Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа
Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка (С.С. Солодков, В.А. Бауэр и др. ). Авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова, Л.С. Годинова, Н.И. Латышевская, В.А. Балуева и др.).
Введение…………………………………………………………...(2-5стр.)
Глава 1.Теоретико-методологические основы формирования здо-рового образа жизни
1.1Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности (6-12стр.)
1.2 Факторы, обеспечивающие функционирование системы формиро-вания здорового образа жизни………………………………………(12-15стр.)
Глава 2.Практика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания в ДОУ
2.1 Диагностика состояния здоровья и уровня физической культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………(16-19стр.)
2.2 Содержание педагогической деятельности по формированию цен-ностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….(19-26стр.)
2.3 Результаты работы по формированию ценностного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни ………………(26-29стр.)
Заключение…………………………………………………………30стр.
Список литературы……………………………………………(
Тест « Волшебный цветик-семицветик»
Цель: выявление уровня понимания ценности движения - красота, результативность и открытие смысла- коммуникативный, жизнеопределяющий.
Тест «Определи настроение»
Цель: изучить уровень эмоционально-ценностного отношения ребенка к своим движениям.
Культура телосложения изучалась с помощью следующих методик.
Тест « Выбери фигуру» .Цель: выявление уровня представлений детей о строении своего тела, из каких частей оно состоит; их функциональное назначение; эмоционально-ценностное отношение к своему телу и его изменениям.
Тест «Похожи - непохожи»
Цель: выявление уровня представлений об отличительных особенностях строения тела человека и животного, элементарных практических связях между строением тела человека и его движением.
Тест «Зеркало»
Цель: определение уровня эмоционально- ценностного отношения детей к своему телу.
Культура здоровья изучалась следующими методиками:
Беседа о строении своего организма.
Цель: выявление уровня представлений детей о состоянии своего организма, об элементарных практических связях, обеспечивающих здоровое состояние организма, о способах сохранения, поддержания, изменения состояния организма и здоровья ребенка.
Тест « Хочуха - нехочуха»
Цель: изучение уровня эмоционально- ценностного отношения детей к состоянию своего организма, здоровью.
Результаты количественных показателей по критериям: культура движения, культура телосложения, культура здоровья в контрольной и экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования представлены в таблице 1.
Критерии |
Культура движений |
Культура телосложения |
Культура здоровья | ||||||||||
Уровни |
Кто знает больше о себе |
Волшебный цветик-семицветик |
Определи настроение |
Выбери фигуру |
Похожи-непохожи |
Зерка ло |
Беседа строении своего тела |
Хочуха-нехочуха | |||||
экспериментальная группа | |||||||||||||
В. |
3 |
2 |
4 |
1 |
- |
2 |
2 |
2 | |||||
С. |
9 |
11 |
12 |
14 |
18 |
16 |
13 |
13 | |||||
Н. |
8 |
7 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
5 | |||||
Контрольная группа | |||||||||||||
В. |
3 |
- |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
- | |||||
С. |
15 |
14 |
16 |
16 |
15 |
14 |
13 |
20 | |||||
Н. |
2 |
6 |
3 |
2 |
1 |
3 |
5 |
- |
Анализ количественных показателей свидетельствует о незначительных расхождениях на констатирующем этапе исследования.
По результатам обследования физической подготовленности детей я обнаружила значительное отставание от нормативных показателей. Параллельное обследование детей медицинским персоналом показало соответствующие результаты: у большинства детей выявилось несоответствие длины и массы тела, которые являются показателями гармоничности физического развития. И это не случайно, так как рост и развитие организма детей влияет на степень их физической подготовленности.
2.2 Содержание педагогической деятельности, по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
Проектирование педагогической системы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников в процессе физического воспитания осуществлялось по результатам диагностики состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Увеличение ослабленных детей в нашем детском саду побудило меня внести коррективы в организацию, содержание и технологию проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Деятельностный и индивидуальный подход явились основополагающим в процессе проведения физкультурной работы с детьми, в процессе которой решалась задача активного вовлечения детей в процесс самооздоровления.
Мною спроектирована педагогическая система работы по формированию ценностного отношения к собственному здоровью и ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающая нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий, содержание педагогического взаимодействия, средства оздоровления детей, технологию достижения поставленной цели.
Основной целью педагогической системы - создание условий, направленных на сохранение здоровья воспитанников и формирования ценностного отношения к ЗОЖ в процессе интегрированного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и в системе физического воспитания.
Задачи:
1.Создать среду, обеспечивающую
активную самостоятельную
2. Включить в содержание
3. Привлечь детей к активной
двигательной деятельности по
организации ЗОЖ в процессе
физических занятий и
4. Формировать эмоционально
Концептуальная основа собственной педагогической системы содержит идеи оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, которые сконцентрированы в четырех принципах:
Развитие воображения через особые (нетрадиционные) формы двигательной активности детей. Формирование осмысленной моторики.
Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.
Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Содержание педагогической системы включает три уровня, ориентированных на реализацию поставленных задач.
1. блок: когнитивно-ориентированный (информационный) - включение знаний по вопросам культуры тела, культуры здоровья и физической культуры.
Реализация данного уровня осуществляется в процессе занятий физической культуры и в системе других видов совместной деятельности (игра, праздники, развлечения, труд). На этом уровне блок дидактической задачи составляют такие компоненты, как: цель, задачи и принципы.
2. блок: деятельностно-ориентированный - привлечение ребенка к активной деятельности по организацию ЗОЖ в процессе физических занятий и интегрированного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Второй уровень системы формирования здорового образа жизни, или технология решения дидактической задачи, включает в себя такие компоненты, как: средства, содержание, методы и организацию педагогического процесса в интеграции с воспитателями и родителями воспитанников.
3. блок: эмоционально – ценностный - формирование эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально- мотивационный уровень ценностного отношения: поддержание интереса, потребности в активной двигательной деятельности, положительных эмоций).
На третьем уровне целенаправленно придаю физкультурно-оздоровительной деятельности ценностно-ориентированный характер с целью формирования у дошкольников мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, основанному на осознанном принятии основ здорового образа жизни; формируют волевую сферу личности ребенка в процессе физического воспитания как необходимого условия успешности любой деятельности. Содержание педагогической системы включает перспективный план и методические разработки занятий, досугов, развлечений, спортивных праздников, выступающих средством формирования ценностей ЗОЖ (см. приложение).
Содержание физкультурных занятий носит сюжетно-тематический характер в соответствии с тематическими модулями (блоками), реализуемой образовательной программы ДОУ.
Большое внимание уделяю модификации регламентированных занятий, начав использовать нетрадиционные занятия, которые отличаются друг от друга оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами: тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, занятие с использованием только спортивных комплексов и тренажеров разного типа, предметно-образное (с вариативным использованием определенного инвентаря), занятия по сказкам и др.
В работе по физическому воспитанию и оздоровлению детей принимают участие старшая мед. сестра, воспитатели, муз. руководители, педагог-психолог, учитель-логопед, хореограф. Так, старшая мед. сестра, помимо традиционного осуществления медико-педагогического наблюдения на физзанятиях, периодически непосредственно включается в ход их проведения. Например, опираясь на первичные знания детей о строении и функциях жизненно важных органов, она знакомит их с элементарными средствами оценки их физического состояния (ручным способом нахождения пульса, звуковым дыхательным тестом на проверку силы легких). Муз. руководитель, помимо аккомпаниаторской функции несет еще и развивающую. Например, детям предлагается послушать разные по темпу мелодии и придумать к каждой соответствующее движение.
Сотрудничество логопеда и психолога в организации занятий проявляется, прежде всего, в подборке подвижных игр с разной психофизической нагрузкой, а также и в участии в этих играх. Иногда по предварительному согласованию с логопедом я провожу логоритмические разминки, что особенно важно для детей с проблемами в речевом развитии. Учитывая то, что двигательные предпочтения мальчиков и девочек несколько отличаются (мальчики предпочитают бег, метание предметов в цель на дальность, лазание, борьбу, спортивные игры, а девочки – игры с мячом, скакалкой, упражнения в равновесии) я провожу часть занятий раздельно для мальчиков и для девочек. В совместных занятиях в подготовительной и заключительной частях дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
Руководствуясь методикой В. Кудрявцева, работаю над проблемой развития у детей двигательного воображения. Так, на занятиях обучающего характера, знакомя детей с тем или иным видом движений, я каждый раз предлагаю детям (после выполнения образца) подумать, как можно выполнить его по-другому. На первых порах, видя затруднения детей, я активизировала их воображение путем наводящих вопросов. Например: «Изменится ли ваша обычная походка, если вы будете идти по ровной, каменистой, узкой, широкой, поднимающейся или спускающейся дороге?». Одновременно предлагаю им представить себе и показать, как они будут идти в том или ином случае. Большое оживление в занятия вносят игровые задания, например, «Покажи, как идет дождь» (моросящий мелкий, ливень, веселый дождь). Аналогичные игровые двигательные задания с «вхождением» детей в определенный образ, давались и при освоении других видов движений (пробежать, как яйцо всмятку; попрыгать, как лягушки; спрыгнуть с самолета, как парашютисты).
Для совершенствования двигательной активности, воображения детей, я использую метод моделирования. В качестве опорных сигналов я применяю карточки с образным или схематическим изображением общеразвивающих упражнений, направлений ходьбы, бега, способа их выполнения, вариативного построения. Большим подспорьем для меня стали и готовые наглядные модели последовательности действий при выполнении основных видов движений.
Средства реализации педагогической системы.
Подвижная игра в нашей деятельности является одним из средств, положительно влияющим на динамику всестороннего развития ребенка. Игра дает не только положительный эмоциональный заряд, развивает физические качества ребенка, но и стимулирует его умственную активность. Для этого предлагаю игры, содержащие в себе проблему, разрешить которую ребенок должен самостоятельно. Со временем игровые задания усложняю.
С учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей включаю на занятия специальные игры и игровые упражнения. К числу их относятся игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности - эстафеты и специальные игровые задания: «Собери модель человека» (знание о частях тела и их значимости в жизнедеятельности организма); игры-путешествия «Осенние радости», «Зимние забавы» и др. (реализация двигательной активности через включение в сюжет путешествия); игровой самомассаж (основа закаливания и оздоровления), игропластика (развитие мышечной силы и гибкости, включающей элементы його-терапии).
Пальчиковая гимнастика, служащая основой развития ручной умелости, мелкой моторики, мышления и фантазии.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие воображения, познавательной активности, свободного самовыражения.
Фитбол - лечебная и профилактическая гимнастика с использованием надувных эластичных мячей (совершенствование функции равновесия и двигательного контроля, укрепление различных мышечных групп, положительное эмоциональное состояние).
Все средства, используемые в процессе физических занятий подчинены определенной сюжетной линии. Например, на занятии «Мы космонавты», используем надувные мячи, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Технология реализация педагогической системы. Нами реализуется здоровьесберегающаяя технология, направленная на формирование основ здорового образа жизни дошкольников «Лечебные игры и упражнения для детей» (А.А. Потапчук), «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (Гавырючина Л.В.).
В интегрированной педагогической технологии формирования ценностей здорового образа жизни старших дошкольников, мною акцентируется внимание не механическом заучивании и повторении движений, а понимания смысла за счет повышения мотивации и качества выполняемых заданий, где главным является идея вовлечения детей в проблематизацию, творческое преобразование личного двигательного опыта и предлагаемых эталонов движения. Знания о здоровом образе жизни органично включаются в сказочный сюжет или поэтические строки, что облегчает их запоминание (например, «Раны надо мазать йодом, а бутерброды маслом с медом»).