тем, что «высшая школа буржуазного типа явно не удовлетворяет потребности широких народных масс и насущных нужд Социалистической республики», а также необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с контрреволюцией.11

С целью форсирования процесса пролетаризации вузов и подготовки студентов из рабоче-крестьянской среды при высших учебных заведениях открывались рабочие факультеты. Необходимость создания рабфаков объяснялась как объективными причинами – нехваткой студентов с хоть какой-нибудь образовательной базой, так и идеологическими – уже упоминавшейся задачей формирования студенчества из рабоче-крестьянской молодежи. В подтверждение первой причины создания рабфаков говорит свидетельство профессора В.Д. Зернова, который писал о событиях 1918 г., что на первых лекциях «были заняты не только все места и все хоры, но все проходы были забиты народом. Слушатели стояли прямо перед лекционным столом и едва ли не сидели на самом столе.… Но наплыв публики быстро таял, и к зиме…университет замерз, и лекции читались двум-трем десяткам настоящих студентов в кабинете».12 Хлынувшие благодаря отсутствию любых ограничений потоки студентов быстро иссякли из-за отсутствия базовых знаний у подавляющего числа новых обучающихся.

11 сентября 1919 г. было  издано постановление Наркомпроса «Об организации рабочих факультетов при университетах», предписывающее всем высшим учебным заведениям страны открыть рабфаки не позднее 1 ноября 1919 г.13В преамбуле документа заявлялось, что рабфаки создаются «в целях предоставления рабочим и крестьянам возможности фактически и широко использовать свое право поступления в высшие учебные заведения, принимая во внимание, что препятствием к такому использованию служит недостаточная подготовленность пролетарских масс к занятиям в высшей школе, особенно по предметам точного знания (математика, физика, химия и др.)». Примечательна также ст. 12. указанного документа, которая гласит: «На курсы принимаются рабочие и крестьяне, представившие или от фабричного комитета, или от коммунистической ячейки удостоверение в том, что принадлежат к классу рабочих или крестьян, не эксплуатирующих чужого труда, и что стоят на платформе советской власти».14

Информация о работе Политика государства по созданию условий для развития высшей школы