Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

— формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

— контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

— координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).

Оценка эффективности  процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет  оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.

Критерии  и показатели эффективности воспитательного  процесса. Профессор Н.М. Таланчук утверждает, что критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, производны от социальных ролей: сколько объективно существует присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).

 

Социум

Социальные  роли

Критерии эффективности  процесса воспитания

Семья

Супружеская Отцовско-материнская

Сыновне-дочерняя

Супружеская культура

Педагогическая  родительская культура

Выполнение  сыновне-дочернего долга

Коллектив

Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая

Профессиональное  мастерство и компетентность, трудолюбие.

Экономическая культура.

Организаторские способности.

Коммуникативная культура.

Педагогическая  культура в коллективе

 

Общество

Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая

Патриотизм.

Национально-интернациональная  культура Политическая культура.

Правовая культура.

Классовая и  интерклассовая культура.

Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура.

 

Мир

Геосоциальная Интерсоциальная

Геосоциальная культура

Интерсоциальная культура

 

Я-сфера

Материально-потребительская  Духовно-потребительская Субъект  учения Самовоспитательная Субъект  творчества Психосаморегуля-тивная Целеутверждающая

Здоровые материальные потребности

Развитость  духовных потребностей

Активность  и успешность самообразования Активность и успешность самосовершенствования  Развитость творческих способностей Психосаморегулятивиая  культура

Деловитость


 

Оценка эффективности  процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет  оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.

 

Воспитание  как педагогический компонент социализации ребенка (М.И.Рожков и др.)

 Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых

(М.И. Рожков  — научный руководитель, Л.В. Байбородова,  О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л.  Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 году в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе».

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание  воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды наличность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Цель  и принципы воспитания. Коллектив ученых считает, что целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:

1) идеальные  (долгое время в качестве такого  рода цели выступал идеал гармонично  развитого человека, сочетающего  в себе духовное богатство,  моральную чистоту и физическое  совершенство);

2) реальные, которые  конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Опираясь на реальные цели воспитания, необходимо определить актуальные задачи воспитательной деятельности. Исходя из того, что результатом  воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач. Первая группа связана с формированием у ребенка гуманистического мировоззрения, вторая — с развитием потребностей и мотивов нравственного поведения, а третья — с созданием условий для реализации этих мотивов и стимулированием нравственных поступков детей.

Авторами концепции  сформулированы пять принципов воспитания, определены условия их реализации и даже названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами.

1. Принцип гуманистической  ориентации воспитания требует  рассмотрения ребенка как главной  ценности в системе человеческих  отношений, главной нормой которых  является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

— добровольность включения ребенка в ту или  иную деятельность;

— доверие к  ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребенка  и его собственной вере в достижение поставленных целей;

— предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

— учет интересов  учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

— формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

В практической педагогической деятельности этот принцип  отражается в следующих правилах:

— необходимо опираться  на активную позицию ребенка, его  самостоятельность и инициативу;

— в общении  с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

— педагог должен не только призывать ребенка к  добру, но и быть добрым;

— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

— поэтапно решая  воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

— защита ребенка  должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

— в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип социальной  адекватности воспитания требует  соответствия содержания и средств  воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у  детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация  этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

— взаимосвязь  воспитательных задач и задач  социального развития демократического общества;

— координация  взаимодействия социальных институтов, оказывающих  влияние на личность ребенка; 

— обеспечение  комплекса социально-педагогической помощи детям;

— ориентация педагогического  процесса на реальные возможности социума;

— учет разнообразных  факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

— коррекция  воспринимаемой учащимися разнообразной  информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип  отражается в следующих правилах:

— воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики,  политики,  духовности общества;

— школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать  и использовать  реальные факторы  социума;

— педагог должен корректировать негативное  влияние  окружающей среды на ребенка;

— необходимо обеспечить взаимодействие всех  участников  воспитательного процесса.

3. Принцип индивидуализации  воспитания учащихся предполагает  определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

— мониторинг изменений  индивидуальных качеств ребенка;

— определение  эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

— выбор специальных  средств педагогического влияния  на каждого ребенка;

— учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

— предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной  деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип  реализуется в следующих правилах:

— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

— успех воспитательного  воздействия при работе с одним  учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

— осуществляя  выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах;

— на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести  поиск способов коррекции его  поведения;

— совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с  учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.

4. Принцип социального  закаливания детей предполагает  включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия  для преодоления негативного  воздействия социума, выработки  определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета,  стрессоустойчивости,  рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания  являются:

— включение  детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

— диагностирование волевой готовности к системе  социальных отношений;

— стимулирование самопознания детей, определения своей  позиции и способа адекватного  поведения в различных ситуациях;

— оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных  ситуациях.

В практической педагогической деятельности этот принцип  реализуется в следующих правилах:

— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный  путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают  человека;

— волевых  усилий для преодоления трудностей у  человека не будет завтра, если их нет  сегодня;

— нельзя предусмотреть  все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

5. Принцип создания  воспитывающей среды требует  создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальом окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной  деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства