Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа
Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.).
Введение…………………………………………………………...(2-5стр.)
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здо-рового образа жизни
1.1Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиро-вания здорового образа жизни………………………………………(12-15стр.)
Глава 2.Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………(16-19стр.)
2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию цен-ностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(19-26стр.)
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение…………………………………………………………30стр.
Список литературы……………………………………………(
В настоящее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы обучения, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического здоровья (В.Н. Артамонов, Н.В. Седых, Г.Ф. Беренштейн, Л.М. Куликов и др.). По мнению Л.В. Абдульмановой воспитание культуры здоровья личности, осознание здоровья и здорового образа жизни как ценностных ориентаций связано с принятием их как основной идеи, внутреннего убеждения в построении собственной жизнедеятельности [1].В исследовании Т.Н. Таран определяется понятие «культура здоровья», освоение которого связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и работу его над собой, выработку индивидуального здоровья, здорового образа жизни [17].
Считается, что большое влияние на уровень здоровья детей оказывает окружающая среда, семья и образ жизни [23]. Ведь именно в этот период развития происходят решающие процессы формирования человеческой личности. На протяжении первых лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного совершенствования. Именно в дошкольном возрасте формируется общая выносливость и работоспособность, память, внимание и другие, физические и психические способности, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Исследования О.В. Фомина, Ю.К. Чернышенко, Ю.А. показали, что формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями, основ психической саморегуляции, навыков использования различных закаливающих процедур, следует начинать уже с 3-летнего возраста. Также экспериментально доказана возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста. Причем достигаемые с помощью психической саморегуляции управление эмоциональным состоянием, повышение возможностей реализации физиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и в оздоравливающем плане в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства [19]. Формирование здоровья ребенка – процесс динамический и категория биосоциально управляемая, то есть на него можно целенаправленно воздействовать средствами физического воспитания и достигать определенного эффекта. В этот период ставится задача не только конкретного воздействия на организм ребенка, но, и формирование у него стойких мотиваций к воспитанию здорового образа жизни [17].
В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлено право применять вариативные образовательные программы. К программам нового поколения относятся программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию, построенные на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Наиболее известные из них: «Радуга» (лаборатория дошкольного воспитания Института общего образования РФ под руководством Т.Н Дороновой; 1989); «Здоровье» (В.Г. Алямовская, Нижний Новгород; 1993); «Развитие» (лаборатория способностей и творчества РАО под руководством Л.А. Венгера; 1994); «Детство» (В.И. Логинова, Санкт-Петербург; 1995); «Истоки» (Научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца; 1997) и др.
К сожалению, практически все вышеперечисленные программы не уделяют должного внимания физическому воспитанию, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах рекомендуются упражнения и элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, городков).
Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности. Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и соблюдение принципа индивидуализации в физическом воспитании.
Кроме этого, имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы дошкольного воспитания не уделяют должного внимания обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения (ходьба, бег, лазание, перелазание, прыжки, переноска предметов и т.д.), упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах – упражнения с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки). И даже при таком подходе, согласно результатам исследований Э.С. Вильчковского Г.П. Юрко Т.В. Артамоновой и других авторов, официально существующие программы все равно не могут обеспечить потребность дошкольников в движениях.
В исследованиях В.Т. Кудрявцева и Б. Егорова акцент делается на единстве развивающей и оздоровительной работы с детьми. Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающего образовательного процесса.
Развитие психически и физически здоровой личности – не только условие, но и закономерный эффект развивающего образования. Это выражается в невысокой (по сравнению с массовыми детскими садами и школами) заболеваемости, возрастном улучшении показателей умственной работоспособности, повышением адаптации к учебным и вне учебным нагрузкам, оптимальных показателях роста организма и др. Этот эффект может быть усилен при условии внедрения развивающих форм оздоровительной работы, которые носят комплексный междисциплинарный характер.
Они обеспечивают прежде
всего развитие творческого
Это позволяет говорить не об «охране» или «поддержании», а именно о развитии здоровья детей утверждает В. Кудрявцев [11].
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формирования здорового образа жизни
В нашей стране долгие десятилетия в воспитании подрастающего поколения здоровье, здоровый образ жизни не рассматривались в качестве основных жизненный целей. Разрозненность получаемой ребенком информации об идеале здорового человека, о его образе жизни определяла такое поведение ребенка, где он сам, его тело и движения, состояние организма, здоровье не выступали в качестве поведенческих ориентиров.
В исследовании Н.В. Седых анализируется результат влияния экологических проблем как фактора, влияющего на здоровье дошкольников и всего населения. Ею доказано, что одним из наиболее социально значимых биоэффектов воздействия загрязнения окружающей среды, является динамика показателей заболеваемости детского населения, как наиболее чувствительного к антропогенной нагрузке [16].
Между интегральным показателем здоровья детского населения и показателями потенциального риска воздействия загрязнений атмосферного воздуха отмечено, что практически треть неспецифической заболеваемости детей на территории города обусловлена особенностями среды проживания, в том числе и загрязнением окружающей среды. Наиболее значимо влияние комплекса экологических факторов на заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, на возникновение психических расстройств. В классе болезней органов дыхания отдельно проанализировали связь загрязнения атмосферного воздуха с пневмонией и бронхиальной астмой.
Учитывая основную тенденцию заболеваемости, поиск новых форм и методов оздоровления детей, Н.В Седых предлагается проведение системы профилактических мероприятий в дошкольных учреждениях с учетом региональных особенностей и экономических возможностей современных ДОУ [16]
На дошкольный возраст выпадает два критических (сенситивных) периода, в которые организм ребенка особенно чувствителен к проявлениям внешней среды и физическим нагрузкам. Эти периоды приходятся на 2-3 года и 6-8 лет, когда возникает большое несоответствие роста и развития, которые обеспечивают становление организма.
При этом необходимо учитывать также тот факт, что каждый возрастной период характеризуется присущими ему качественными особенностями функционирования организма, проявляющимися, в частности, в специфике адаптации к мышечной деятельности. При решении стратегических задач выбора и дозирования физических нагрузок в дошкольном возрасте большое значение имеет познание уровней биологической зрелости и скорости течения основных онтогенетических процессов по сравнению с другими возрастными этапами (А.С. Батуев, А.С. Солодков и др.).
Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бельсевич и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе занятия физической культурой [14]. Современная наука располагает данными о роли физической культуры в росте, развитии и становлении организма. Установлено ее положительное влияние на дыхательную систему (Б.Б. Егоров, А.М. Фонарев и др.), сердечно-сосудистую (И.А. Аршавский, Р.А. Парси, Н.И. Шлык и др.), костно- мышечную (А.Г. Глущенко, Т.В. Панасюк и др.), нервную (Ю.Ф. Змановский и др.), оздоровительную (Л.В. Абдульманова и др.).
По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно старший дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности (Дошкольное воспитание № 4-08 с. 55).
Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:
учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.; отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;
обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).
Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.
Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.
Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149 на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.
Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149» на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.
В нашем детском саду имеется две группы старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на контрольной группе и группе, работающей в экспериментальном режиме. Списочный состав контрольной группы и экспериментальной включал по 20 детей. В ходе констатирующего этапа исследования, цель которого заключалась в изучении состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, нами отобраны критерии и показатели основ физической культуры детей по методике Л.В. Абдульмановой (Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования). Особенности и уровень развития основ физической культуры детей старших дошкольных группы изучались методиками соответствующим основным критериям.
Культура движения изучалась с помощью тестов « Кто больше знает о себе?»
Цель: определить уровень представлений о своих движениях и их особенностях, назначении (перемещение, изменение), характере (быстрые, точные, плавные), направленности (созидательные, разрушительные), об элементарных связях между своими движениями и назначениями в жизни и в природе.