Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа
Актуальность всестороннего изучения истории развития высшей школы в нашей стране определяется потребностями современной модернизацией образования, требующей осмысления предыдущего опыта и учета имевшихся достижений и ошибок.
Тема данной работы звучит следующим образом: «Развитие высшего образования в СССР в предвоенный период (1921-1941)» и затрагивает хронологические рамки становления советской высшей школы, ее полного обновления, соответствующего сложившимся историческим условиям.
Введение 3
Глава I. Становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования 6
§ 1. Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века 6
§2.Политика государства по развитию высшего образования 13
Глава II. Политика государства по созданию условий для развития высшей школы 23
§ 1.Создание и развитие материально-технической базы высшей школы. 23
§ 2.Обеспечение ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами 27
§ 3.Студенческие контингенты 1920-1930 гг 37
Заключение 46
Список источников и литературы 48
С февраля 1921 г. все высшие учебные заведения перешли в ведение Главпрофобра – Главного комитета профессионально-технического образования Наркомпроса. Позиции РКП (б) в высших учебных заведениях крепли с каждым днем, в подавляющем большинстве университетов и институтов создавались партийные ячейки. А 11 февраля 1921 в соответствии с постановлением СНК РСФСР «Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры» были открыты особые институты, готовящие преподавателей и профессоров на позициях марксизма.49 Постановление предписывало:
«1. Учредить в Москве и Петрограде Институт по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства.
2. Установить число
работающих в Институте
3. Поручить, Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов.
4. Обязать все советские
учреждения оказывать
«Положение об управлении высшими учебными заведениями РСФСР» от 1921 года окончательно ликвидировало остатки автономии высшей школы и создало принципиально новую систему управления в вузах. Правление вуза, являвшееся высшим органом учебного заведения, назначалось Главпрофобром. В правление обязательно входили представители студенчества, оно созывало по собственной инициативе Совет университета, в который наряду с профессорами входили представители общественных (партийных и комсомольских) организаций и представители органов управления образованием. Такая же система насаждалась и на факультетах.
Ситуация в вузах
была критической. Представители «старого» профес
В 1919-1920 гг. Максим Горький выступил с инициативой по созданию Центральной и местных комиссий по улучшению быта ученых (КУБУЧ). Данные комиссии были основаны для решения задач материальной поддержки видных деятелей науки и культуры, и даже просто – спасения их от голодной смерти. В число таких представителей науки, чье положение требовало безотлагательной помощи, попадали и университетские профессора, однако «отобранные» в рамках идеологизированного подхода: например, ученые-гуманитарии, которые вызывали наибольшие подозрения властей, могли получить паек КУБУЧ, только после представления ими доказательств прочного усвоения основ марксизма - ленинизма. От голода и холода в годы гражданской войны только Петроградском университете умерло почти 40 ученых и преподавателей, среди них были и всемирно известные ученые – гуманитарии: академики Б. Тураев, А. Дьяконов, А. Шахматов, А. Лаппо-Данилевский.52
Правительство предпринимало меры, для того, чтобы нормализовать ситуацию в среде профессоров и преподавателей, однако они мало в чем изменяли положение работников вузов.
Утвержденным в 22 году «Положением о высших учебных заведениях» весь профессорско-преподавательский состав делился на следующие группы:
3. Лица, занятые в Высших Учебных Заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.
4. Научные работники разделяются на:
а) Профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия или заведуют одним из научно-учебных установлений Высшего Учебного Заведения и избираются Государственным Ученым Советом.
б) Преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия или же работают самостоятельно, но под руководством или ответственностью одного из профессоров и избираются Правлением Высшего Учебного Заведения или Государственным Ученым Советом по представлению Главного Комитета Профессионально-Технического Образования.
в) Научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности и избираются Правлением Высшего Учебного Заведения или Государственным, Ученым Советом по представлению Главного Комитета Профессионально-Технического Образования.
Примечание. Число научных работников в каждой категории, а равно их содержание определяются штатами данного Высшего Учебного Заведения…53
Тогда же в 1922 году началось планомерное вытеснение из университетов старой дореволюционной профессуры, особенно из гуманитарных факультетов, что в последствии привело к чисткам и изгнанию из вузов наиболее талантливых и самостоятельно мысливших ученых. Ленин считал позорной ситуацию, когда «почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу».54 Часть представителей профессуры уже тогда попала в лагеря и тюрьмы, некоторая часть - выслана за границу. Многие ученые, движимые патриотическими чувствами, считали себя обязанными остаться в Советской России и переносить все тяготы вместе со своим народом, скрывали свои истинные взгляды, делая вид, что соглашались с политикой большевиков. Дневники, воспоминания, письма многих ученых с мировым именем, таких как В. Вернадский, И. Павлов, Ю. Готье и других, показывают, как крупнейшие ученые вынуждены были приспосабливаться к новой жизни.
К середине20-х годов старые специалисты были в большей степени вытеснены, остро встал вопрос о необходимости подготовки к преподавательской деятельности новых выпускников вузов. С1925 года в вузах начала открываться аспирантура, однако, набор в нее осуществлялся строго по рекомендациям партийных ячеек, среди студентов стала выделяться категория выдвиженцев - коммунистов и комсомольцев с безупречным классовым происхождением, проявившие себя высокой активностью в общественно - политической работе. Именно такие студенты в будущем виделись в качестве новых преподавателей вузов и новой советской интеллигенции.
Во второй половине 20-х годов в связи с переходом к индустриализации и уже упоминавшимися переменами, происходившими в системе высшего образования, с реорганизацией и приспособлением ее к растущим нуждам экономики, в вузах усилилась борьба с классово чуждыми элементами. Практически во всех громких политических процессах конца 20-х - начала 30-х годов значительную часть обвиняемых составляли вузовские профессора и преподаватели, многие из которых приговаривались к длительным срокам заключения, многие потому мерли в лагерях и тюрьмах. По громкому показательному «академическому» делу репрессиям подверглись выдающиеся ученые, представители гуманитарных наук, цвет российской науки - многие профессора Ленинградского университета, среди которых были академики Тарле, Платонов, член-корреспондент АН СССР Приселков и многие другие.
Подобное уничтожение лучших представителей советской науки могло вовсе обескровить ее и отбросить назад. Поэтому в конце 1930 года на третьей сессии ГУС НКП возникла программа реорганизации университетов с целью подготовки в их стенах научно-исследовательских кадров и преподавателей для вузов и техникумов. Летом 1931 года было утверждено Постановление СНК РСФСР, в котором говорилось, что университеты должны стать центрами подготовки новых научно-исследовательских кадров по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам. В 30 е годы стало происходить возрождение роли университетов в научной жизни страны, в подготовке квалифицированных кадров. Во второй половине 30-х гг. уделялось большое внимание подготовке кадров высшей квалификации, были восстановлены ученые степени, быстро развивалась аспирантура. В Постановлении СНК СССР «О подготовке научных и научно - педагогических работников» от 13 января 1934 г., были сформулированы основные положения об аспирантуре, во многом действующие и до сих пор. В положении говорилось следующее:
1. Подготовка научных и научно - педагогических кадров по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам осуществляется путем аспирантуры при высших учебных заведениях и научно- исследовательских учреждениях;
2. Подготовка научных и научно - педагогических работников производится только в тех высших учебных заведениях и научно- исследовательских институтах, которые наиболее обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и располагают соответствующим оборудованием (библиотека, лаборатории, испытательные станции и т.п.).
3. В аспиранты принимаются трудящиеся не старше 35 лет из числа лиц, имеющих законченное высшее образование… и проявившие способность к научно- исследовательской или научно – педагогической деятельности. При зачислении преимущество оказывается ударникам.55
Данный документ, приведенный в сокращении, свидетельствует о тех высоких требованиях, с которыми подходили власти к уровню подготовки новых ученых и преподавателей.
Нехватка преподавательских кадров ощущалась вплоть до начала войны. Такв1936 году в Москве в Математическом институте им. В. А. Стеклова состоялась конференция по вопросам преподавания математики, созванная математической группой АН СССР, на которой отмечалось, что из-за недостатка преподавателей очень часто лекции по математике в вузах читаются не математиками, что в большинстве случаев приводит к неправильной оценке курса математики и снижает качество знаний студентов.56
В 1937 году «в целях поощрения научной работы и повышения квалификации, научных и научно - педагогических кадров» вышло постановление СНК «Об ученых степенях и званиях», в котором говорилось об условиях присвоения различных званий: доктора наук, кандидата, ассистента, доцента, профессора; говорилось о правилах защиты диссертации и процедуре присвоения научных степеней и званий.
Прием в аспирантуру ежегодно расширялся, и к началу 1939 года в университетах РСФСР насчитывалось 1200 аспирантов с восстановленными учеными степенями и званиями, из них 464 обучались в МГУ.
Закреплению преподавательских кадров в вузах должен был способствовать переход оплаты труда от почасовой к штатно-окладной системе. В 1937 г. почасовая система была окончательно отменена. В вузах устанавливалось штатное расписание, которое зависело от количества студентов. Устанавливалось, что преподаватель может состоять в штате только одного вуза ив среднем должен работать 5 часов в день с учетом всех видов учебной и научно-исследовательской работы. Происходило повышение заработной платы вузовских работников: в 1938 году профессор Саратовского университета получал 1000-1300 руб., доцент — 800-900 руб., ассистент — 600 руб., деканам добавляли 50% от штатного оклада, за заведование кафедрой доплачивали 160-180 руб. 57
Во второй половине 30-х годов вся система высшего образования подверглась новому, еще более интенсивному процессу чисток и массовых репрессий. Огромное количество профессоров, преподавателей оказалось в тюрьмах, лагерях ГУЛАГа, лишалось возможности вести исследовательскую работу и преподавать. Многие ученые погибли в эти годы. Например, в Саратовском университете в течение трех лет было снято и репрессировано несколько ректоров. В Ленинградском университете после убийства Кирова была проведена очередная чистка, многие преподаватели исключались из партии, высылались из Ленинграда как социально опасные.
Динамику роста численности
профессорского корпуса и количества
аспирантов приводит А.Ф. Лапко: «До Октябрьской революции
общая численность профессорско-
Таблица 1. Численность аспирантов в советских вузах в1927 - 1940г 59.
год |
1927 |
1929 |
1933 |
1934 |
1935 |
1936 |
1937 |
1940 |
Численность аспирантов в тыс. чел |
0,892 |
3,0 |
14,8 |
13,0 |
10,6 |
9,8 |
9,0 |
16,9 |
Таблица 2. Численность научных работников и преподавателей в некоторых отраслевых втузах60.
Втузы |
Число профессоров
|
Число доцентов |
Число преподавателей |
Всего |
Промышленные |
1123 |
3135 |
5318 |
9576 |
Транспорт и связь |
199 |
803 |
1724 |
2726 |
Сельскохозяйственные |
640 |
2131 |
2825 |
3596 |
Итого |
1962 |
6069 |
9867 |
15898 |
В целом можно сказать, что к 1941 году реорганизация высшей школы была практически завершена. Практически решен был и вопрос с обеспечением новых высших учебных заведений новыми кадрами. Мероприятия, предпринятые властью, привели к тому, что перед Великой Отечественной войной в штате наших вузов было 50 015 человек, из них профессоров — 5350, доцентов — 13 105, ассистентов и преподавателей — 31 560. А проведенные в их среде чистки и репрессии полностью уничтожили любое проявление инакомыслия и поставили профессорско-преподавательский корпус на службу советской власти и насущных потребностей экономики.
С первых же месяцев советской власти самое пристальное внимание уделялось контингенту студенчества. Как уже неоднократно отмечалось, целью новой власти стало формирование студенчества из крестянско - пролетарских слоев. В 1919 г. в программе Коммунистической партии были сформулированы основные задачи и принципы построения высшей школы: «Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой».61
Информация о работе Политика государства по созданию условий для развития высшей школы