Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогическое сопровождение лиц.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7

1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7

1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11

1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17

Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19

2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения  19

2.2Педагогическое сопровождение лиц с  нарушениями слуха 20

2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21

2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24

2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25

Заключение……………………………………………………………………... 29

Список литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное благополучие человека с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста во многом зависит от того, как он приспособлен и адаптирован к окружающей действительности, как он себя ощущает в данной среде.

3 декабря во всем мире  отмечается Международный день  инвалидов. Для России это событие  имеет особое значение.

Проблемы формирования педагогического сопровождения и отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, к их гражданским правам находятся на пересечении различных отраслей научного знания.

 Главная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки для свободной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста средствами образования принадлежит специальной (коррекционной) педагогике.

Главными первоочередными  задачами данной науки относится  изучение и разработка новых инновационных  технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.

Вопросы организации психолого - педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.

Люди рождаются уже с отклонениями в развитии, а многие «приобретают», то есть становятся инвалидами уже в преклонном возрасте. От недееспособности никто не застрахован.

Причинами недееспособности могут быть одновременно различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния:

- ухудшение экологической обстановки;

- высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей);

-  ряд нерешённых социально - экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем. Данные факторы способствуют увеличению лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, делая эту проблему особенно актуальной.

Степень тяжести заболеваний физического, психического, психико - физического здоровья человека зрелого возраста может варьировать от лёгкой (почти незаметной со стороны) до чётко выраженной (тяжёлой формы) например, церебральный паралич или частичная парализация.  

    В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны.  Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч составляют дети - инвалиды, которые, в свою очередь, испытывают негативное отношение и в зрелом возрасте. Необходимо менять общечеловеческие принципы отношения государства и общества к данной категории людей, стремится повышать  уровень общественного согласия.

Претворять в жизнь и реализовывать идеи обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для выравнивания возможностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни.

Для того, чтобы провести позитивную социализацию решения проблем данной категории людей, необходимо напрямую менять  общественное сознание, чтобы подкорректировать стереотипы восприятия людей с психическими, физическими, психико - физическими недостатками и определить отношение к таким людям.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, как известно, может содействовать или препятствовать их успешной социальной адаптации и интеграции в общество. Необходимо  определение условий независимой жизни и мировоззрением общества, не всегда адекватно оценивающим возможности социализации данного человека. В этой связи актуальным является изучение и формирование позитивного отношения общества к лицам с недостатками в направлении принятия этих людей как полноценных членов общества.

25 сентября  2008 года  в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Российская Федерация подписала международную Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями. Это первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, которое необходимо для обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов.

Социальная адаптация - это освоение лицами с ограниченными возможностями здоровья (или группой людей) новой социальной сред [10,с.269].

Актуальность данной темы состоит  в том, что число людей  с  ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста неуклонно увеличивается в нашей стране.

Согласно статистике численность  лиц с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%. С учётом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения их числа в 2-3 раза.

Целью данной курсовой работы является анализ и изучение педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.

Для поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:

- сущность, задачи, и цели  педагогического сопровождения  лиц с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста;

- основные направления  историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями;

- структуру современной системы социально - педагогической  помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, как фактор  социальной адаптации;

-формирование нового  отношения к лицам с ограниченными  возможностями здоровья зрелого  возраста;

- социально - культурную  интеграцию лиц с ограниченными  возможностями здоровья зрелого  возраста.

Педагогическое сопровождение  лиц с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста рассмотрена на примере лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.

1 Теоретические основы  педагогического сопровождения  лиц с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста

1.1 Сущность, задачи, и цели  педагогического сопровождения  лиц с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста

Лица с ограничением возможностей здоровья зрелого возраста - это лица, с любой утратой физиологической, психической, анатомической структуры или одной из  функций организма, либо отклонение от них, влекущие частичное  или полное ограничение способности, также возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или другую деятельность в объёме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и других факторах [14,с 44].

Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Рост лиц с ограниченными  возможностями здоровья в зрелом возрасте в Российской Федерации связан:

- с усложнением производственных процессов;

- увеличением транспортных потоков;

- военными конфликтами;

- ухудшением экологической обстановки;

- значительным распространением вредных привычек и другими причинами.

Серьёзные ухудшения здоровья делают жизнь чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее лиц с ограниченными возможностями, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи, поддержки государства.

Инвалидность усугубляет бедность, затягивая в её пучину не только лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, но и членов их семей, вынужденных преодолевать различного рода финансовые, психологические, социальные и материальные барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к здравоохранению и обучению, что приводит к их изоляции и дискриминации.

Термин «лицо с ограниченными возможностями» иногда рассматривается как более мягкий, нейтральный по сравнению со словом «инвалид», привычно воспринимаемым многими как человек «второго сорта».

Лица с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста в переводе - недействительные, не имеющие законной силы [12,с 25]. 

Для России характерна неравномерность роста количества лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста по регионам. Число лиц с ограниченными возможностями здоровья растёт быстрее именно на тех территориях, где оно было максимальным и пять лет назад.

Максимальные уровни данных людей отмечаются на территориях Северо-Западного и Центрального районов. Минимальные - на территориях Азиатского Севера России, включая Дальний Восток (преимущественно для населения национальных округов и областей). Чтобы снизить число лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста выбрали метод БОС. Результаты эффективности реабилитации  методом БОС приведены в таблице №1.

Таблица 1 - Эффективность применения метода БОС

 

Наименование

Количество

клиентов

Среднее QALY в контрольной группе (без применения БОС).

Среднее QALY в группе с применением метода БОС

% отклонения

Заболевания сердечно-сосудистой системы

57

0,17

0,32

53,1%

Заболевания бронхо-легочной системы

9

0,20

0,31

64,5%

Всего

66

0,37

0,63

58,7%


 

Из данной таблицы видно, что применение метода БОС в реабилитации является оправданным и результативным. На фоне применения данного метода у клиентов с заболеваниями сердечно - сосудистой и бронхолегочной систем отмечено повышение эффективности реабилитации, у клиентов с заболеваниями бронхолегочной системы значительно выше, чем у клиентов с заболеваниями сердечно - сосудистой системы (примерно в 2 раза).  

Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социальное и культурное содержание жизнедеятельности  лиц с ограниченными возможностями зрелого возраста и определить систему педагогических, социальных и культурных мер, направленных на преодоление существующих проблем, чтобы провести социальную и культурную интеграцию данных лиц [12,с 36]. 

Необходимо чтобы человек  с ограниченными возможностями  принимал деятельное участие в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях.

В условиях рыночных отношений  возможность участия лиц с  ограниченной трудоспособностью в  производственной сфере затрудняется - требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности.          

 Задачами специальной педагогики в подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста с особыми  потребностями и социально - культурной интеграции является:

1.   Независимый   образ жизни данных лиц. Заключается в изучении качественного своеобразия проблем социокультурного включения применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учётом специфики затруднений из каждой категории обучающихся.

2. Формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации формирование  независимого образа жизни данных лиц[12,с 36].

К конкретным целям относят и  личностную реабилитацию:

- воспитание чувства собственного  достоинства;

- преодоление чувства малой значимости или завышенной самооценки;

- формирование адекватных  форм социального поведения;

- изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности.

Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ