Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа
Актуальность всестороннего изучения истории развития высшей школы в нашей стране определяется потребностями современной модернизацией образования, требующей осмысления предыдущего опыта и учета имевшихся достижений и ошибок.
Тема данной работы звучит следующим образом: «Развитие высшего образования в СССР в предвоенный период (1921-1941)» и затрагивает хронологические рамки становления советской высшей школы, ее полного обновления, соответствующего сложившимся историческим условиям.
Введение 3
Глава I. Становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования 6
§ 1. Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века 6
§2.Политика государства по развитию высшего образования 13
Глава II. Политика государства по созданию условий для развития высшей школы 23
§ 1.Создание и развитие материально-технической базы высшей школы. 23
§ 2.Обеспечение ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами 27
§ 3.Студенческие контингенты 1920-1930 гг 37
Заключение 46
Список источников и литературы 48
Организация рабфаков стала серьезным шагом к кардинальному реформированию старой высшей школы. Рабфаки ускорили процесс пролетаризации высшего образования. А.В. Луначарский дал рабфакам образное определение» пожарных лестниц»15, позволявших пролетарской молодежи проникать в вузы. Также нарком просвещения видел именно в рабфаках эффективный инструмент по созданию благоприятных условий для окончательной ликвидации дореволюционных принципов работы высшей школы.
Серьезному реформированию подверглась факультетская система: в большом количестве появлялись инженерные, агрономические факультеты, постепенно ликвидировались юридические факультеты, происходило образование факультетов общественных наук (ФОН), в которых объединилось большинство гуманитарных наук. Первый ФОН был открыт 3 марта 1919 года в 1-м Московском университете на базе юридического и историко-филологического факультетов. Именно на ФОНах создавались первые кафедры истории социализма, истории рабочего движения, Конституции РСФСР и т. п. Здесь, в первую очередь, внедрялся марксизм-ленинизм как теоретическая основа всех наук, удалялась старая профессура, основной набор студентов шел за счет рабочих факультетов.16
Подводя итог состоянию высшего образования к 20 году, уместно будет сослаться на прозвучавший, на заседании Совнаркома 23 февраля 1925 года доклад И.И. Ходоровского «Состояние ВУЗов в РСФСР»:
«До революции на территории, занимаемой ныне РСФСР, во всех высших учебных заведениях обучалось в круглых цифрах 95.000 студентов. В годы революции в вузы хлынула большим потоком рабочее - крестьянская молодежь, которой в дореволюционный период доступ в высшее учебное заведение был закрыт. Особенно много этой молодежи направилось в вузы после окончания гражданской войны. В то же самое время в первые годы революции всюду, во всех городах стихийно стали возникать высшие учебные заведения, перестраиваясь из высших школ и т.д. … В 1919 – 1920 гг. мы имели 164 вуза, включая сюда практические институты, позже реорганизованные в техникумы, с 170.000 учащихся…».17
Уже к 20-м гг. систематически проводились организационные перестройки внутри университетов: ликвидировались одни факультеты, сливались другие, проходило перепрофилирование, вместо широкой фундаментальной подготовки вводилась узкая специализация, забвению предавалась такая функция университетов, как подготовка студентов к научной работе. Государству диктатуры пролетариата не нужны были кадры юристов (ведь они могли поставить вопрос о нарушении властными структурами Конституции, законов, правовых норм), поэтому университеты лишались юридических факультетов; медицинские факультеты постепенно выводились из состава университетов и создавались на их основе медицинские институты; физмат стремились превратить в педагогический или технический факультет и т.д.18 Например, в Саратовском университете, получившем в 1922 г. имя Н. Г. Чернышевского, к 1924 г. все гуманитарные и естественнонаучные специальности были объединены в педагогический факультет, ФОН преобразован в факультет хозяйства и права, из старых сохранился только медицинский факультет. Таким образом, исчезал классический университет с присущим ему набором факультетов, с сочетанием широкой образовательной и научной подготовки.
Важнейшим шагом по организации высшего образования в стране стало принятие 3 июля 1922 г. «Положения о высших учебных заведениях». Уже в1923-1924году все без исключения вузы стали осуществлять образовательную деятельность на основании этого положения, которое, по сути, являлось новым уставом высших учебных заведений и действовало вплоть до 1930 г. На основе положения компартия и советское правительство смогли осуществлять всесторонний контроль и руководство вузами в эти годы.
В контексте данной работы наибольший интерес представляют объявлявшиеся цели высших учебных заведений, заключавшиеся в следующем:
На проходившем в декабре 1922 года Всероссийском съезде советов Наркомпрос отчитался о проведенной в области реорганизации системы образования работе, в том числе и принятых мерах по кардинальному реформированию высшей школы. Съезд принял постановление, в котором отмечалось, что «ВЦИК и Народный Комиссариат по Просвещению совершенно правильно наметили широкую программу народного образования».20
Как отмечалось в литературе того
периода: «основная задача ВУЗа –
подготовить строителя
Новый этап реформирования высшей школы был связан с изменением в политике партии и объявленным курсом на индустриализацию. А.Ф. Лапко отмечает, что в первое десятилетие советской власти была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране, приводя следующие данные: «К 1926/1927 учебному году в нашей стране имелось 148 вузов, контингент студентов в которых составлял 168 тысяч человек. В последующие два года эти цифры практически не менялись. Так, в 1928/1929 учебном году вузов было 152, а студентов в них 176 тысяч. На преподавательской работе в эти годы было занято 18 000 человек. Число высших технических учебных заведений к этому времени достигло 60 с контингентом учащихся в 73,7 тысячи», добавляя, что «дальнейшие реформы высшей школы теснейшим образом связаны с выполнением пятилетних планов развития народного хозяйства и культуры. В этих планах высшая школа занимала видное место: она способствовала успешной реализации заданий пятилеток, подготовляя специалистов, как для промышленности, так и для сельского хозяйства».22
В октябре – ноябре 1926 года в Москве прошла 15 партийная конференция, на которой подводились некоторые экономические и политические итоги развития страны. Руководством партии был сделан вывод, что в стране сложилась благоприятная экономическая обстановка для проведения индустриализации. Председатель СНК СССР А.И. Рыков обратил особое внимание на то, что темпы индустриализации будут во многом зависеть от наличия необходимого количества кадров и уровня квалификации специалистов, от уровня их подготовки или переподготовки. В соответствии с этим перед вузами страны была поставлена новая задача – подготовить необходимые высококвалифицированные кадры для осуществления в стране политики индустриализации.
Пленум ЦК ВКП (б), проходивший в июле 1928 года, принял постановление «Об улучшении подготовки новых специалистов», который положил начало новому этапу в преобразовании высшего образования– его профессионализации. Высшие учебные заведения переводились на отраслевое подчинение, что было закреплено в Постановлении ЦИК СССР и СНК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» от 23 июля 1930 года. В постановлении говорилось, что «бурные темпы социалистического переустройства страны с исключительной остротой выдвинули неотложную задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, в первую очередь руководителей и организаторов народного хозяйства СССР. Эти кадры специалистов, обладая широким общественно - политическим кругозором, должны находиться по своим техническим и экономическим знаниям на уровне современной науки и техники и вполне удовлетворять требованиям социалистической реконструкции. Разрешение этой задачи невозможно без коренной реорганизации существующих вузов, техникумов и рабфаков на основе решительного сближения теоретического обучения и производственной практики, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения самой системы образования в соответствие с экономическим районированием страны, хозяйственным и культурным строительством национальных районов и с организацией промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и т.д.».23
Постановление предусматривало реорганизацию многофакультетных высших учебных заведений и техникумов в отраслевые учебные заведения и техникумы; технические учебные заведения передавались в ведение отраслевых хозяйственных объединений соответствующих наркоматов, а введении народных комиссариатов просвещения союзных республик сохранялись педагогические и художественные учебные заведения, а также университеты в составе факультетов, не реорганизуемых данным постановлением в специальные вузы. По мнению ряда современных исследователей, данную политику можно охарактеризовать как ликвидацию университетского образования. 24 Классическое университетское образование заменялось узко – профильным и прикладным, сам принцип университетского образования подвергался сомнению. Очень показательна в этом плане статья Г. Бровмана и Е. Поповкина в журнале «Революция и культура» (1929, № 21), в которой авторы заявляли, что университеты своей замкнутостью соответствовали корпоративности феодального общества, что они полностью оторваны от жизни, являются порождением культуры паразитических классов, выпускают из своих стен никуда не пригодных людей, паразитов, кроме медиков и юристов. Поэтому университет как единое целое должен быть уничтожен, превращен в ряд узкоспециализированных вузов.25
В 1930-1931 гг. большинство вузов перешло на принципы подготовки специалистов для конкретных отраслей быстро развивающегося народного хозяйства, а также для конкретных объектов производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
Для выполнения решений июльского и ноябрьского пленумов ЦК в первые годы первой пятилетки на базе соответствующих факультетов крупных политехнических институтов и университетов создавались мелкие узкоспециализированные учебные заведения, которые могли бы готовить специалистов в более сокращенные сроки. Одновременно создаются и новые втузы, необходимые бурно развивающейся промышленности. В 1930 г. на базе Московской горной академии была создана группа втузов: Институт стали, Институт цветных металлов и золота, Нефтяной институт, Горный институт, Геологоразведочный институт, Торфяной институт. Из МВТУ выделилось 5 самостоятельных втузов: Механико-машиностроительный, Аэромеханический, Инженерно-строительный, Энергетический, Химико-технологический. На базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института создан Ленинградский кораблестроительный институт; на базе электротехнического факультета — Ленинградский электротехнический институт. В Свердловске на базе факультетов Уральского политехнического института были организованы самостоятельные институты: Институт черных металлов, Институт цветных металлов, Химический институт, Строительный институт, Лесотехнический институт и др. В Казани на базе химических факультетов Казанского политехнического института и Казанского университета создан Химический институт. В Новочеркасске на базе факультета Донецкого сельскохозяйственного института был организован Донской инженерно-мелиоративный институт. В Средней Азии на базе Среднеазиатского университета и Среднеазиатского хлопково-ирригационного института было создано 18 вузов и втузов, а затем в 1931 г. вновь организовано еще 9 новых вузов. В Сибири (до периода перестройки втузов) было два втуза: Томский технологический институт и Дальневосточный политехнический институт. При реорганизации втузов на базе факультетов Томского технологического института были созданы: Химико-технологический институт, Механический институт, Горный институт, Строительный институт (позднее переведенный в Новосибирск), Металлургический институт (позднее переведенный в Кузбасс — в Новокузнецк). На базе факультетов Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева создаются институты: Институт механизации и электрофикации сельского хозяйства, Институт инженеров водного хозяйства, Институт рыбной промышленности и хозяйства. На базе университетов в 1930 и 1931 гг. возникло около 45 вузов и втузов. В 1930 г. открывается ряд новых горных и металлургических институтов в Сибири, на Донбассе и в других районах СССР. Тогда же открывается ряд строительных и архитектурных институтов, Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, Сталинградский механический, Бежицкий машиностроительный, Харьковский авиационный, Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, Одесский и Горьковский институты водного транспорта, Иркутский институт цветных металлов. В это же время открывается ряд институтов связи, были созданы институты пищевой и легкой промышленности. Наряду с отраслевыми институтами открываются и политехнические институты в Ереване, Куйбышеве. 26 В ряде университетов продолжали создаваться технические факультеты. Это лишь некоторые примеры проводившейся реорганизации вузов, имевшей своей целью привести высшее образование в соответствие с потребностями индустриализации.
С одной стороны переход к отраслевой системе организации высшего образования во – многом решил проблему подготовки специалистов, обеспечил экономику необходимыми кадрами. По масштабам профессиональной подготовки кадров для промышленного и сельского хозяйства Советский Союз в 30-40 е годы вышел на лидирующее место в мире. Но, с другой стороны, подобная политика привела к снижению общего уровня вузовской и фундаментальной науки, значительно снизилось качество научных кадров.
В таких условиях особое внимание уделялось повышению качества подготовки специалистов. В развернутом постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» говорилось, что от советского специалиста требуется все более высокая квалификация, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знанием системы советского хозяйства и его планирования; ЦИК СССР предложил наркоматам пересмотреть список специальностей, по которым вели подготовку вузы, втузы и техникумы, в целях максимального сокращения номенклатуры специальностей и установления их с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую подготовку для полного овладения данной специальностью.27
Необходимость повышения общего качества студенчества заставило власти пересмотреть и некоторые принципы приема в вузы, что нашло отражение в Постановлении ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» от 29 декабря 1935 года, в котором отменялись ограничения, связанные «с социальным происхождением», для поступления в вузы детей нетрудящихся и лиц, лишенных избирательных прав «ввиду того, что в данное время это ограничение не вызывается необходимостью».28
Подобные предложения звучали и раньше. В частности, в докладе «Итоги приема в ВУЗы в 1924 году и некоторые перспективы на будущее» заведующий Главного управления профессионального образования И. Ходоровский отмечал: «Абсолютно права Крупская, которая неоднократно высказывалась в печати в том смысле, что в нашу задачу вовсе не входит закрыть доступ к высшему образованию детям мелкой буржуазии. Наша задача состоит в том, чтобы детей мелкой буржуазии подчинять нашему идеологическому и организационному влиянию, переваривать и ассимилировать их, сделать их соучастниками нашей работы по строительству социализма. Политически необходимо и выгодно открыть отдушину в высшую школу для детей мелкой буржуазии (разумеется, не торгово-промышленной и спекулянтской) и через вторую ступень, даже через броню определенного количества мест за детьми советской интеллигенции (агрономов, инженеров, врачей, научных работников и т.п.). Все это ни в малейшей степени не отразится на интересах рабочего класса».29
Информация о работе Политика государства по созданию условий для развития высшей школы