Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Ограничения прав граждан на профессиональное образование  по признакам пола, возраста, состояния  здоровья, наличия судимости могут  быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования.

3. Государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на  обучение граждан в платных  негосударственных образовательных  учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях  реализации права на образование  граждан, нуждающихся в социальной  помощи, государство полностью или  частично несет расходы на  их содержание в период получения  ими образования. Категории граждан,  которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство  создает гражданам с отклонениями  в развитии условия для получения  ими образования, коррекции нарушений  развития и социальной адаптации  на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство  оказывает содействие в получении  образования гражданами, проявившими  выдающиеся способности, в том  числе посредством предоставления  им специальных государственных  стипендий, включая стипендии  для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы  языковой политики в области  образования регулируются Законом  РСФСР "О языках народов  РСФСР".

2. Граждане Российской  Федерации имеют право на получение  основного общего образования  на родном языке, а также  на выбор языка обучения в  пределах возможностей, предоставляемых  системой образования.

Право граждан  на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение  и воспитание в образовательном  учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

4. Государство  в соответствии с международными  договорами Российской Федерации  оказывает содействие представителям  народов Российской Федерации,  проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

5. Во всех  имеющих государственную аккредитацию  образовательных учреждениях, за  исключением дошкольных, изучение  русского языка как государственного  языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

6. Вопросы изучения  государственных языков республик  в составе Российской Федерации  регулируются законодательством  этих республик.

7. Государство  оказывает содействие в подготовке  специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Статья 7. Государственные образовательные  стандарты

1. В Российской  Федерации устанавливаются государственные  образовательные стандарты, включающие федеральный и национально - региональный компоненты.

Российская  Федерация в лице федеральных  органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает  федеральные компоненты государственных  образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

2. При реализации  образовательных программ для  обучающихся с отклонениями в  развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных  образовательных стандартов определяется  Правительством Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Государственный  образовательный стандарт основного  общего образования устанавливается  федеральным законом.

5. Государственные  образовательные стандарты разрабатываются  на конкурсной основе и уточняются  на той же основе не реже  одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

6. Государственные  образовательные стандарты являются  основой объективной оценки уровня  образования и квалификации выпускников  независимо от форм получения  образования.

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования  в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих  их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные  (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные  программы направлены на решение  задач формирования общей культуры  личности, адаптации личности к  жизни в обществе, на создание  основы для осознанного выбора  и освоения профессиональных  образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного  образования;

2) начального  общего образования;

3) основного  общего образования;

4) среднего (полного)  общего образования.

4. Профессиональные  образовательные программы направлены  на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным  относятся программы:

1) начального  профессионального образования;

2) среднего профессионального  образования;

3) высшего профессионального  образования;

4) послевузовского  профессионального образования.

6. Обязательный  минимум содержания каждой основной  общеобразовательной программы  или основной профессиональной  образовательной программы (по  конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Нормативные  сроки освоения основных образовательных  программ в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях определяются настоящим  Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом  потребностей и возможностей  личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание  различных форм получения образования.

2. Для всех  форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Перечни профессий  и специальностей, получение которых  в очно - заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН

НА  ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и  обязанности обучающихся, воспитанников  образовательного учреждения определяются  уставом данного образовательного  учреждения и иными предусмотренными  этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние  граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие  образование в неаккредитованных  образовательных учреждениях в  форме семейного образования  и самообразования, имеют право  на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся  всех образовательных учреждений  имеют право на получение образования  в соответствии с государственными  образовательными стандартами, на  обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно - информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан  по индивидуальным учебным планам в  пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники  образовательных учреждений независимо  от их организационно - правовых  форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся,  воспитанников государственного  или муниципального образовательного  учреждения учредитель в пределах  своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

7. Граждане Российской  Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном  порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению  государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Обучающиеся  в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных  учреждениях содержание и обучение  детей - сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей), осуществляются на  основе полного государственного  обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные  образовательные учреждения, а также  содержащихся на полном государственном  обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки  с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные  учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий.

11. Для подростков  с девиантным (общественно опасным)  поведением, достигших возраста  одиннадцати лет, нуждающихся  в особых условиях воспитания  и обучения и требующих специального  педагогического подхода, создаются  специальные учебно - воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико - социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства