Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа
Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.
Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы
В соответствии со структурой нарушения и социально - личностным условиями его проявления определяет:
- конкретного человека с конкретным нарушением;
- построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
- закономерности специального образования (педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями), для прогнозирования, внедрения и развития новых педагогических систем;
- научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования;
- реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями;
- процессы адаптации, реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла;
- программы профориентации, профессиональной подготовки, социальной и трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями;
- педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;
- разработку концепции интеграции в образовании и социокультурной сфере[8,с 7].
Человеческая жизнь зачастую сопряжена с опасностями и болезнями. Случается, что человек в один миг оказывается на больничной койке в непривычных для него и родственников условиях. Иногда этот период затягивается на месяцы и годы и человеку приходиться смириться с данным фактом и научиться жить по новому (порой очень тяжело начинать другую жизнь в зрелом возрасте).
Большая ответственность и сложность в это время ложится на плечи родственников, родных, друзей, которые оказываются рядом с больным человеком, помогая ему преодолевать удары судьбы. Это сильнейшиё стресс для каждого.
Целью создаваемых в Российской Федерации программ, для оказания больным людям квалифицированного общего ухода, обучения их родственников практическим навыкам общего ухода за больными, а также для улучшения качества жизни больного человека и ухаживающего является облегчить положение всех участников этого непростого процесса.
Становлению системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями способствовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья, распространённая в конце ХIХ - начале ХХ века под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). За основу принимали идею о полезности человека. Каждый человек должен быть активным, полезным для своего общества. Лица с ограниченными возможностями, также дети не исключались из этого правила (чтобы своим трудом обеспечить собственную жизнь). Чтобы инвалид не был для общества обузой.
Иммануил Кант - немецкий философ считал одной из обязанностей человека по отношению к другим долг благотворения, состоящий в посильной помощи людям, бескорыстном содействии их счастью [16,с 36].
Заслугой И. Канта является
обоснование необходимости
В системе Г. В. Ф. Гегеля поднимается проблема исцеления патологических явлений психики, анализируются разные способы лечения психических заболеваний.
Ф. Энгельс, считал, что нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей, несчастных случаев на производстве.
Когда происходило становление специальной педагогики эффективность помощи была недостаточно высокой. ТЬак как проявлялось негативное отношение к коррекционной и педагогической помощи А. Шопенгауэра, по мнению которого, сущность и характер человека практически неизменны и не могут быть исправлены. В этом же смысле высказывался и Ф. Ницше, осуждавший методы исправления как противоестественные и бесполезные.
В условиях социальных потрясений В ХХ веке, в условиях социальных потрясений, увеличивалась доля лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основными принципами мировоззренческого значения приобретают проблемы их преобразования и развития.
В философии экзистенциализма (К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр и др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений связывается с движением к подлинному существованию. Условием подлинности существования человека считается согласование его свободы со свободой других людей.
В мире обезличенного существования, где господствуют иррациональные силы, патологические феномены имеют широкое распространение, иногда их бывает трудно распознать. Человек становится способным осознать «шифр бытия» лишь в напряжении ситуаций, на грани жизни и смерти. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали значительное влияние на развитие психотерапевтической практики.
Концепция независимого образа жизни. Идея достижения человеком его максимальной самостоятельности и независимости, через гарантированное соблюдение прав и свобод вне зависимости может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде.
Под независимой жизнью понимается отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни. Право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено.
Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере также, как и любой другой здоровый человек имеют право:
- на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень;
- на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно;
-на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения;
- право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;
-право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность человека - далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации.
В настоящее время система социального обеспечения переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением её традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально - образовательной помощи от изменений социальных потребностей. С учётом взглядов Т.С. Куна о научном развитии можно предположить что преодоление кризиса специальной педагогики произойдет в результате смены её парадигмы, то есть образца решения теоретических и практических задач в данной научной области [4,с 6].
Благодаря разработке и реализации
новой гуманистической
К ведущим направлениям построения новой парадигмы системы социально - педагогического сопровождения отнесены:
- гуманизация;
- фундаментализация;
- интеграция.
В гуманистической интерпретации цель специального образования педагогического сопровождения состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности.
В основе гуманистического
подхода лежит идея целостности
человеческой жизнедеятельности, поэтому
одним из конкретных воплощений этого
подхода может считаться
Необходимо переосмысление и уточнение основополагающих положений, укрепление общей базовой теории данной системы.
Ключевые вопросы педагогического сопровождения приобретают новое фундаментальное звучание. В мировоззренческом плане проблема распознавания патологии не имеет простого и однозначного решения. Отличие патологического развития от нормального может носить как качественный, так и количественный характер [11,с 23].
Изменения в составе контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, нуждающихся в специальном образовании, актуализировали исследования количественных отклонений в развитии. Кроме того, при диагностике аномальных явлений важно различать уровни частных проявлений биологического, психического и социального развития человека и его целостного становления как личности.
В специальном образовании на современном этапе интеграция выражается в многообразных формах совместной жизни здоровых людей и людей с недостатками развития. Исследования фундаментальных оснований систем социально - педагогического сопровождения подготавливают переход к новому этапу её развития, адекватному современной динамике социальных отношений [11,с 36].
Начало развитию системы социально - педагогического сопровождения в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров России. С этого момента в обществе начинает целенаправленно складываться мнение, что в сложных социально - экономических условиях необходимо создать систему социально - педагогического сопровождения наиболее уязвимых слоев населения.
Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:
- становление государственно - общественной системы социально- педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);
- совершенствование процесса социальной адаптации в условиях специальных учреждений на основе создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально - педагогической помощи (постоянно действующих психолого - медико - социальных консультаций, реабилитационных и медико - психолого - социальных центров и др.);
- организация служб ранней
диагностики и ранней помощи в целях профилактики
нарушений развития и снижения степени
инвалидности
переориентация системной организации
управления воспитательным процессом
на основе формирования субъект - субъектных
отношений всех его участников: лицо с
ограниченными возможностями - специалист-
семья).
Большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны общества. Люди считают их изгоями и проявляют к ним только жалость. Все люди разные и каждый человек индивидуален для общества.
Лица с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста такие же люди как и мы с вами. Только нам повезло больше мы с вами здоровые, а они или родились с плохим здоровьем или стали такими по многим причинам.
Формировать новое отношение
к лицам с ограниченными
Такие люди, однозначно, имеют право на жизнь!
Необходимо менять мнение о лицах с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста. Они имеют право жить среди здоровых людей, наравне с ними пользоваться всеми услугами, плодотворно работать, быть материально независимыми.
Практически каждый день большинство из нас даже не задумываются о существовании таких людей. Проходят мимо. А, ведь, порой одного взгляда, одного слова им так не хватает. Может быть мы проходим бессердечно мимо такого человека, а в эту секунду решается его жизнь.
Необходимо создавать
оптимальные условия для
Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ