Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
— формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
— контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);
— координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М. Таланчук утверждает, что критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, производны от социальных ролей: сколько объективно существует присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).
Социум |
Социальные роли |
Критерии эффективности процесса воспитания |
Семья |
Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя |
Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне-дочернего долга |
Коллектив |
Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая |
Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие. Экономическая культура. Организаторские способности. Коммуникативная культура. Педагогическая культура в коллективе |
Общество |
Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая |
Патриотизм. Национально-интернациональная культура Политическая культура. Правовая культура. Классовая и интерклассовая культура. Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура. |
Мир |
Геосоциальная Интерсоциальная |
Геосоциальная культура Интерсоциальная культура |
Я-сфера |
Материально-потребительская
Духовно-потребительская |
Здоровые материальные потребности Развитость духовных потребностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самосовершенствования Развитость творческих способностей Психосаморегулятивиая культура Деловитость |
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М.И.Рожков и др.)
Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых
(М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 году в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе».
Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды наличность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Цель и принципы воспитания. Коллектив ученых считает, что целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:
1) идеальные
(долгое время в качестве
2) реальные, которые
конкретизируются в соответстви
Опираясь на реальные цели воспитания, необходимо определить актуальные задачи воспитательной деятельности. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач. Первая группа связана с формированием у ребенка гуманистического мировоззрения, вторая — с развитием потребностей и мотивов нравственного поведения, а третья — с созданием условий для реализации этих мотивов и стимулированием нравственных поступков детей.
Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания, определены условия их реализации и даже названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами.
1. Принцип гуманистической
ориентации воспитания требует
рассмотрения ребенка как
Условиями реализации данного принципа являются:
— добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
— доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных целей;
— предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
— учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;
— формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
— необходимо опираться
на активную позицию ребенка, его
самостоятельность и
— в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
— защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
2. Принцип социальной
адекватности воспитания
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
— взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
— координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
— обеспечение
комплекса социально-
— ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
— учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
— коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
— воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
— школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума;
— педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
— необходимо обеспечить взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
3. Принцип индивидуализации
воспитания учащихся
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
— мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
— определение
эффективности влияния
— выбор специальных
средств педагогического
— учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
— предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
В практической
педагогической деятельности этот принцип
реализуется в следующих
— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
— осуществляя
выбор воспитательного
— на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;
— совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.
4. Принцип социального
закаливания детей
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
— включение
детей в решение различных проб
— диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
— стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
— оказание помощи
детям в анализе проблем
В практической
педагогической деятельности этот принцип
реализуется в следующих
— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
— волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальом окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.