Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов дистанционной формы обучения в создании учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин.

Задачи:

Рассмотреть модели дистанционного обучения

Раскрыть принципы и методы дистанционного обучения

Выделить применяемые формы оценивания в дистанционного обучении

Содержание

Введение 4

Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования 6

1.1. Основополагающие принципы и методы дистанционного обучения 6

1.2. Модели обучения в дистанционном образовании 16

1.3. Контроль знаний при дистанционной форме обучения 27

1.4. Педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения 38

Выводы по первой главе: 49

Глава 2. Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения 50

2.1 Программно-методическое обеспечение в разработке учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 50

2.2 Разработка элементов учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин 59

2.3 Методические рекомендации к использованию элементов учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 68

Выводы по второй главе: 80

Заключение 81

Библиографический список 82

Вложенные файлы: 1 файл

федосеева.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

 
По Исаеву А. В. содержание обучения представляет собой сумму знаний, умении и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства. Содержание дистанционного обучения комплектуется с учетом социальных, конкретно-исторических, психологических требований, требований индивидуально-личностного развития обучаемых и базируется на общеметодологических принципах формирования содержания (общеобразовательный характер учебного материала, его гуманистическая направленность, связь материала с развитием общества, основообразующий и системообразующий характер учебного материала, интегративность изучаемых курсов, гуманитарно-этическая направленность содержания образования, развивающий характер учебного материала, эстетические аспекты содержания), специальных принципах формирований содержания из области науки (соотнесение учебного материала с уровнем современной науки, политехнизм, единство и противоположность логики науки и учебного предмета), искусства (единство идейного содержания и художественной формы, гармоничность культурного развития, идейная общность и взаимосвязь искусств, учет возрастных, образовательных и профессиональных особенностей), труда (связь труда с наукой, соответствие требованиям к профессии). 
 
Подбор учебного материала, определение формы его представления и последующей реализации в виде информации, предоставляемой студентам, - весьма важные компоненты всего образовательного процесса. Для классического, аудиторного обучения разработаны и применяются соответствующие методики и правила отбора учебного материала, а вот для ДО таких методик крайне мало, и потому разработчики курсов ДО вынуждены сами разрешать возникающие здесь проблемы [7, с. 119]. 
 
При отборе содержания дистанционного обучения целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения, связанные с субъектом обучения, который может находиться на большом расстоянии и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. Кроме того, следует помнить, что не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов в системе дистанционного обучения [18, с. 43-45]. 
 
Средства дистанционного обучения могут представлять собой бумажные и сетевые учебные издания; компьютерные обучающие программы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний; средства обучения на основе экспертных и геоинформационных обучающих систем, на основе виртуальной реальности, мультимедиа приложения и др. 
 
Мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, то есть они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории. 
 
Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды [28]: 
 
Презентации (от англ. presentation) - способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информациианимационные ролики; 
 
Игры - мультимедиа-приложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также развитие определенных навыков и умений видеоприложения; 
 
Видеофильмы – технология разработки и демонстрации движущихся изображений. Видеопроигрыватели – программы управления видеофильмами 
 
Мультимедиа-галереи – собрание изображений; 
 
Аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов) – проигрыватели звуковых файлов – программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук – это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды; 
 
Приложения для web – это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация и т. п.), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты и т. д. 
 
Принято считать, что электронный учебник является отражением дистанционного обучения предмету. Его можно рассматривать как программно-методический комплекс, способствующий самостоятельному освоению учащихся учебного курса или некоторой его части. По мнению Исаева А. В. одним из самых важных преимуществ электронных учебников при организации дистанционного обучения является то, что он способен объединить в себе свойства обычного учебника, справочника, лабораторного практикума, задачника иди сборника тестов. 
 
Структура любого электронного учебника должна быть четко продуманной и содержать следующие части [18, с. – 44]: 

  •  
    вступительную часть, включающую в себя программу, указания по изучению курса с помощью данного электронного учебника и список литературы;
  •  
    теоретическую часть, содержащую конспекты лекций по курсу, статичные или динамичные иллюстрации к ним, ссылки на первоисточники;
  •  
    лабораторно-практическую часть, в которой отражены детализированные решения стандартных заданий данного учебного курса с пояснениями и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса;
  •  
    контрольную часть - набор тестов, дополненный заданиями как теоретического, так и практического характера;
  •  
    справочную часть, состоящую из системы контекстного поиска, глоссария, основных закономерностей, дополнительных иллюстраций в виде таблиц, рисунков или видеоизображений;
  •  
    поддерживающую часть, которая содержит описание правил работы с компьютерным учебником, технические и методические рекомендации.

 
Методы дистанционного обучения дают теоретическое представление о системе взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивается усвоение ими содержания и, тем самым, достижение целей обучения. В дистанционном обучении, так же как и в традиционном, можно выделить, опираясь на исследования И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Ю. Г. Фокина и других, пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и эвристический. В настоящее время наиболее широко используются:  

  •  
    Методы обучения посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся (обучение «Я-сам» - самообучение);
  •  
    Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучающегося с одним преподавателем или одного обучающегося с другим (обучение «один к одному»);
  •  
    Методы, при использовании которых преподаватель или эксперт предоставляет учебный материал студенту, не играющему активной роли в коммуникации (обучение «один к многим»);
  •  
    Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»).

 
Основными формами дистанционного обучения являются лекции (представляют систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, концентрируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах; стимулируют активную познавательную деятельность обучающихся, способствуют формированию у них творческого мышления), семинары (активная форма учебных занятий, используемая при преподавании всех учебных дисциплин, основанная на живом творческом обсуждении, дискуссии по рассматриваемой тематике), консультации (одна из форм руководства обучающимся в самостоятельном изучении учебного материала, учитывающая индивидуальные свойства слушателя как личности), лабораторные работы (вид занятий, имеющий значение в большей мере для технических специальностей) и самостоятельные работы (позволяют формировать навыки самостоятельной учебно-познавательной деятельности). 
 
В последнее время интернет-технологии вытесняют другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами: 1) техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель; 2) простота подключения к сети Интернет; 3) низкая стоимость подключения [18, с. 43-45]. 
 
Основными дидактическими принципами ДО, так же как и при очном обучении, являются принципы научности, системности и систематичности, активности, развивающего обучения. Наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Реализуются они в условиях ДО специфичными способами, обусловленными особенностями новой формы обучения и возможностями информационной среды Интернет [12, с. 9]. 
 
ДО должно основываться на традиционных принципах классической дидактики, но в то же время реализовывать свойственные ему принципы, к числу которых относятся принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа. 
 
Кофтан Юрий Романович раскрывает содержание этих специфических принципов следующим образом [20, с. 19-26]: 
 
^ Принцип рефлексии. Предполагает необходимость в связи с выполняемым учебным заданием самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний. 
 
^ Принцип нелинейности информационных структур и процессов предполагает нелинейное структурирование процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учета мотивационных установок, интересов и других личностных особенностей учащегося. 
 
^ Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает нецелесообразным применение в системах ДО классических форм организации учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий и др.). Педагогические эксперименты показали, что познавательная деятельность при ДО протекает наиболее эффективно, если эта деятельность реализуется через разнообразные формы ее организации: например, 15-20 минут работы с теоретическим материалом, затем 5-7 минут самопроверки с помощью соответствующего теста уровня усвоения знаний, после чего 20-25 минут выполнения практических заданий и 5-10 минут компьютерного контроля проверки качества усвоения приобретенных знаний. 
 
^ Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной задачи, применения мультимедиа возможностей современных ПК, в частности, звука, графики, анимации, слайд-шоу и т.п. При этом в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. В ближайшем будущем ожидается появление компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии ДО, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования.  
 
Трайнев В. А [7, с. 30-31] методологию ДО базирует на принципах информатизации образования и широком использовании телекоммуникационных технологий: 
 
^ Принцип интерактивности предполагает развитие новых методов обучения - гипертехнологий, применение искусственного интеллекта, мультимедиа, телекоммуникационных систем в СДО. 
 
^ Принцип адаптивности процесса обучения. Традиционно считается, что качество и эффективность учебного процесса во многом зависят от того, насколько преподаватель адаптирует учебный материал к конкретным условиям учебного процесса. Новые возможности для развития этого принципа представляютсовременные телекоммуникационные системы, используемые в СДО. 
 
^ Принцип гибкости. Им руководствуются на всех этапах создания ДО: при разработке структуры программы курса, форматировании конкретного учебного процесса, - сочетая различные способы и средства обучения, налаживая деятельность центров дистанционного обучения. 
 
Этот же принцип характеризует и деятельность преподавателя (он занимается с любым контингентом, в самых разнообразных условиях и т. д.), и подход к составу обучаемых (это могут быть люди любого возраста, проживающие в любом месте и т. п.). 
 
^ Принцип модульности. При формировании учебных программ выбираются курсы - модули из соответствующих комплексов, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и требования к программному составу процесса обучения (в традиционном понимании этого термина). 
 
^ Принцип экономической эффективности. Увеличение набора студентов не требует расширения аудиторного фонда и штатного расписания, предполагает использование уже имеющейся технической базы. Технология СДО, будучи затратной на начальном этапе развития, благодаря своей ориентированности на большое количество обучаемых в дальнейшем экономически полностью оправдывает эту форму обучении.  
 
Таких принципов достаточно много, но даже если при разработке методического обеспечения ДО руководствоваться только перечисленными выше, то эффективность обучения резко повысится. 
 
Анализ методической системы дистанционного обучения показал ее общность с методической системой традиционного обучения, а также специфические характеристики, демонстрирующие возможности взаимодействия участников образовательного процесса. 
 
Дистанционная форма выдвигает необходимость построения особой модели обучения. В традиционных формах обучения определяющей является дисциплинарная модель, характеризующаяся жестким учебным планом и расписанием занятий. В информационной же образовательной модели имеется множество начальных состояний, которые определяются предварительным тестированием обучаемых. Роль преподавателя заключается в оценке начальных состояний обучаемых, в построении индивидуальных траекторий обучения и прогнозировании конечного состояния. Компьютер становится основным дидактическим средством. Особое значение приобретают интернет-технологии, использование которых позволяет обучаемому получить доступ к мировым научно-образовательным ресурсам.

1.2. Модели обучения  в дистанционном образовании

 
Существует много определений моделей для разных областей деятельности. Например, в Советском энциклопедическом словаре предложено следующее определение модели: «...любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [13, с. 817]. В педагогической науке понятиемодель обучения определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся. 
 
Представленные сегодня модели дистанционного обучения через интернет достаточно разнообразны. Коллектив авторов, под руководством Кулика выделяет следующие основные две группы - бесконтактные модели (исключающие очное общение преподавателя и студентов) и контактные модели (при периодических личных встречах преподавателя и студентов) [10, с. 262]. 
 
К бесконтактным моделям относится модель удаленного класса, предполагающая работу преподавателя с группой географически разбросанных по всему миру студентов только через интернет, и модель направляемого самообучения, когда преподаватель выступает в роли наставника нескольких студентов, обучающихся самостоятельно, но: периодические консультации посредством интернет-коммуникаций. К числу контактных моделей относится модель определенного обучения, сочетающая традиционные формы общения преподавателя и студентов в аудитории с синхронными (в режиме реального времени) и асинхронными (с задержкой времени) контактами через глобальную компьютерную сеть. 
 
Однако перечисленные модели объединяет полное или частичное проведение занятий в так называемой виртуальной обучающей среде, включающей электронные учебные материалы, а так же набор инструментов (в первую очередь - средств общения), позволяющих эффективно осуществлять виртуальное общение преподавателя и студентов. Преподавание через интернет требует освоения новых методических принципов, отличающих дистанционные курсы от традиционных. Обобщим наиболее важные методические принципы. 
 
рассмотрение в качестве центрального звена обучающей среды студента (а не себя!). Ключевой для преподавателя в дистанционном образовании является смена роли «мудреца на трибуне» на роль «проводника на обочине дороги». Только преподаватель делает обучение возможным: обеспечивает источниками информации, направляет образовательный процесс, стимулирует дискуссии, задает параметры ожидаемых результатов. Он постоянно «рядом» ежедневно отвечая на присланные по электронной почте вопросы учеников, реплики участников электронных конференций и т.п. [10, с. 263].-В центре образовательного процесса в виртуальной обучающей среде стоит обучаемый. Этот принцип двойственный. Для студента он осуществляется следующим образом: обучаемый напрямую получает информацию и работает с ней, общается с коллегами, преподавателями, ощущая себя активным участником событий в виртуальной среде. Для инструктора дистанционного курса преподавание сопровождается категорическим требованием  
 
В 2004 году коллектив авторов под руководством Полат Евгении Семеновной, в существующей тогда сети открытого и дистанционного образования в мировой практике, выделяла шесть моделей, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: интернет, телевидение, видеозаписи, печатные пособия и прочее [23, с. 80-82]. 
 
Модель 1. Обучение по типу экстерната  
 
Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения. Модель предусматривает возможность консультаций специалистов, тестирование. Прообразом такой модели можно считать организованный в 1836 г. Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне. В настоящее время для организации консультационной помощи используются средства телекоммуникаций, в первую очередь электронная почта. 
 
Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета)  
 
Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не очно (on-campus), а на расстоянии, дистанционно. Обучение проводится с широким использованием новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus), аудио- и видеокассеты. Создаются, как было показано в первой главе, информационно-образовательные среды отдельных университетов, где студенты могут получать огромный массив дополнительной информации к своему курсу. Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, университет Нового Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда как очно в нем обучаются 3000 студентов.  
 
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений 
 
Сотрудничество нескольких образовател дать возможность любому гражданину стран содружества получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов, не покидая своей страны, своего дома.-ьных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон (Capricorn Interuniversity Teleducation Program, 1990), в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества, как в разработке, так и в использовании такого рода программ, может служить программа «Содружество в образовании» (Commonwealth of education, 1992). В 1987 г. совместными усилиями на основе телекоммунникаций была организована сеть дистанционного обучения для всех стран Британского содружества наций. Перспективная цель данной программы  
 
Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях 
 
Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входят также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне (Великобритания), на базе которого в последние годы дистанционно проходят обучение большое число студентов не только из Великобритании, но и из многих стран содружества. В США примером такого университета может служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 г. университет объединил эти 40 колледжей телекоммуникационной сетью дистанционного обучения при теснейшем сотрудничестве с правительством штата, сферой бизнеса. Оплата за обучение осуществляется целиком теми организациями, фирмами, где работают их студенты. 
 
Модель 5. Автономные обучающие системы 
 
Традиционно в зарубежной практике эту модель также относят к дистанционной модели обучения, хотя, строго говоря, она может считаться дистанционной только в той ее части, которая предусматривает Two-way TV, т. е. возможность интерактивности. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Подобная модель дистанционного обучения широко распространена в университетах и старших классах школ США. Однако сюда же часто подключают и программы самообразования. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект, проект обучения математике никарагуанского радио и др. 
 
Модель 6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ 
 
Это также программы самообразования при возможности консультаций. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут как часть официальной образовательной программы быть интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированными на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленными на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран. В последние годы там, где есть возможность, в рамках подобных моделей все шире используются информационно-образовательные среды, как региональные, так и международные. 
 
Судя по описанным выше моделям, которые функционируют в последние годы, основные цели всех моделей образования на расстоянии можно свести к следующим: 

  •  
    Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.
  •  
    Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов экстернат).
  •  
    Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

 
При этом используются как программы  отдельных университетов, где практикуются очные, заочные и дистанционные формы обучения, программы межуниверситетские, разработанные и используемые совместными усилиями нескольких образовательных учреждений, поддерживаемых правительственными и деловыми кругами, так и автономные программы, разрабатываемые для самостоятельного использования обучаемыми по определенным направлениям. Однако о дистанционной форме обучения можно говорить только в тех случаях, когда предусматривается возможность интерактивности на основе не только соответствующих средств обучения, но и контактов с преподавателями, другими студентами [5, с. 82]. 
 
Те же авторы в 2005 г предлагают несколько иные модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, реализовать возможности интернет-технологий [23, с. 25-33]: 
 
1. Интеграция очной и дистанционной форм обучения. 
 
2. Сетевое обучение: 
 
а) автономный курс дистанционного обучения; 
 
б) информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет). 
 
3. Кейс-технологии 
 
4. Видеоконференции, интерактивное телевидение. 
 
как на этапе проектирования, так и на этапе учебного процесса, т. е. реализации.-Все эти модели с большим или меньшим успехом уже реализуются в системе образования. Однако каждая из них имеет свою специфику организации  
 
1. Интеграция дистанционного и очного обучения  возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе.-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. могла бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю - формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже VIII класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования -7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-весьма перспективна и в части более широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в нашей школе, является тормозом в интеллектуальном развитии ученика. 6 
 
2. Сетевое обучение. Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей-инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т. е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы, или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или ликвидации пробелов в знаниях.  
 
Любой курс дистанционного обучения - это полноценный учебный процесс. 
 
Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополни тельная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов и пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела и пр.). 
 
Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения, по данным ЮНЕСКО, уже сейчас в России достаточно высока как среди взрослого населения, так и среди детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе. 
 
3. Кейс-технологии. Кейс-технология (от англ. case - набор), заключается в предоставлении обучающимися информационных образовательных ресурсов и виде набора специализированных учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения и использование в них разных носителей информации. Данная технология стала первой из применявшихся в ДО технологий. 
 
Кейс-технологии наиболее широко используются в заочном обучении: учебники и методические руководства в виде учебных наборов (кейсов) выдаются непосредственно обучаемому или пересылаются ему по почте (отсюда и второе название - корреспондентское обучение). По почте, как правило, осуществляется и обратная связь в виде отчетов преподавателю, представляющих собой выполненные контрольные, курсовые и другие работы. 
 
В кейс-технологии ДО могут эффективно использоваться следующие средства обучения: 

  •  
    программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
  •  
    печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой дисциплине курса;
  •  
    специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
  •  
    обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
  •  
    лабораторные практикумы;
  •  
    компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса [7, с. 60-61].

 
Модель кейс-технологий предназначена  для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в  создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством  образования печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети, либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения и пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты и прочее. 
 
139].-Здесь также возникает проблема разработки необходимого комплекта. Это непростая задача. При создании такой системы средств обучения необходимо учитывать, во-первых, дидактические свойства и функции каждого средства обучения, включаемого в систему, во-вторых, специфику решаемой с его помощью дидактической задачи, в-третьих, общую концепцию обучения, которой подчинена вся система. В кейс-технологиях широкое распространение имеют видеолекции (в видеозаписи или на CD, DVD), слайд-лекции, слайд-фильмы, видеоклипы, иллюстрирующие лекции. Однако, как показывает практика, предпочтение все-таки отдается печатным пособиям. Большой опыт в подготовке и использовании кейс-технологий имеют в вашей стране Современная гуманитарная академия, Международный Центр открытого дистанционного образования ЛИНК. С этой целью в данных заведениях созданы специальные подразделения, где работают квалифицированные специалисты [2, с. 138 
 
Кейс, как правило, содержит требования к контрольным работам и разного рода тестам. Однако управление учебным процессом все же осуществляется; с помощью интернет-технологий, Контакты с преподавателем, контакты между студентами предусматривают широкое использование электронной почты, а также возможностей коммуникационных услуг Интернета или видеосвязи. С этой целью на сайте образовательного учреждения размещаются: 

Информация о работе Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения