Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогическое сопровождение лиц.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

В соответствии со структурой нарушения и социально - личностным условиями его проявления определяет:

- конкретного человека с конкретным нарушением;

- построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

- закономерности специального образования (педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями), для прогнозирования,  внедрения и развития новых педагогических систем;

- научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования;

- реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями;

- процессы адаптации, реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла;

- программы профориентации, профессиональной подготовки, социальной и   трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями;

- педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;

- разработку концепции интеграции в образовании и социокультурной сфере[8,с 7].

 
1.2 Основные направления  историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями

Человеческая жизнь зачастую сопряжена с опасностями и  болезнями. Случается, что человек  в один миг оказывается на больничной койке в непривычных для него и родственников условиях. Иногда этот период затягивается на месяцы и годы и человеку приходиться смириться с данным фактом и научиться жить по новому (порой очень тяжело начинать другую жизнь в зрелом возрасте).

Большая ответственность  и сложность в это время ложится на плечи родственников, родных, друзей, которые оказываются рядом с больным человеком, помогая ему преодолевать удары судьбы. Это  сильнейшиё стресс для каждого.

Целью создаваемых в Российской Федерации программ,   для оказания больным людям квалифицированного общего ухода, обучения их родственников практическим навыкам общего ухода за больными, а также для улучшения качества жизни больного человека и ухаживающего является облегчить положение всех участников этого непростого процесса.

Становлению системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями способствовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья, распространённая в конце  ХIХ - начале ХХ века под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). За основу принимали идею о полезности человека. Каждый человек должен быть активным, полезным для своего общества. Лица с ограниченными возможностями, также дети не исключались из этого правила (чтобы своим трудом обеспечить собственную жизнь). Чтобы инвалид не был для общества обузой.

Иммануил Кант - немецкий философ считал одной из обязанностей человека по отношению к другим долг благотворения, состоящий в посильной помощи людям, бескорыстном содействии их счастью [16,с 36].

Заслугой И. Канта является обоснование необходимости государственной  благотворительной помощи бедным, инвалидам и больным.

В системе Г. В. Ф. Гегеля  поднимается проблема исцеления  патологических явлений психики, анализируются  разные способы лечения психических  заболеваний.

Ф. Энгельс, считал, что нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей, несчастных случаев на производстве.

Когда происходило становление специальной педагогики эффективность помощи была недостаточно высокой. ТЬак как проявлялось негативное отношение к коррекционной и   педагогической помощи А. Шопенгауэра, по мнению которого, сущность и характер человека практически неизменны и не могут быть исправлены. В этом же смысле высказывался и Ф. Ницше, осуждавший методы исправления как противоестественные и бесполезные.

В условиях социальных потрясений В ХХ веке, в условиях социальных потрясений,  увеличивалась доля лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основными принципами мировоззренческого  значения приобретают проблемы их преобразования и развития.

В философии экзистенциализма (К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр и др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений  связывается с движением к  подлинному существованию. Условием подлинности  существования человека считается  согласование его свободы со свободой других людей.

В мире обезличенного существования, где господствуют иррациональные силы, патологические феномены имеют широкое  распространение, иногда их бывает трудно распознать. Человек становится способным  осознать «шифр бытия» лишь в напряжении ситуаций, на грани жизни и смерти. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали  значительное влияние на развитие психотерапевтической практики.

Концепция независимого образа жизни. Идея достижения человеком его  максимальной самостоятельности и  независимости, через гарантированное  соблюдение прав и свобод вне зависимости  может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде.

Под независимой жизнью понимается отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни. Право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено.

Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или  психической сфере также, как и любой другой здоровый человек имеют право:

- на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень;

- на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно;

-на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения;

- право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;

-право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Таким образом, общественно  полезный труд и социальная полезность человека - далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации.

В настоящее время система  социального обеспечения  переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением её традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально - образовательной помощи от изменений социальных потребностей. С учётом взглядов Т.С. Куна о научном развитии можно предположить что преодоление кризиса специальной педагогики произойдет в результате смены её парадигмы, то есть образца решения теоретических и практических задач в данной научной области [4,с 6].

Благодаря разработке и реализации новой гуманистической парадигмы  специальной педагогики станут возможными приближение специального образования  к требованиям современной цивилизации  и более полное удовлетворение социокультурных  потребностей лиц с ограниченными  возможностями жизнедеятельности.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы системы социально - педагогического сопровождения отнесены:

-  гуманизация;

- фундаментализация;

- интеграция.

В гуманистической интерпретации цель специального образования педагогического сопровождения состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности.

В основе гуманистического подхода лежит идея целостности  человеческой жизнедеятельности, поэтому  одним из конкретных воплощений этого  подхода может считаться концепция  образования в течение всей жизни.

Необходимо переосмысление и уточнение основополагающих положений, укрепление общей базовой теории данной системы.

 Ключевые вопросы педагогического сопровождения приобретают новое фундаментальное звучание. В мировоззренческом плане проблема распознавания патологии не имеет простого и однозначного решения. Отличие патологического развития от нормального может носить как качественный, так и количественный характер [11,с 23].

 Изменения в составе  контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, нуждающихся в специальном образовании, актуализировали исследования количественных отклонений в развитии. Кроме того, при диагностике аномальных явлений важно различать уровни частных проявлений биологического, психического и социального развития человека и его целостного становления как личности.

В специальном образовании  на современном этапе интеграция выражается в многообразных формах совместной жизни здоровых людей и людей  с недостатками развития. Исследования фундаментальных оснований систем социально -  педагогического сопровождения подготавливают переход к новому этапу её развития, адекватному современной динамике социальных отношений [11,с 36].

Начало развитию системы социально - педагогического сопровождения в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров России. С этого момента в обществе начинает целенаправленно складываться мнение, что в сложных социально - экономических условиях необходимо создать систему социально - педагогического сопровождения наиболее уязвимых слоев населения.

Анализируя современную  ситуацию в России в сфере социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:

- становление государственно - общественной системы социально- педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);

- совершенствование процесса социальной адаптации в условиях специальных учреждений на основе  создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально - педагогической помощи (постоянно действующих психолого - медико - социальных консультаций, реабилитационных и медико - психолого - социальных центров и др.);

- организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности 
переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект - субъектных отношений всех его участников: лицо с ограниченными возможностями - специалист- семья).

1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста

 

Большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны  общества. Люди считают их изгоями  и проявляют к ним только жалость. Все люди разные и каждый человек индивидуален для общества.

Лица с ограниченными  возможностями здоровья зрелого  возраста такие же люди как и мы с вами. Только нам повезло больше мы с вами здоровые, а они или родились с плохим здоровьем или стали такими по многим причинам.

Формировать новое отношение  к лицам с ограниченными возможностями  здоровья зрелого возраста необходимо как с человеческой точки зрения, так и на государственном уровне.

Такие люди, однозначно, имеют  право на жизнь!

Необходимо менять мнение о лицах с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста. Они имеют право жить  среди здоровых людей, наравне с ними пользоваться всеми услугами, плодотворно работать, быть материально независимыми.

Практически каждый день большинство  из нас даже не задумываются  о  существовании таких людей. Проходят мимо. А, ведь, порой одного взгляда, одного слова им так не хватает. Может  быть мы проходим бессердечно мимо такого человека, а в эту секунду решается его жизнь.

Необходимо создавать  оптимальные условия для успешного  лечения отклонений, психологической,  социальной и трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.

 

 

Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

2.1 Педагогическое сопровождение  лиц с нарушениями зрения

Данным людям необходимо внимание и помощь окружающих в реальном мире, доброжелательное отношение, организованная психолого - педагогическое сопровождение. Так как у данных людей в зрелом возрасте возникает боязнь взаимодействия со зрячими людьми. Следовательно, нет возможности оперативно и продуктивно решать многие проблемы психологического, информационного характера.

Педагогическое сопровождение  данных лиц основывается на методе рефлексивного анализа и выделены следующие факторы:

- сформирование навыков быстрого  письма;

- чтение по системе Брайля;

- навыки ориентирования в пространстве;

- положительная учебная мотивация;

-развитая словесно - логическая  память;

- развитие навыков работы на  персональном компьютере.

Педагогическое сопровождение  лиц зрелого возраста с нарушениями  зрения необходимо, для:

- расширения кругозора;

-чтения литературы и нахождения  ответов на интересующие вопросы;

Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ