Политика государства по созданию условий для развития высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность всестороннего изучения истории развития высшей школы в нашей стране определяется потребностями современной модернизацией образования, требующей осмысления предыдущего опыта и учета имевшихся достижений и ошибок.
Тема данной работы звучит следующим образом: «Развитие высшего образования в СССР в предвоенный период (1921-1941)» и затрагивает хронологические рамки становления советской высшей школы, ее полного обновления, соответствующего сложившимся историческим условиям.

Содержание

Введение 3
Глава I. Становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования 6
§ 1. Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века 6
§2.Политика государства по развитию высшего образования 13
Глава II. Политика государства по созданию условий для развития высшей школы 23
§ 1.Создание и развитие материально-технической базы высшей школы. 23
§ 2.Обеспечение ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами 27
§ 3.Студенческие контингенты 1920-1930 гг 37
Заключение 46
Список источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

развитие высшего образования в СССР в предвоенный период(1921-1941) (к).doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Принятая в 1936 году новая  советская Конституция, вошедшая в историю как «сталинская», гарантировала всем гражданам страны право на образование, в том числе и высшее: «Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся».30

Произошедшие в высшем образовании изменения были зафиксированы в новом «Типовом уставе высшего учебного заведения», утвержденном СНК СССР 5 сентября 1938 года. В уставе провозглашались цели высшего образования, подробно расписывался учебный процесс, говорилось о прохождении практики, работе кафедр, структуре и руководстве, внутреннем распорядке и дисциплине, а также об общественных организациях и т.п.

Во вступлении Типового положения говорилось: « В соответствии с 121-й ст. Конституции СССР высшие учебные заведения осуществляют право на образование всех граждан Союза ССР и имеют своей целью подготовку кадров, способных овладеть современной наукой и техникой, вооруженных знаниями научного социализма, готовых защищать советскую родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества».31

Положение определило следующие  задачи высших учебных заведений  СССР:

  1. Организация учебно-методического процесса, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов в своей области (инженеров – технологов, химиков, строителей, путейцев, судостроителей, агрономов, педагогов, врачей и т.д.), способных полностью освоить новейшие достижения науки, «по – большевистски сочетать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой»;
  2. идейно – политическое воспитание студентов и преподавателей на основе учения Маркса – Ленина – Сталина;
  3. создание высококачественных учебников и учебных пособий, стоящих на уровне современной науки и отвечающих задачам идейно – политического воспитания молодежи;
  4. проведение научно – исследовательской работы, способствующей разрешению важнейших задач социалистического строительства;
  5. повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров и подготовка научно – педагогического состава «смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки» (Сталин);
  6. популяризация научных и технических знаний и новейших достижений науки и техники, основанных на практике стахановского движения.32

Как видно из данного  положения, основную задачу вузов власти в предвоенный период видели в идейно – политическом воспитании и подготовке кадров для социалистического строительства. Основная же тенденция, обозначенная в послереволюционный период, сохранялась: государство стремилось сделать высшую школу по своему составу пролетарской и готовило в вузах - крестьянскую интеллигенцию.

 

Глава II. Политика государства по созданию условий  для развития высшей школы

§ 1.Создание и  развитие материально-технической  базы высшей школы.

 

В период с 1918по 1925 год в системе  высшего образования происходили  постоянные изменения, связанные с  процессом становления вузовского образования в СССР. Эти изменения  коснулись сети вузов и материально – технической базы высших учебных заведений.

В докладе «Высшее образование и работа Главпрофобра в 1924 – 25 гг.», озвученном на Всероссийском ректорском совещании 18 мая 1925 года, приводятся данные о существовавшей в тот период вузовской сети: «Мы в 1919 году имели 164 вуза и в них 170.000 учащихся. На 1921 год мы имели 159 вузов и 197.00. В 1922 году практические институты реорганизуются в техникумы и в, небольшой части своей. В высшие учебные заведения. В итоге мы имеем на 1922 год 99 вузов и 130.000 учащихся, на 1923 год – 96 вузов и 134.000 учащихся, на 1 июня 1924 года мы имеем 96 вузов и 140.000 учащихся. В данный момент (1925 год) мы имеем 87 вузов и 113.000 учащихся. К концу учебного года мы будем иметь 74 вуза и 110.000 учащихся».33 Существующая сеть была названа результатом большой плановой работы, которую проделал Наркомпрос, Госплан и Совнарком, а также отмечалось, что она «отвечает современному состоянию нашего хозяйства и потребностям этого хозяйства в специалистах высшей квалификации».

Вместе с тем, одной  из главных проблем в вузах  на раннем этапе становления высшего  образования было полное отсутствие материально – технической базы. Профессор СГУ А.А. Богомолец на одном из заседаний Ученого Совета медицинского факультета сетовал, что «нет замков, но и воровать нечего, нужны не замки, нужны приборы, аппараты».34 Единственный микроскоп в клинике инфекционных болезней медицинского факультета был от профессора В.В. Вормса. Зарплаты работников вузов были невысокими: в 1925-1926 гг. профессор получал 140 руб. в месяц, а доценты, ассистенты и ординаторы – не более 65 руб. Ассистент кафедры органической химии Казанского университета В.В. Евлампьев, ставший затем ее заведующим, вынужден был для получения дополнительного заработка играть на скрипке в кинотеатре.35

Несколько другие цифры приводит И.И. Ходоровский в докладе «Состояние вузов в РСФСР», указывая, что  в 1925 году заработная плата профессора за 6 основных часов в неделю составляет 80 рублей в месяц. «Это, конечно же, совершенно недостаточно и в несколько раз ниже того, что получал профессор в довоенное время, но это в 2 ½ раза больше того, что профессор получал в 1924 году…».

Б. А. Плюснин – Кронин в 1925 году писал, что «научная работа в вузах  до последнего времени протекала  в очень тяжелых условиях: научные учреждения остро нуждались в ремонте, пополнении инвентаря, даже подчас – топливе, научные силы оплачивались плохо. Но значение науки было достаточно ясно победившему пролетариату, и еще в ноябре 1921 года при Совнаркоме РСФСР была создана «Центральная комиссия по улучшению быта ученых», получившая для этих целей специальные ассигнования, добившаяся ряда льгот для ученых. Затем были проведены специальные ассигнования на ремонт учебных учреждений и к 1924 году они восстановлены почти полностью».36

О материально- техническом положении вузов в 1925 году в докладе 1925 года «Состояние вузов в РСФСР» говорилось: « Несмотря на то, что материальная база высшего образования за последнее время значительно усилилась, все же она не может быть признана сколько-нибудь достаточной и нуждается в дальнейшем укреплении. Бюджет каждого учебного заведения ниже бюджета довоенного времени… Мы видим и чувствуем, что правительство принимает серьезные меры к усилению бюджета высших учебных заведений, но задача дальнейшего укрепления этого бюджета очевидна. Особо должна быть выдвинута задача улучшения и обновления учебного оборудования высших учебных заведений, которое за годы гражданской войны и революции износилось и обветшало и, что самое главное, отстало от мировой техники, которая за эти годы значительно двинулась вперед».37

Ходоровский называет переломным для состояния всего высшего  образования в целом и его  финансирования – в частности, 1925 год, указывая, что сумма финансирования вузов в этом году приблизилась к 28 млн. рублей. 38 Основными источниками финансирования вузов были ассигнования по бюджету и специальные средства, которые вузы получали от введения платности образования, но укрепление финансовой базы высшего образования в первую очередь шло на улучшение материального положения научных работников и преподавателей. На 1926 бюджетный год власти поставили 4 задачи:

1. оборудование и переоборудование  вузов;

2. поднятие зарплаты  педагогического персонала

3. поднятие зарплаты  технического обслуживающего персонала 

4. улучшение хозяйственной  стороны жизни вузов: «Все то, что относится к ремонту, освещению,  отоплению, - все это должно быть поднято, чтобы вуз перестал каждый день дрожать от угроз электрической станции или городского водопровода лишить его света и воды». 39

Действительно, во второй половине 20-х гг. у государства  появилась возможность выделить некоторые средства на капитальное строительство в ряде университетов, закупку нового оборудования и книг. Так, в Томском университете был проведен капитальный ремонт, создан крупный научный центр — Сибирский физико-технический НИИ. В Саратовском университете в 1926 г. построены несколько зданий клиник медицинского факультета.

В период развернувшегося  в начале индустриализации бурного  строительства и открытия узко - специализированных вузов и втузов, многие из них были совершенно не обеспечены материально – технической базой, лабораторным оборудованием, поэтому частым было явление, что вновь открывавшиеся вузы и втузы либо закрывались, либо уплотнялись, либо реорганизовывались, подобный процесс отмечался вплоть до начала войны.

Примером такого неподкрепленного материальной базой открытия вузов может стать утвержденное постановлением СНК СССР № 694 от 13 августа 1931 г. разрешение Наркомфину создать на основе выделяемого из одного из университетов недавно созданного экономического факультета финансово-экономический институт. При открытии данного учебного заведения возникли характерные для всех новых вузов трудности: отсутствие необходимых помещений и оборудования, нехватка литературы и учебников, отсутствие учебно-методической базы.40

В то же время, несмотря на тяжелые условия, в которых приходилось работать ученым вузов и научных лабораторий, создавались новые научные аппараты, совершенствовалось лабораторное оборудование. Примером тому можно назвать разработку нового переносного сейсмографа: «Академией наук был изобретен переносной сейсмограф (прибор для изучения колебаний почвы), весящий всего 1 ½ кило, тогда как прежний сейсмограф весил 17 кило и требовал установки на особом фундаменте. Эти переносные сейсмографы особенно важны для изучения колебаний почвы…».41

Как отмечает Лапко, во вторую пятилетку широко развернулось строительство материальной базы высших учебных заведений. После 1934 г. были сооружены учебные и жилые помещения Московского рыбного института, Ленинградского молочного института, Белоцерковского сельскохозяйственного института, Одесского консервного института, Московского пищевого института и т. д.

§ 2.Обеспечение  ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами

 

Изменения, происходившие  в систем высшего образования, не могли не сказаться на профессорско-преподавательском составе. В первую очередь эти изменения были связаны с тем, что значительная часть вузовской интеллигенции не приняла новую власть, оставаясь на других политических позициях, и чем более крепла советская власть, тем меньше оставалось в вузах подобных представителей профессорско-преподавательского корпуса. В первые послереволюционные месяцы и в начале гражданской войны в среде преподавателей коммунистов было незначительное число, гораздо большим было представительство кадетов, октябристов и даже монархистов. Новые органы власти прилагали немалые усилия, чтобы разрушить единство профессорско-преподавательского состава, переманить часть на свою сторону, а совсем уж непримиримых противников изолировать, а затем и убрать. Использовались различные способы обработки профессорско-преподавательского состава: от привлечения путем обеспечения более или менее сносных условий жизни до открытых угроз и репрессивных мер.

Постоянные попытки  кардинально сломать существующую систему вузов, изменить принципы ее работы приводили к частой смене руководства высших учебных заведений, что в свою очередь приводило к падению престижа должностей ректоров, деканов, руководителей кафедр. В то время «статус и значение человека во многом определялось его политической принадлежностью, «чистотой» его политических взглядов, приверженностью партийным устремлениям и целям»,42 что, конечно же, касалось и представителей профессорско-преподавательского корпуса. Примером такой «ректорской чехарды» может послужить Казанский Университет, в котором с 1917 по 1918 год сменилось 5 ректоров. Похожая ситуация сложилась в Московском университете, в котором на протяжении 18 – 20 годов шла борьба большевиков с ректором, бывшим членом партии кадетов проф. М. М. Новиковым, выступавшим против осуществлявшейся Наркомпросом ломки устоев университетского самоуправления. В1920 г. Его отстранили от руководства университетом, где был создан Временный Президиум из представителей студентов, преподавателей, работников НКП, служащих. Из его состава был избран новый ректор - проф. кафедры финансового права Д. П. Боголепов, член РКП, который своими «левацкими» взглядами вызвал резкое недовольство профессуры и вскоре был заменен на проф. В. П. Волгина, естественно, тоже коммуниста, но занимавшего более компромиссную позицию.43

Постановлениями ЦИК  и СНК ликвидировалась господствующая в высшей школе кастовость и корпоративность профессорско-преподавательского состава, для того чтобы открыть дорогу молодым преподавательским кадрам, носителям нового марксистко-ленинского мировоззрения. 44 Отменялись существовавшие до революции ученые степени и звания, связанные с ними права и преимущества и вводил новые звания профессоров и преподавателей, с замещением должности по конкурсу.45

  Теперь все желавшие могли занять должность профессора, если они готовы были читать лекции в вузе. В результате многие доценты, преподаватели и даже посторонние к вузам люди стали профессорами. Ввели положение о том, что нельзя более 15 лет работать в одном университете на преподавательской работе, а надо переходить на другую работу или выдержать всероссийский конкурс. В результате в Московском университете 90 из 99 профессоров должны были пройти этот конкурс, а 175 доцентов, приват-доцентов и других лиц сразу получили звание профессора.46

Взятый властью курс на демократизацию высшего образования заключался и в изменениях, которые должны были произойти во внутренней системе управления вузами и во взаимоотношениях между студентами и профессорско-преподавательскими кадрами. Многими сторонниками демократизации высшего образования грядущие перемены рисовались в идеализированном образе «дружной семьи пролетарского студенчества и новых профессоров, где царит атмосфера всеобщего братства и взаимопонимания».47 В журнале «Высшая школа» в 1919 году писалось: «Прежде одни профессора могли решать участь высшей школы, были полноправными и единственными участниками, как на Совете профессоров, так и на факультете. Не только совершенно бесправной была вся масса студенчества, но и ассистенты, и приват-доценты не могли принимать участия в управлении высшей школой. Новая высшая школа должна быть построена на совершенно ином принципе – общего согласия, равенства и дружной совместной работы всех ее участников. В новой высшей школе и профессора и студенты должны быть товарищами в работе».48

Информация о работе Политика государства по созданию условий для развития высшей школы