Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогическое сопровождение лиц.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

- формирование дружеских отношений  с окружающим миром[13,с 136].

Целью является преодоление лиц  с нарушениями зрения барьерных  интеграций благодаря самоанализу  и получению позитивного опыта.

Данные лица имеют полное право  проходить реабилитацию в реабилитационных центрах, им просто необходима поддержка  и помощь социальных работников, педагогов.

Лица зрелого возраста с нарушениями зрения всегда должны выходить на улицу с собакой, которая специально обучена.

 

2.2 Педагогическое сопровождение  лиц с нарушениями слуха

Известно, что у некоторых людей  после 65 лет и у многих старше 85 резко ухудшаются слух и зрение. Часть из них становится в старости слепоглухими. В развитых странах  мира этим людям оказывается специальная  поддержка, направленная на налаживание  взаимоотношений в их семьях, на организацию особых условий помощи в учреждениях для престарелых, на помощь в общении и в ориентировке[13,с 2066].

Современные методы педагогического  сопровождения включают в себя комплексное  влияния на развитие остаточного  слуха, позволяя тем самым максимально  реализовать потенциальные возможности каждого человека. Глухой человек нуждается в поддержке и специальном психолого – педагогическом сопровождении. А окружающие данного человека родственники также нуждаются в помощи психолога. В нашей стране, к сожалению, нет необходимых специальных служб таким семьям и близкие порой бывают в неведении о возможностях помощи таким людям. Необходимо индивидуальное обучение каждого человека с нарушением слуха, помощь в слуховой аппаратуре, поддержка государства как морального, так и материального плана.

В каждом отдельном случае должны рассматриваться психологом причины  и характер потери слуха. Характеристики его дополнительных нарушений.

Сурдопедагогика - как наука. Развитие лиц с недостатками слуха. Необходимо выявлять психологам и педагогам  социальные и биологические факторы  потери слуха.

Коррекционная направленность обучения лиц с нарушение слуха или  недостатками слуха должна рассматриваться  как соотношение «зоны ближайшего и актуального развития лиц зрелого  возраста.

2.3 Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП

ДЦП - объединяет ряд синдромов, связанные с повреждением мозга у лиц зрелого возраста. Задержка психического развития, умственная отсталость как в лёгкой, так и в тяжёлой степени[13,с 176].

В педагогическом сопровождении выделяют следующие виды коммуникации:

- вербальная коммуникация - в качестве  знаковой системы используют  человеческую речь, естественный  звуковой язык (лексический и  синтаксический);

- невербальная коммуникация - включает  в себя следующие знаковые  системы:

-паралингвистическую;

-оптико - кинетическую;

-экстралингвистическую;

-организацию пространства и  времени коммуникативного процесса;

-визуальный контакт.

Педагоги и психологи должны знать, как правильно необходимо выполнять следующие функции:

- дополнение речи;

- эмоциональное состояние партнёров  по коммуникативному процессу.

Оптико - кинетическая система знаков состоит из жестов,мимики, пантомим. Общая моторика различных частей тела лиц с ДЦП.

Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.

 Все эти дополнения  увеличивают семантически значимую  информацию, но не посредством  дополнительных речевых включений,  а около речевыми приёмами.

Организация пространства и  времени коммуникативного процесса в реабилитационных центрах для  лиц с ДЦП - это особая система  работников, которая несёт смысловую  нагрузку (как компонент коммуникативной  ситуации).

Выделяют три основные категории средств общения:

1. Экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации).

2. Предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя другого человека; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с другими взрослыми или стремление приближаться к ним).

3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у человека в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в зрелом возрасте.

Выделяют пять типов коммуникативных  нарушений при ДЦП:

-  связанных с нарушением движений;

-связанных с нарушением мозга;

-  из-за длительной госпитализации;

- из-за социально-эмоциональных проблем;

- в связи с физическим дефектом.

В общении с окружающими  людьми лица с ДЦП зрелого возраста используют все средства общения, которыми уже овладели и педагогическое сопровождение  заключается в том, чтобы не растерять  все навыки, а только укрепить и  дополнить данные умения и знания. Потребности, мотивы, операции, порождают  по своей совокупности целостные  образования на различном уровне коммуникативной деятельности лиц  с ДЦП (формы общения с другими  людьми).

2.4Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушениями

 

Лица с интеллектуальными  нарушениями зрелого возраста - это  лица с нарушениями интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга, аномалиях психического развития.

Данным лицам необходимо постоянное обследование в специальных учреждениях, прохождение специального курса  лечения под наблюдением грамотных специалистов, психологическая поддержка, забота и любовь родных[13,с 46].

Общение - важный процесс  современной жизни, в котором  один человек формулирует и передаёт другому человеку ход своих мыслей, а другой принимает и расшифровывает.

Поддерживающая коммуникация основа жизнедеятельности людей  зрелого возраста с интеллектуальными  нарушениями, её тяжёлой формы, которая  позволяет передавать социальный опыт и организовать взаимодействие данных людей.

 Педагоги в данной  области должны уметь правильно организовывать процесс обучения, основанный на визуально - моторном восприятии (заменители слов, жесты, рисунки, символы, пинктограммы).

 В данном педагогическом  сопровождении самым главным  является невербальные средства  понимания речи людей - жесты,  мимика, телодвижения, тактильный контакт,  прикосновение, уменьшение дистанционного  пространства [13,с 132].

Язык жестов:

- имеет функциональное  значение, в повседневной деятельности  можно очень часто использовать;

-легко выполним;

- способствует улучшению  средств коммуникации;

Различают 3 этапа:

1этап - ситуация общения,  нажатие звуковой кнопки, хлопки, удары. Получение радости у  лиц зрелого возраста от общения;

2этап - коммуникация, направленная  на себя «Я», подносить руки к соответствующим частям тела (чтобы другие понимали, чего хочет человек - кушать, попить водички и тому подобное);

3этап - коммуникация на  ближайшее окружение - указательный  жест, важно, чтобы другие понимали  значение предметов.

Педагогическое сопровождение  направлено на возможность вести  независимый образ жизни лиц  зрелого возраста с интеллектуальными  нарушениями.

 

2.5 Педагогическое  сопровождение лиц с речевыми  нарушениями

 

Речевые нарушения - это недоразвитие речи, в результате инсультов, черепно-мозговых травм. Нарушение темпа и ритма речи. Последствия неврологических изменений - ринолалия, моторная и сенсорная алалия, заикание, дизартрия, ЗПР вторичного характера.

Очень сложная структура  речевого дефекта  даёт возможность  педагогам данного профиля индивидуализировать  и дифференцировать коррекционный  процесс лиц зрелого возраста с речевыми нарушениями[15,с 56].

Цель педагогического  сопровождения лиц с речевыми нарушениями - создание единого коррекционного пространства, которое поспособствует устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов у лиц зрелого возраста.

по итогам обследования.

Формы отчетности: медицинские  карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты  динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации  к школьному обучению.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение выступает как  комплексная технология. Задачами мероприятий и педагогов данного профиля являются:

- оптимизация адаптации; 

- сохранение нервно-психического  здоровья у лиц зрелого возраста;

-развитие мотивации и  познавательной деятельности;

-развитие компетентности  у участников процесса;

-разработка творческих  программ сопровождения;

-изучение и систематизирование  опыта у педагогов.

Педагогическое сопровождение  лиц с речевыми нарушениями это:

-непрерывность;

-системность;

-работа в «команде»;

-доступность;

-наглядность;

-комплексный подход развития;

-сознательность;

-принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.

Выделяют несколько этапов:

1 этап: логопедическое обследование, соматическое состояние, психотерапевтическое  обследование, наблюдение за адаптацией, эмоциональной сферой. Сознание  сути проблемы, её носителей и  потенциальных возможностей решения.  Компьютерное тестирование психических  процессов:

- рекомендации по медикаментозному лечению;

-составление графика медицинских процедур;

-проведение заседания ПМПк по итогам адаптации;

-классные родительские собрания по итогам адаптации и диагностики;

-индивидуальное консультирование родителей, педагогов

 Логопед - специалист по устранению нарушений речи, и учитель начальных классов, и классный руководитель в одном лице. Такой подход позволяет эффективно осуществлять коррекцию и развитие в учебной и внеурочной деятельности.

Психолог выполняет диагностическую, консультативную функции, осуществляет обеспечение коррекционного обучения развития и социализации, работает над формированием и развитием познавательной деятельности.

Врач психотерапевт обеспечивает углублённую диагностику, медикаментозную поддержку, проводит психотерапевтические занятия, консультирует педагогов.

2этап: Сбор необходимой  информации о путях ти методах решения проблемы. Инструменты данного этапа:

-программы;

- планы;

-технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений;

- план ПМПк;

-методические рекомендации;

-портфолио педагогов;

- психологические тесты.

Результатами данного  этапа являются:

- составление плана логопедической  работы;

- коррекционное планирование;

-планирование профилактических медицинских мероприятий.

3этап: обеспечение коррекционного  обучения, развития, социализации в  соответствии с программами и  планами, рекомендованными специалистами.  Результаты: тетради связи, логопедические  тетради, картотека упражнений, методические  обеспечения учебного и психологического  процессов.

Заключение

Социальное благополучие лиц  с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста во многом зависит от того, как он приспособлен и адаптирован к окружающей действительности. Каковы его самоощущения. Необходимо сделать комфортной жизнь и существование в социуме данных лиц, чтобы они  осознали свои возможности и умение использовать и направлять в нужное русло.

Защита прав лиц с ограниченными  возможностями здоровья зрелого  возраста (на укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями) становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы и родственников, и медицинских работников, и педагогов, и психологов, и различных социальных институтов, и всего общества в целом.

В новом тысячелетии стали  существенно меняться подходы к  людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами, поэтому особую актуальность обретает проблема самореализации, в связи с положением лиц с ограниченными возможностями.

 Сейчас появляются  прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями зрелого возраста, их интеграции в современное общество, как полноценных его членов, и возможности их самореализации. Возникла необходимость в полной мере реализовать потенциал лиц с ограниченными возможностями и задействовать их в жизнь общества [17,с 148].

Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ