Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Направление таких  подростков в эти образовательные  учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан,  содержащихся в воспитательно - трудовых и исправительно - трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

13. Органы государственной  власти и органы управления  образованием могут создавать  нетиповые образовательные учреждения  высшей категории для детей,  подростков и молодых людей,  проявивших выдающиеся способности.

Сверхнормативное  финансирование таких образовательных  учреждений осуществляется за счет средств  учредителя.

Категории отбора таких детей, подростков и молодых  людей в указанные образовательные  учреждения определяются учредителем  и доводятся до сведения общественности.

14. Привлечение  обучающихся, воспитанников гражданских  образовательных учреждений без  согласия обучающихся, воспитанников  и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному  образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение  обучающихся, воспитанников к  вступлению в общественные, общественно  - политические организации (объединения), движения и партии, а также  принудительное привлечение их  к деятельности этих организаций  и участию в агитационных кампаниях  и политических акциях не допускаются.

16. Обучающиеся,  воспитанники гражданских образовательных  учреждений имеют право на  свободное посещение мероприятий,  не предусмотренных учебным планом.

17. В случае  прекращения деятельности общеобразовательного  учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

18. В случае  прекращения деятельности государственного  или муниципального гражданского  образовательного учреждения среднего  профессионального или высшего  профессионального образования  студенты переводятся в другие образовательные учреждения.

В этом случае полученные студентами (независимо от продолжения  ими обучения в другом образовательном  учреждении) суммы личного государственного образовательного кредита на текущий  учебный год с них не взыскиваются.

19. Обучающиеся,  воспитанники имеют право на  перевод в другое образовательное  учреждение, реализующее образовательную  программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного  учреждения и успешном прохождении  ими аттестации.

20. Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

21. Право на отсрочку от призыва на военную службу обучающихся в образовательных учреждениях устанавливается Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". (п. 21 в ред. Федерального закона от 13.02.2002 N 20-ФЗ)

22. Государство  обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей - сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие  охрану и укрепление здоровья  обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей,  нуждающихся в длительном лечении,  организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

3. Педагогические  работники образовательных учреждений  обязаны проходить периодические  бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское  обслуживание обучающихся, воспитанников  образовательного учреждения обеспечивают  органы здравоохранения. Образовательное  учреждение обязано предоставить  помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание  занятий в образовательном учреждении  должно предусматривать перерыв  достаточной продолжительности  для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания  в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный  рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.

7. Ответственность  за создание необходимых условий  для учебы, труда и отдыха  обучающихся, воспитанников образовательных  учреждений несут должностные  лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

(с  изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 

21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

Принят  Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов 

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные  объединения (организации) и иные  некоммерческие организации могут  осуществлять деятельность по  подготовке ребенка к реализации  им своих прав и исполнению  обязанностей.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении  деятельности в области образования  и воспитания ребенка в семье,  образовательном учреждении, специальном  учебно-воспитательном учреждении  или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии  с принципами государственной  политики в интересах детей  администрация образовательных  учреждений не вправе препятствовать  созданию по инициативе обучающихся,  воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может  заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся,  воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений  и учреждений начального общего  образования, соответствующих им  подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием  и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время  собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация  образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных  учреждениях и иных осуществляющих  образовательный и воспитательный  процессы учреждениях, а также  в местах, доступных для детей  и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов,  правил внутреннего распорядка  таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Статья 11. Защита прав и законных интересов  детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости 

1. В соответствии  с законодательством Российской  Федерации органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае  приема на работу детей, достигших  возраста 15 лет, им гарантируются  вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

2. При рассмотрении  в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

 

Нормативно-правовой аспект классного руководства.

Классный руководитель занимается организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В России до 17 века в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы, осуществляя главным образом надзор за поведением учащихся. С 1918 года воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Классные руководители совместно с другими учителями и родителями обеспечивали физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабелитации. Классный руководитель планирует работу в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  современных концепций воспитания.

 

Системное построение процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова)

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории  педагогики АПН СССР совместно с  научными и практическими работниками  из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот  документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства