Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.).

Содержание

Введение…………………………………………………………...(2-5стр.)
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здо-рового образа жизни
1.1Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиро-вания здорового образа жизни………………………………………(12-15стр.)
Глава 2.Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………(16-19стр.)
2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию цен-ностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(19-26стр.)
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение…………………………………………………………30стр.
Список литературы……………………………………………(

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории обучения и воспитания.docx

— 116.89 Кб (Скачать файл)

В настоящее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы обучения, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического здоровья (В.Н. Артамонов, Н.В. Седых, Г.Ф. Беренштейн, Л.М. Куликов и др.). По мнению Л.В. Абдульмановой воспитание культуры здоровья личности, осознание здоровья и здорового образа жизни как ценностных ориентаций связано с принятием их как основной идеи, внутреннего убеждения в построении собственной жизнедеятельности [1].В исследовании Т.Н. Таран определяется понятие «культура здоровья», освоение которого связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и работу его над собой, выработку индивидуального здоровья, здорового образа жизни [17].

Считается, что большое влияние на уровень здоровья детей оказывает окружающая среда, семья и образ жизни [23]. Ведь именно в этот период развития происходят решающие процессы формирования человеческой личности. На протяжении первых лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного совершенствования. Именно в дошкольном возрасте формируется общая выносливость и работоспособность, память, внимание и другие, физические и психические способности, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Исследования О.В. Фомина, Ю.К. Чернышенко, Ю.А. показали, что формирование мотивов к занятиям физическими упражнениями, основ психической саморегуляции, навыков использования различных закаливающих процедур, следует начинать уже с 3-летнего возраста. Также экспериментально доказана возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста. Причем достигаемые с помощью психической саморегуляции управление эмоциональным состоянием, повышение возможностей реализации физиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и в оздоравливающем плане в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства [19]. Формирование здоровья ребенка – процесс динамический и категория биосоциально управляемая, то есть на него можно целенаправленно воздействовать средствами физического воспитания и достигать определенного эффекта. В этот период ставится задача не только конкретного воздействия на организм ребенка, но, и формирование у него стойких мотиваций к воспитанию здорового образа жизни [17].

В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлено право применять вариативные образовательные программы. К программам нового поколения относятся программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию, построенные на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Наиболее известные из них: «Радуга» (лаборатория дошкольного воспитания Института общего образования РФ под руководством Т.Н Дороновой; 1989); «Здоровье» (В.Г. Алямовская, Нижний Новгород; 1993); «Развитие» (лаборатория способностей и творчества РАО под руководством Л.А. Венгера; 1994); «Детство» (В.И. Логинова, Санкт-Петербург; 1995); «Истоки» (Научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца; 1997) и др.

К сожалению, практически все вышеперечисленные программы не уделяют должного внимания физическому воспитанию, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах рекомендуются упражнения и элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, городков).

Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности. Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и соблюдение принципа индивидуализации в физическом воспитании.

Кроме этого, имеющиеся на сегодняшний момент   технологии и программы дошкольного воспитания не уделяют должного внимания обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств, среди которых: основные движения (ходьба, бег, лазание, перелазание, прыжки, переноска предметов и т.д.), упражнения для развития физических качеств, подвижные игры; в старшей и подготовительной группах – упражнения с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки). И даже при таком подходе, согласно результатам исследований Э.С. Вильчковского Г.П. Юрко Т.В. Артамоновой и других авторов, официально существующие программы все равно не могут обеспечить потребность дошкольников в движениях.

В исследованиях В.Т. Кудрявцева и Б. Егорова акцент делается на единстве развивающей и оздоровительной работы с детьми. Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающего образовательного процесса.

Развитие психически и физически здоровой личности – не только условие, но и закономерный эффект развивающего образования. Это выражается в невысокой (по сравнению с массовыми детскими садами и школами) заболеваемости, возрастном улучшении показателей умственной работоспособности, повышением адаптации к учебным и вне учебным нагрузкам, оптимальных показателях роста организма и др. Этот эффект может быть усилен при условии внедрения развивающих форм оздоровительной работы, которые носят комплексный междисциплинарный характер.

 Они обеспечивают прежде  всего развитие творческого воображения, осмысленности, произвольности, выразительности  движений и действий воспитанников  и учащихся, что позитивно влияет  на целостное телесно-психическое  состояние ребенка, способствует  закреплению положительных сдвигов  в нем. Соответствующая работа  при этом может проводится как на физкультурных, так и на не физкультурных занятиях, а также в свободное время [12].

Это позволяет говорить не об «охране» или «поддержании», а именно о развитии здоровья детей утверждает В. Кудрявцев [11].

 

1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формирования здорового образа жизни

 

В нашей стране долгие десятилетия в воспитании подрастающего поколения здоровье, здоровый образ жизни не рассматривались в качестве основных жизненный целей. Разрозненность получаемой ребенком информации об идеале здорового человека, о его образе жизни определяла такое поведение ребенка, где он сам, его тело и движения, состояние организма, здоровье не выступали в качестве поведенческих ориентиров.

В исследовании Н.В. Седых анализируется результат влияния экологических проблем как фактора, влияющего на здоровье дошкольников и всего населения. Ею доказано, что одним из наиболее социально значимых биоэффектов воздействия загрязнения окружающей среды, является динамика показателей заболеваемости детского населения, как наиболее чувствительного к антропогенной нагрузке [16].

Между интегральным показателем здоровья детского населения и показателями потенциального риска воздействия загрязнений атмосферного воздуха отмечено, что практически треть неспецифической заболеваемости детей на территории города обусловлена особенностями среды проживания, в том числе и загрязнением окружающей среды. Наиболее значимо влияние комплекса экологических факторов на заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, на возникновение психических расстройств. В классе болезней органов дыхания отдельно проанализировали связь загрязнения атмосферного воздуха с пневмонией и бронхиальной астмой.

Учитывая основную тенденцию заболеваемости, поиск новых форм и методов оздоровления детей, Н.В Седых предлагается проведение системы профилактических мероприятий в дошкольных учреждениях с учетом региональных особенностей и экономических возможностей современных ДОУ [16]

На дошкольный возраст выпадает два критических (сенситивных) периода, в которые организм ребенка особенно чувствителен к проявлениям внешней среды и физическим нагрузкам. Эти периоды приходятся на 2-3 года и 6-8 лет, когда возникает большое несоответствие роста и развития, которые обеспечивают становление организма.

При этом необходимо учитывать также тот факт, что каждый возрастной период характеризуется присущими ему качественными особенностями функционирования организма, проявляющимися, в частности, в специфике адаптации к мышечной деятельности. При решении стратегических задач выбора и дозирования физических нагрузок в дошкольном возрасте большое значение имеет познание уровней биологической зрелости и скорости течения основных онтогенетических процессов по сравнению с другими возрастными этапами (А.С. Батуев, А.С. Солодков и др.).

Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бельсевич и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе занятия физической культурой [14]. Современная наука располагает данными о роли физической культуры в росте, развитии и становлении организма. Установлено ее положительное влияние на дыхательную систему (Б.Б. Егоров, А.М. Фонарев и др.), сердечно-сосудистую (И.А. Аршавский, Р.А. Парси, Н.И. Шлык и др.), костно- мышечную (А.Г. Глущенко, Т.В. Панасюк и др.), нервную (Ю.Ф. Змановский и др.), оздоровительную (Л.В. Абдульманова и др.).

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно старший дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности (Дошкольное воспитание № 4-08 с. 55).

Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.; отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

 

 

Глава 2. Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ

 

2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.

Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149 на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.

Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Результаты диагностики позволяют спроектировать необходимое содержание педагогической деятельности.

Совместно с администрацией детского сада, ПМПк в ДОУ № 149» на начальном этапе исследовательской деятельности осуществлена комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей старших дошкольных групп (контрольной и экспериментальной), а также мониторинг состояния здоровья и физического развития.

В нашем детском саду имеется две группы старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на контрольной группе и группе, работающей в экспериментальном режиме. Списочный состав   контрольной группы и экспериментальной включал по 20 детей. В ходе констатирующего этапа исследования, цель которого заключалась в изучении состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, нами отобраны критерии и показатели основ физической культуры детей по методике Л.В. Абдульмановой (Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования). Особенности и уровень развития основ физической культуры детей старших дошкольных группы изучались методиками соответствующим основным критериям.

Культура движения изучалась с помощью тестов « Кто больше знает о себе?»

Цель: определить уровень представлений о своих движениях и их особенностях, назначении (перемещение, изменение), характере (быстрые, точные, плавные), направленности (созидательные, разрушительные), об элементарных связях между своими движениями и назначениями в жизни и в природе.

Информация о работе Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ