Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов дистанционной формы обучения в создании учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин.

Задачи:

Рассмотреть модели дистанционного обучения

Раскрыть принципы и методы дистанционного обучения

Выделить применяемые формы оценивания в дистанционного обучении

Содержание

Введение 4

Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования 6

1.1. Основополагающие принципы и методы дистанционного обучения 6

1.2. Модели обучения в дистанционном образовании 16

1.3. Контроль знаний при дистанционной форме обучения 27

1.4. Педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения 38

Выводы по первой главе: 49

Глава 2. Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения 50

2.1 Программно-методическое обеспечение в разработке учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 50

2.2 Разработка элементов учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин 59

2.3 Методические рекомендации к использованию элементов учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 68

Выводы по второй главе: 80

Заключение 81

Библиографический список 82

Вложенные файлы: 1 файл

федосеева.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
Содержание 3 
 
Введение 4 
 
Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования 6 
 
1.1. Основополагающие принципы и методы дистанционного обучения 6 
 
1.2. Модели обучения в дистанционном образовании 16 
 
1.3. Контроль знаний при дистанционной форме обучения 27 
 
1.4. Педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения 38 
 
Выводы по первой главе: 49 
 
Глава 2. Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения 50 
 
2.1 Программно-методическое обеспечение в разработке учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 50 
 
2.2 Разработка элементов учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин 59 
 
2.3 Методические рекомендации к использованию элементов учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 68 
 
Выводы по второй главе: 80 
 
Заключение 81 
 
Библиографический список 82 
 
Приложения 85

Введение

 
Сегодня Интернет прочно вошел  в нашу жизнь. Современное образование  немыслимо без компьютеров и  Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. 
 
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. 
 
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным. 
 
В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного обучения появились новые возможности. В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения. 
 
обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.-Технологичность  
 
возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.-Доступность и открытость обучения  
 
Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живёте, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. Очевидна легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения. 
 
^ Объект исследования: система дистанционного обучения. 
 
Предмет исследования: элементы среды дистанционного обучения в учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин. 
 
Цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов дистанционной формы обучения в создании учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин. 
 
Задачи: 

    •  
      Рассмотреть модели дистанционного обучения
    •  
      Раскрыть принципы и методы дистанционного обучения
    •  
      Выделить применяемые формы оценивания в дистанционного обучении
    •  
      Обозначить педагогические и психологические особенности в процессе дистанционного обучения
    •  
      Проанализировать возможности программно-методического обеспечения использования элементов дистанционного обучения
    •  
      Составить отдельные элементы УМК по циклу технических дисциплин
    •  
      Разработать методические рекомендации к использованию элементов УМК дистанционного обучения

 
^ Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработанные нами элементы среды дистанционного обучения в учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин будут востребованы при соблюдении следующих условий: 

  •  
    Обеспечить свободный доступ к информации
  •  
    Создать технические условия для осуществления дистанционного обучения
  •  
    Провести анкетирование студентов
  •  
    Создать сайт
  •  
    Разработать методические рекомендации по использованию интернет-инструментов в обучении.

^

Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования

1.1. Основополагающие  принципы и методы дистанционного  обучения

 
На сегодняшний день в литературе по дистанционному обучению (ДО) можно  встретить самые разные суждения по поводу одних и тех же терминов, понятий. Неоднозначно понимание базовых терминов «дистанционное обучение», «дистанционное образование». Специалисты в области дистанционного обучения прекрасно понимают значимость проблемы, и потому разные научные коллективы предлагают свой взгляд на проблему, свои определения многих терминов в области дистанционного обучения. 
 
В рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 июня 2000 № 1991 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» авторским коллективом под руководством Ю. Вайса (ТАСИС) был разработан проект раздела «Термины и определения» (http://www.informika.ru/). В него вошло 28 терминов, касающихся ДО. Свой вклад постарались внести и специалисты МЭСИ (http://www.mesi.ru/). Размещен глоссарий терминов определений и на сайте «Эйдос» (http://www.eidos.ru) [5, с.11]. 
 
Помимо перечисленных выше коллективов, есть и другие специалисты, высказывающие свою точку зрения на используемую в дистанционном обучении терминологию. 
 
Для удобства сравнительный анализ понятийного аппарата представлен в виде таблиц в приложении 1. 
 
На сегодня авторы исходят из того, что дистанционное обучение, - это новая форма обучения, существующая уже во многих странах наравне с другими формами обучения: очная; заочная; экстернат в системе непрерывного образования. Коллектив авторов под руководством Полат Евгении Семёновной приводят в пример определение дистанционного обучения, по их мнению, одними из наиболее компетентных специалистов в этой области - специалистов американской ассоциации дистанционного обучения. 
 
Под дистанционным обучением специалисты ассоциации (The United States Distance Learning Association - USDLA) понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.  
 
ДО включает дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся), т.е. в учебном процессе задействованы преподаватель и ученик.  
 
Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения: 

  •  
    разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
  •  
    использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
  •  
    обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;
  •  
    преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя.

 
Очень важно развести понятия дистанционное образование и дистанционное обучение. Это родственные, но не тождественные понятия. 
 
Педагогический энциклопедический словарь дает такое определение понятию образование [14, с. 172]: «Образование -  в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. Образование служит интересам-составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения  личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать».  
 
Под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание» [14, с. 175]. 
 
ДО как новая форма обучения, не является ни модернизацией, ни тем более аналогом заочного обучения. Можно выделить следующие основные моменты различий:  
 
1) Ключевым словом ДО является интерактивность - постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в учебном процессе. Интерактивность в дистанционной форме обучения реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой и на уровне взаимодействия учащихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами. 
 
2) Средства реализации всех компонентов системы ДО оказывают специфическое влияние на каждый из компонентов системы изучения, обусловливая ихотбор, структуризацию, организацию. Курс заочного обучения и курс дистанционного обучения отличаются один от другого принципиально, организацией учебного материала, его структурой, способом взаимодействия преподавателя и учащихся, организацией информационно-образовательной средой учебного процесса. Методы и формы обучения отличаются так же принципиально под воздействием используемых интернет-технологий. Они встроены в учебный процесс и представляют его неотъемлемую часть. 
 
3) Система управления познавательной деятельностью учащихся также обусловлена спецификой используемых услуг Интернет [23, с. 14-15]. 
 
Важно выделить то, что в системе дистанционного обучения, как и в любой другой системе происходит взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой, но реализуется это взаимодействие, как и вся познавательная деятельность учащихся, с помощью современных средств интернет-технологий. 
 
Дистанционное обучение, как компонент системы непрерывного образования, должно базироваться в первую очередь на терминологии, принятой в педагогике, дидактике и частных методиках с учетом, разумеется, специфики средств реализации дидактических, педагогических задач. В каждой науке имеются свои понятия и терминология, поэтому введение нового определения должно быть четко обосновано. Педагогические технологии должны быть связаны в разных формах обучения в рамках единой концепции обучения. Они реализуются средствами интернет-технологий и могут принимать несколько иные формы, но не изменяя, при этом, принципов того или иного метода педагогической технологии. 
 
В целом дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при использовании методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие учащихся между собой, обратную связь между педагогом и учащимся, активность учащегося на всех этапах познавательной деятельности. 
 
Успех дистанционной формы обучения во многом как раз зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Тем более, что с перспективой широкого внедрения дистанционного обучения в практику наших образовательных учреждений сегодня стоит задача подготовки студентов педагогических вузов не только для очного, но и для дистанционного обучения. Технологии ДО должны входить в программу подготовки специалистов педагогических вузов.  
 
Никуличева Наталия Викторовна выделяет три группы компетенций, которыми должен обладать дистанционный преподаватель [22, с. 2]: 

  •  
    Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии).
  •  
    Компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения обучаемых разных возрастов и т.д.).
  •  
    Компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.

 
Формирование данных компетенций  может проходить максимально  эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Именно дистанционное обучение поможет  педагогам сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль обучающихся в рамках курсов, преподавателям будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность анализа позиции преподавателя и обучающегося в процессе ДО. 
 
В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики. Но как и при очном обучении преподаватель должен знать, как методически разрабатывать курс, так и при дистанционном обучении он должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса. Даже если он не разрабатывает учебный курс сам, он должен понимать методику разработки, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать под разный уровень обучающихся. 
 
По мнению Трайнева В. А. [7, с. 119] подбор учебного материала, определение формы его представления и последующей реализации в виде информации, предоставляемой учащимся, - важные компоненты всего образовательного процесса. Для классического, аудиторного обучения разработаны и применяются соответствующие методики и правила отбора учебного материала, а для ДО таких методик сегодня весьма мало, и потому разработчики курсов ДО вынуждены сами разрешать возникающие здесь проблемы.  
 
Сам характер технических средств, применяемых в ДО, накладывает определенные требования на отбор и способы представления и подготовки учебного материала для системы дистанционного обучения (СДО). 
 
Любая методическая система обучения представляется совокупностью пяти компонентов: цели, содержание, средства, методы обучения и организационные формы учебного процесса. 
 
Первый (систематизирующий) компонент методической системы обучения, определяющий функции всех остальных компонентов системы - это цели. Он становится носителем методической функции в том случае, если:  

  •  
    Язык целеполагания становится доступным и понятным учителю, ученику и родителям (точность и понятность формулировок);
  •  
    При конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (элементами являются слова «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику», а также осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними);
  •  
    Требования стандарта представляются на языке целей;
  •  
    При формулировании цели обеспечивается ее диагностируемость путем простого установления факта достижения обучаемым желаемого результата;
  •  
    При целеполагании сохраняется строгая последовательность выполнения технологических процедур.

 
Цели дистанционного обучения предполагают: стимулирование интеллектуальной активности обучаемых через определение  целей изучения материала и его  применения, а также вовлечение обучаемых  в отбор, проработку и организацию  материала; усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться; развитие способностей и навыков обучения и самообучения путем расширения и углубления учебных технологий и приемов [18, с. 43-45]. 
 
На выбор целей создания СДО влияют как объективные, так и субъективные обстоятельства. Трайнев Владимир Алексеевич, обобщая разные подходы по обоснованию целей при выборе СДО, выделяет следующую систему таких целей [8, с. 27]: 

  •  
    «Индивидуализация обучения» - предполагает, что СДО может улучшить качество обучения, поскольку учитываются индивидуальные особенности обучаемых.
  •  
    «Персонализация учебного процесса» - подразумевает то, что процесс обучения осуществляется по индивидуально графику. Причем этот график может оперативно и гибко изменяться в соответствии с текущей занятостью студента и его темпом восприятия информации.
  •  
    «Интенсификация использования - преподавательского ресурса» - говорится, в сущности, о том, что СДО интенсифицирует преподавательский труд, что нередко сопровождается для педагога необходимостью также и повышения своей квалификации. Часто при этом решение данного вопроса наталкивается на консерватизм как административного, так и педагогического персонала.
  •  
    «Повышение эффективности обучения» - достигается через использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т. д.
  •  
    «Расширение рынка образовательных услуг» - здесь подразумевается внедрение и оптимальное использование СДО на удаленных территориях и таким образом значительное расширение соответствующего рынка услуг.
  •  
    «Сохранение и распространение педагогического опыта, знаний и улучшение методики преподавания» - предполагает возможность использования новых, мощных носителей информации и электронных архивов.
  •  
    «Обогащение учебного процесса за счет использования новых (электронных) обучающих компонентов» - широкое всестороннее использование учебных электронных составляющих при наличии существенных сервисов типа e-mail или http.
  •  
    «Дополнительная мобилизация административного ресурса» - создание СДО требует соответствующих, новых административных усилий.

Информация о работе Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения