Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа
Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.
Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы
Лица зрелого возраста с нарушениями зрения всегда должны выходить на улицу с собакой, которая специально обучена.
В педагогическом сопровождении выделяют следующие виды коммуникации:
- вербальная коммуникация - в качестве знаковой системы используют человеческую речь, естественный звуковой язык (лексический и синтаксический);
- невербальная коммуникация - включает в себя следующие знаковые системы:
-паралингвистическую;
-оптико - кинетическую;
-экстралингвистическую;
-организацию пространства и
времени коммуникативного
-визуальный контакт.
Педагоги и психологи должны знать, как правильно необходимо выполнять следующие функции:
- дополнение речи;
- эмоциональное состояние
Оптико - кинетическая система знаков состоит из жестов,мимики, пантомим. Общая моторика различных частей тела лиц с ДЦП.
Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
Все эти дополнения
увеличивают семантически
Организация пространства и
времени коммуникативного процесса
в реабилитационных центрах для
лиц с ДЦП - это особая система
работников, которая несёт смысловую
нагрузку (как компонент
Выделяют три основные категории средств общения:
1. Экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации).
2. Предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя другого человека; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с другими взрослыми или стремление приближаться к ним).
3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у человека в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в зрелом возрасте.
Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:
- связанных с нарушением движений;
-связанных с нарушением мозга;
- из-за длительной госпитализации;
- из-за социально-эмоциональных проблем;
- в связи с физическим дефектом.
В общении с окружающими людьми лица с ДЦП зрелого возраста используют все средства общения, которыми уже овладели и педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы не растерять все навыки, а только укрепить и дополнить данные умения и знания. Потребности, мотивы, операции, порождают по своей совокупности целостные образования на различном уровне коммуникативной деятельности лиц с ДЦП (формы общения с другими людьми).
Лица с интеллектуальными нарушениями зрелого возраста - это лица с нарушениями интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга, аномалиях психического развития.
Общение - важный процесс современной жизни, в котором один человек формулирует и передаёт другому человеку ход своих мыслей, а другой принимает и расшифровывает.
Поддерживающая коммуникация основа жизнедеятельности людей зрелого возраста с интеллектуальными нарушениями, её тяжёлой формы, которая позволяет передавать социальный опыт и организовать взаимодействие данных людей.
Педагоги в данной области должны уметь правильно организовывать процесс обучения, основанный на визуально - моторном восприятии (заменители слов, жесты, рисунки, символы, пинктограммы).
В данном педагогическом
сопровождении самым главным
является невербальные
Язык жестов:
- имеет функциональное
значение, в повседневной деятельности
можно очень часто
-легко выполним;
- способствует улучшению средств коммуникации;
Различают 3 этапа:
1этап - ситуация общения,
нажатие звуковой кнопки, хлопки,
удары. Получение радости у
лиц зрелого возраста от
2этап - коммуникация, направленная на себя «Я», подносить руки к соответствующим частям тела (чтобы другие понимали, чего хочет человек - кушать, попить водички и тому подобное);
3этап - коммуникация на ближайшее окружение - указательный жест, важно, чтобы другие понимали значение предметов.
Педагогическое сопровождение направлено на возможность вести независимый образ жизни лиц зрелого возраста с интеллектуальными нарушениями.
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями
Речевые нарушения - это недоразвитие речи, в результате инсультов, черепно-мозговых травм. Нарушение темпа и ритма речи. Последствия неврологических изменений - ринолалия, моторная и сенсорная алалия, заикание, дизартрия, ЗПР вторичного характера.
Очень сложная структура
речевого дефекта даёт возможность
педагогам данного профиля
Цель педагогического сопровождения лиц с речевыми нарушениями - создание единого коррекционного пространства, которое поспособствует устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов у лиц зрелого возраста.
по итогам обследования.
Формы отчетности: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации к школьному обучению.
Психолого-медико-
- оптимизация адаптации;
- сохранение нервно-
-развитие мотивации и познавательной деятельности;
-развитие компетентности у участников процесса;
-разработка творческих программ сопровождения;
-изучение и
Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями это:
-непрерывность;
-системность;
-работа в «команде»;
-доступность;
-наглядность;
-комплексный подход развития;
-сознательность;
-принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
Выделяют несколько этапов:
1 этап: логопедическое обследование,
соматическое состояние,
- рекомендации по медикаментозному лечению;
-составление графика медицинских процедур;
-проведение заседания ПМПк по итогам адаптации;
-классные родительские собрания по итогам адаптации и диагностики;
-индивидуальное консультирование родителей, педагогов
Логопед - специалист по устранению нарушений речи, и учитель начальных классов, и классный руководитель в одном лице. Такой подход позволяет эффективно осуществлять коррекцию и развитие в учебной и внеурочной деятельности.
Психолог выполняет диагностическую, консультативную функции, осуществляет обеспечение коррекционного обучения развития и социализации, работает над формированием и развитием познавательной деятельности.
Врач психотерапевт обеспечивает углублённую диагностику, медикаментозную поддержку, проводит психотерапевтические занятия, консультирует педагогов.
2этап: Сбор необходимой информации о путях ти методах решения проблемы. Инструменты данного этапа:
-программы;
- планы;
-технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений;
- план ПМПк;
-методические рекомендации;
-портфолио педагогов;
- психологические тесты.
Результатами данного этапа являются:
- составление плана
- коррекционное планирование;
-планирование профилактических медицинских мероприятий.
3этап: обеспечение коррекционного
обучения, развития, социализации в
соответствии с программами и
планами, рекомендованными
В новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами, поэтому особую актуальность обретает проблема самореализации, в связи с положением лиц с ограниченными возможностями.
Сейчас появляются
прогрессивные идеи и
Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ