Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа
Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.).
Введение…………………………………………………………...(2-5стр.)
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здо-рового образа жизни
1.1Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиро-вания здорового образа жизни………………………………………(12-15стр.)
Глава 2.Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………(16-19стр.)
2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию цен-ностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(19-26стр.)
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение…………………………………………………………30стр.
Список литературы……………………………………………(
За основу построения занятий взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности. Так, например, вводная часть начинается со встречи со сказочным персонажем, обращающимся к детям с просьбой, постановкой и решением проблемы, отгадыванием загадки и др. Основная часть занятия включает смысловую нагрузку всего занятия, поэтому в ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, этюды, игры, направленные на развитие, коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, освоение и закрепление знаний и практических действий по организации ЗОЖ, а также игры и упражнения оздоровительной направленности. Заключительная часть- итог физкультурного занятия. Дети обмениваются впечатлениями. Совместно с педагогом формулируют советы по укреплению здоровья сказочному персонажу.
Работа с родителями.
Понимая, что положительных результатов можно добиться, сделав своими союзниками не только специалистов ДОУ, но и родителей, я старалась привлечь их внимание к решению проблемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Я провела анкетирование родителей и выяснила, что большинство семей имеет лишь мелкий спортивный инвентарь, велосипеды. В перечне домашних занятий детей после прихода из детского сада подвижные игры занимают 3 место, спортивные игры и упражнения – предпоследнее. Основное предпочтение отдается малоподвижным видам занятий, рисование, чтение книг, просмотр телепередач.
На родительском собрании я провела консультацию «Как создать для ребенка-дошкольника комнатную спортивно-игровую площадку», в дальнейшем я проводила для родителей устный журнал «Приобщайте детей к спорту». Для поддержания у родителей интереса к моей работе проводила «Дни открытых дверей», во время которых они могли понаблюдать за технологиями повышения двигательной активности детей, оценить уровень индивидуальных двигательных навыков и способностей каждого ребенка. Это побуждало родителей устанавливать со мной личные контакты для разработки плана совершенствования двигательной активности своего ребенка. Были проведены такие праздники как «Папа, мама, я – спортивная семья, «Веселая олимпиада», где приняли участие родители.
Таким образом, мне удалось объединить усилия детского сада и семьи в процессе совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с детьми, что принесло положительные результаты по формированию ценностного отношения к здоровью воспитанников и приобщения к здоровому образу жизни.
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни
Сформированность ценностного отношения старших дошкольников к собственному здоровью и здоровому образу жизни определяю по результатам итоговой диагностики на итоговом этапе исследования. Согласно результатов диагностики, отмечаются значительные изменения по сравнению с начальным констатирующем этапе исследовательской деятельности (см. диаграмму). В поведении детей на физзанятиях наблюдается возникновение интереса к собственным двигательным возможностям и стремление к их проявлению. Движения детей стали более совершенными, упорядоченными, отмечается развитие двигательного воображения. Оно проявляется в модификации знакомых движений. После проведенного эксперимента (2006-2008 г.г.) в экспериментальной группе произошли существенные изменения показателей функциональных систем детского организма, по сравнению с участниками контрольной группы. В экспериментальной группе реализация технологии деятельностного и аксиологического подхода к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни позволили повысить уровень физического состояния дошкольников.
Осознанное выполнение закаливающих процедур с оценкой и самооценкой своего самочувствия и введение в режим дня нестандартных средств и методов здорового образа жизни позволило уже к переходу детей в подготовительную группу добиться снижения простудных заболеваний в экспериментальной группе на 11,6 %, в то время как в контрольной он снизился на 7,2%. Более значимые изменения произошли к концу 3-го года работы. Они составили в экспериментальной группе соответственно 6,1%, в то время как в контрольной группе этот показатель изменился лишь на 1,2 %.
Ведущим мотивом к занятиям физическими упражнениями стало желание детей быть сильными, иметь красивую фигуру, не болеть (соответственно 79,3% и 81,5% от числа занимающихся). Кроме этого в экспериментальной группе зафиксировано статистически достоверное улучшение показателей физического развития (окружность грудной клетки на вдохе, амплитуда ОГК), функционального и физического состояния, наблюдалась оптимизация функционального состояния нервной системы, состояния здоровья.
Существенное улучшение функционального состояния и показателей физического развития положительно сказались, как на качестве результатов обучения двигательным действиям, так и на уровне физической подготовленности. Общий прирост результатов в прыжках в длину за время исследования составил в экспериментальной группе у мальчиков 74,7, а в контрольной – 51,6 %. В группе девочек этот показатель составил соответственно 98,9 и 57,8 %.
Уровень развития скоростных качеств детей экспериментальной и контрольной групп оценивался по результатам бега на дистанции 10 м с хода и 30 м с высокого старта. Как показал анализ полученных данных, на первом этапе исследования дети обнаружили практически равные среднегрупповые данные.
Результаты количественных показателей по критериям: культура движения, культура телосложения, культура здоровья в контрольной и экспериментальной группах детей старшего дошкольного возраста на итоговом этапе исследования представлены в таблице 2.
Крите-рии |
Культура движений |
Культура телосложения |
Культура здоровья | |||||||
Уровни |
Кто знает больше о себе |
Волшебный цветик-семицветик |
Определи настрое-ние |
Выбери фигуру |
Похожи-непохожи |
Зеркало |
Беседа о строении своего тела |
Хочуха-нехочуха | ||
экспериментальная группа | ||||||||||
В. |
7 |
6 |
8 |
5 |
4 |
6 |
8 |
7 | ||
С. |
11 |
10 |
12 |
12 |
10 |
10 |
9 |
13 | ||
Н. |
2 |
4 |
- |
3 |
6 |
4 |
3 |
- | ||
Контрольная группа | ||||||||||
В. |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
1 | ||
С. |
15 |
14 |
16 |
16 |
15 |
14 |
13 |
19 | ||
Н. |
2 |
3 |
- |
2 |
1 |
2 |
3 |
- |
Содержание целенаправленной подготовки детей к здоровому образу жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения составляют интегрированные технологии: знакомство дошкольников с основами строения организма человека, культурой движения, культурой здоровья, изучение и коррекция мотивации к ЗОЖ; повышение валеологической грамотности родителей; оптимизация двигательной активности и психоэмоционального состояния; обучение основным навыкам ЗОЖ, включая основные двигательные навыки, навыки правильного дыхания, навыки закаливания, основные гигиенические навыки, основы самомассажа; профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата; основы психической саморегуляции; включение во взаимодействие все участников образовательного процесса.
Вывод. Реализация деятельностного подхода, помогает вовлечению детей в качестве полноправных членов целенаправленного педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную творческую деятельность по становлению и совершенствованию своего здоровья, в ходе которой у них формируются потребности в освоении ценностей физической культуры. В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности большое внимание уделяю формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
В процессе формирования здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример взрослых, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым. Процесс становления физической культуры личности характеризуется от ношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей.
Заключение
Здоровый образ жизни – это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.
Эффективность функционирования педагогической системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни дошкольников обеспечивается, за счет акцентированного внимания всех участников образовательного процесса не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, а на образовательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий, а не на механическое заучивания и повторение материала, включенного в содержание физического воспитания.
Основу методологии формирования здорового образа жизни составляют: системный подход, с точки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма и аксиологический подход, при котором здоровье и здоровый образ жизни мы рассматриваем как ценности физической культуры детей дошкольного возраста и деятельностный подход, позволивший включить каждого воспитанника в процесс самоизмениния, самосовершенствования. В качестве важнейшего структурного компонента физической культуре выделяется культура здоровья. Мы полагаем, что у ребенка необходимо развивать, прежде всего, ценностное отношение к себе, к своему организму, телу, его состоянию, к способам их сохранения и преобразования.
Список литературы:
1. Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005.
2. Брегг П.С. Системы оздоровления. -М.: мега,1983.
3. Васильева Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким. М., 2003.
4. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. -М.: Издательство «Скрипторий-2003», 2007.
5. Гавырючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.-М. 2007.
6. Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулаков С.Д. Программа укрепления здоровья в коррекционных группах».- М. 2008.
7. Жолдак В.И. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге 21 века. Томск, 1996.
8. Егоров Б.Б. основные принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду по системе Ю.Ф. Змановского). Материалы Междисциплинарной научной конференции ассистентов и соискателей АПК и ПРО.-М., 1999.
9. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989.
10. Кинилев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998.
11. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание 2004. № 1-3, 5).
12. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М., 2000.
13. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. Спб-2007 г.
14. Решетнева Г., Абольянина С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.//Дошкольное воспитание №4-2008, с. 54-60.
15. Столяров В.И. Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры.1998.№ 5.
16. Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград 2006.
17. Таран Т.Н. Организация обучения
и воспитания в системе
18. Шорин Г.А., Быков Б.С. Сохрани свое здоровье. (Методическая разработка. -Челябинск; Урал ГАФК, 1996.
19. Фомина О.В., Чернышенко Ю.К. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении: проблемы и пути оптимизации. (Материалы Всероссийского совещания. М., 2001.
20. Фролов В.Г. Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе .М., 1986.
21. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа «Старт».-1991.
22. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы.-М., 2008.
23. Шнейдер О.С. Формирование здорового
образа жизни у детей 4-5 лет
в процессе физкультурно-
24. Сборник нормативных
Приложения
Приложение 1
Критерии и показатели развития основ физической культуры детей старших дошкольных групп
Критерии
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий |
Культура движения |
Имеет четкие представления о своих движениях и их особенностях (перемещение, изменение), характере (быстрые, точные, плавные), направленности (созидательные, разрушительные), понимает ценности движения (красота, результативность) и открывает их смысл: коммуникативный, жизнеопределяющий; эмоционально-ценностное отношение к движениям: ярко выраженное, импульсивное, неустойчивое. |
Не имеет четкого представления о своих движениях и их особенностях, назначении, направленности, характере, об элементарных практических связях между своими движениями и изменениями в жизни и природе, понимает ценность движения- результативность и открывает их жизнеопределяющий смысл; эмоционально-ценностное отношение к движениям недостаточно ярко выраженное, импульсивное, ситуативное, неустойчивое. |
Нет представлений о своих движениях и их особенностях: назначении, характере, направленности, об элементарных практических связях между своими движениями и изменениями в жизни и природе, не понимает ценности движения: красота и их смысла. Не проявляет э-ц отношения к движениям, движения осуществляет с помощью взрослого. |
Культура телосложения |
Четкие представления о строении своего тела, из каких частей оно состоит, их функциональное назначение; об отличительных особенностях строения тела человека и животного; элементарных практических связях между строением тела человека и его движением; понимает ценности тела: функциональная (растет, изменяется) практическая (выполняет движения, действия, перемещения) и открывает их жизнеопределяющий смысл; э-ц отношение к своему телу: ярко выраженное, ситуаситутивное, неустойчивое: способы познания и самосохранения своего тела: наличие самостоятельных разнообразных движений и способов ухода |
Нечеткие представления о строении своего тела, из каких частей оно состоит, их функциональное назначение; об отличительных особенностях строения тела человека и животного; элементарных практических связях между строением тела человека и его движением; не достаточно понимает ценности тела: функциональная, практическая и не открывает их жизнеопределяющий смысл; э-ц отношение к своему телу недостаточно ярко выраженное; не всегда самостоятельно находит элементарные способы познания своего тела и ухода за ним. |
Нет представления о строении своего тела, из каких частей оно состоит, их функциональное назначение; об отличительных особенностях строения тела человека и животного; элементарных практических связях между строением тела человека и его движением; не понимает ценности тела: функциональная, практическая и не открывает их жизнеопределяющий смысл; не проявляет э-ц отношение к своему телу: способы познания и самосохранения своего тела только с помощью взрослого. |
Культура здоровья |
Четкие представления о состоянии своего организма (здоровый-нездоровый, активный-пассивный, жизнерадостный-удрученный и т.п.) об элементарных практических связях, обеспечивающих здоровое состояние организма ( гигиенические, двигательные), о способах сохранения, поддержания, изменения состояния организма и здоровья ребенка ( уход, активное движение); понимает функциональную и практическую ценность своего организма; эмоционально-ценностное отношение к состоянию своего организма: накапливает и ; использует элементарные способы познания себя, своего организма. |
Представления: проявляет интерес к своему состоянию; ценности: понимает практическую ценность своего организма и его состояния; эмоционально-ценностное отношение к состоянию своего организма: недостаточно ярко выраженное, ситуативное, неустойчивое; социокультурный опыт самосохранения здоровья: не ярко выраженное, ситуативное, неустойчивое; не всегда самостоятельно находит способы познания себя, своего организма. |
Не проявляет интереса к состоянию своего организма; не знает способов его познания; ценности: не всегда адекватно устанавливает ценность своего организма и его состояния; не выражает эмоционально-ценностное отношение к состоянию своего организм;. социокультурный опыт самосохранения здоровья: только с помощью взрослого находит способы познания себя, своего организма. |