Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов дистанционной формы обучения в создании учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин.

Задачи:

Рассмотреть модели дистанционного обучения

Раскрыть принципы и методы дистанционного обучения

Выделить применяемые формы оценивания в дистанционного обучении

Содержание

Введение 4

Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования 6

1.1. Основополагающие принципы и методы дистанционного обучения 6

1.2. Модели обучения в дистанционном образовании 16

1.3. Контроль знаний при дистанционной форме обучения 27

1.4. Педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения 38

Выводы по первой главе: 49

Глава 2. Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения 50

2.1 Программно-методическое обеспечение в разработке учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 50

2.2 Разработка элементов учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин 59

2.3 Методические рекомендации к использованию элементов учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 68

Выводы по второй главе: 80

Заключение 81

Библиографический список 82

Вложенные файлы: 1 файл

федосеева.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    дополнительные материалы изучаемой предметной области, ссылки на другие сайты, библиотеки, словари, энциклопедии, которые могут потребоваться студентам при работе над проектом, рефератом, докладом и др.;
  •  
    тесты, контрольные работы (под паролем, который сообщается студентам при непосредственном выполнении) с возможностью автоматического контроля, если это допускает процедура тестирования;
  •  
    web-страница телеконференции для коллективного обсуждения поставленной проблемы;
  •  
    чат-комнаты, форум для обсуждения текущих проблем, вопросов, консультаций с преподавателем;
  •  
    видеоконференция, если имеется такая возможность [23, с. 25-33].

 
4. Интерактивное телевидение  (Two-way TV). Наконец, рассмотрим модель, при которой основой дистанционного обучения является видеоконференция или интерактивное телевидение. 
 
Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт. Поэтому данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.  
 
Надо сказать, что если интерактивное телевидение в силу высокой стоимости не находит широкого применения (может быть, за исключением США), то использование видеоконференции в качестве технологической основы дистанционного обучения приобретает все большую популярность, в том числе и в нашей стране. Интересный опыт в этом отношении имеют Современная гуманитарная академия, Московский институт международных отношений, Иркутский политехнический университет, Центр дистанционного обучения Академии управления при Президенте Украины, а также Политехнический университет в Каунасе (Литва) [23, с. 25-33]. 
 
В Современной гуманитарной академии эта технология получила название «информационная спутниковая образовательная технология» (ИСОТ). При организации учебного процесса:  

  •  
    рабочие места студентов оборудуются персональными компьютерами, приборами для тестирования, аппаратурой для видеозаписи и воспроизведения;
  •  
    в видеопроекционных, теле-лекционных залах предусматривается возможность коллективного про смотра компьютерных и телепрограмм или видеофильмов, участи в телеконференциях;
  •  
    139].-обеспечивается возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным образовательным ресурсам [2, с. 138

 
В рамках проекта ИСО «Обучение  с использованием Интернет на профильном уровне» предлагается шесть моделей  Интернет-обучения. Все шесть моделей  основаны на работе учащихся с так  называемыми интернет-пакетами. В общем виде интернет-пакет состоит из описания, содержательной части, задания, средств обучения и контроля, рекомендации для педагогов-кураторов. Интернет-пакет может формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основным требованием, предъявляемым к форме организации интернет-пакета, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет [30]: 

  1.  
    Классическая модель обучения. Классическая модель подразумевает работу школьников с одним интернет-пакетом осуществляется в ходе одного сеанса обучения. Оптимальным, по мнению разработчиков, является режим обучения, при котором изучение содержательного материала и выполнение заданий, предусмотренных в пакете для изучения и выполнения в урочное время под присмотром педагога-куратора, осуществляется в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна осуществляться в самостоятельном режиме. Количество рекомендованных сеансов обучения в неделю не должно превышать трех. На основании результатов промежуточного контроля возможна корректировка содержания и методов обучения сетевым преподавателем.
  2.  
    Модель проектного обучения. учащиеся выполняют один или несколько проектов. Сетевые преподаватели оказывают консультативную помощь. Распределение учебного времени внутри выполнения проекта не регламентируется. Основным требованием, предъявляемым к форме представления результатов выполнения проекта, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет.
  3.  
    Модель дифференцированного обучения. сетевой преподаватель работает с учащимися в индивидуальном режиме, используя для каждого из них разные методы и разный учебный материал в зависимости от процесса и результата выполнения учеником заданий и результатов личного взаимодействия посредством Интернет. Допускается варьирование содержание и методики обучения для отдельных обучаемых путем рассылки им различных интернет-пакетов.
  4.  
    Модель обучения в режиме «лекция-семинар». все занятия, организуемые и проводимые сетевым преподавателем, подразделяются на лекции и семинары. Кроме этого, предусматривается самостоятельное выполнение школьниками домашних заданий. Лекционные занятия проводятся сетевым преподавателем очно либо дистанционно с использованием интернет-технологий. Семинарские занятия проводятся в группах под руководством педагога-куратора. Тематика и методика проведения семинарских занятий определяются сетевым преподавателем. Работа школьников на семинарском занятии осуществляется в урочное время под присмотром педагога-куратора в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна осуществляться самостоятельно. Количество семинарских занятий в неделю не должно превышать трех.
  5.  
    Экстернат. Модель обучения «экстернат» предполагает, что ученик изучает содержание профильного курса самостоятельно, без общения с сетевым преподавателем и педагогом-куратором. В рамках этой модели проводится только итоговый контроль знаний школьников.
  6.  
    Смешанная модель обучения.

 
 во время проведения занятия,  выполнения проекта, в процессе  самостоятельной работы с учебным  содержанием.-Во всех рассмотренных моделях возможно индивидуальное или коллективное взаимодействие школьников друг с другом, с сетевым преподавателем и педагогом-куратором  
 
В последние несколько лет технологии Web 2.0 получили широкое применение в самых различных сферах жизни, включая образование, в том числе и дистанционное. Согласно свободной энциклопедии - Wikipedia (2009), основной особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной проверке контента (содержания). Наиболее популярными технологиями и сервисами Web 2.0 можно считать блоги, социальные сети (например, odnoklassniki.ru или facebook.com), сайты потокового аудио и видео (youtube.com или rutube.ru). Вики-, Twitter- и RSS-технологии. Определения всех терминов собраны в глоссарии, Приложение 2. 
 
Технологии Web 2.0 активно используются Открытыми Университетами (ОУ) Великобритании, как на уровне крупномасштабных проектов, охватывающих всю сеть университета, так и на уровне отдельных академических программ и курсов. В последние несколько лет ОУ удалось реализовать ряд крупномасштабных проектов по внедрению технологий Web 2.0 в обучение [24, с. 2]. 
 
Проект «ВикиИркутск» (http://wiki.irkutsk.ru) созданный отделом дистанционного образования. На сегодняшний день это место, где реализуются школьные сетевые проекты, игры (турниры, фотокроссы, геокешинги), а также размещены дистанционные курсы. 
 
Среда Wiki (Вики) дает в руки пользователя замечательный, легкий в освоении и бесплатный инструмент для реализации образовательных идей. Пользователю достаточно освоить несколько тэгов для форматирования текста и графики, чтобы начать работать. При этом совершенно необязательно знать язык гипертекстовой разметки. Так, к примеру, был реализован проект «СЭМ - Сеть школьного экологического мониторинга». 
 
Работа над сетевым проектом принципиально не отличается от обычных проектов. 
 
1. Преподаватель разрабатывает все необходимые для проекта материалы: аннотацию, цели и задачи, исследовательские проблемы, план мероприятий, методическое сопровождение (инструкции, схемы, презентации). 
 
2. Далее создаются соответствующие страницы проекта на Вики и готовятся шаблоны, которые могут потребоваться участникам (например, для описываемого проекта - это шаблон экскурсионного листа и шаблон страницы команды-участницы). 
 
3. Материалы могут быть размещены в сервисах GooqlePocs (текст, таблицы, презентации), SlideShare (презентации), Bubblus (ментальные карты, схемы), Вlogger (блог для организации общения), GoogleCalendar (онлайн-календарь для планирования проекта), BobrDobr (сервис для размещения закладок по проекту). Размещенные во всех этих сервисах материалы получают свои уникальные URL, что позволяет сделать на них гиперссылки со страниц Вики. 
 
4. На этапе реализации важным является то, что участники проекта могут коллективно работать над проектом и размещать свои материалы на страницах Вики и в социальных сервисах. Посмотрите, как это выглядит на странице одной из команд. 
 
Описанные выше сервисы могут также с успехом применяться для дистанционного обучения слушателей курсов и студентов. Важным здесь является тщательная разработка учебного контента (в Восточно-Сибирской академии образования мы руководствуемся собственной технологией). Можно познакомиться с реализованным в среде Вики дистанционным курсом «Информационные технологии в экологии». Обратите внимание на то, что социальные сервисы позволяют не только размещать учебно-методические материалы, но и организовывать аттестационные мероприятия и рефлексию [16, с. 6]. 
 
Модель электронного обучения предусматривает гибкое сочетание: 

  •  
    самостоятельной познавательной деятельности обучаемых с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данной учебной дисциплине;
  •  
    оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса;
  •  
    групповой работы с остальными участниками данного курса.

 
Разрабатывая дистанционный  курс, необходимо учитывать дидактические принципы: 

  •  
    традиционные принципы обучения (принципы доступности, систематичности и последовательности, самостоятельной работы обучаемых, принцип обратной связи);
  •  
    принципы компьютеризированного обучения (принципы интерактивности, приоритетности педагогического подхода при разработке обучающих программ, навигации, контролирующий принцип адекватной оценки);
  •  
    принципы обучения в электронном образовательном пространстве вуза (принцип распределенности и модульный принцип).

 
При разработке учебно-методического обеспечения для электронного обучения следует исходить из того, что оно должно: 

  •  
    обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемыми и преподавателем;
  •  
    обеспечивать обратную связь между обучаемым и учебным материалом;
  •  
    предоставлять возможность группового обучения [15, с. 117-119].

 
Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для  решения конкретных педагогических задач. Каждая модель дистанционного учебного процесса обусловливает отбор содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.  
 
форумы, вики, блоги, электронная почта, программы для видеоконференций (Skype), списки рассылок и т.д. Все это можно использовать при дистанционном обучении, эффективно увеличивая общение преподавателя и студента.-На сегодняшний день в среде дистанционного образования применяются современные модели обучения, с широким использованием интернет-технологий, в особенности Web 2.0. Так как это способствует взаимодействию учащихся между собой и с преподавателями. Интернет наполнен большим количеством сервисов, которые удобно сочетать в учебном процессе  
 
Современный преподаватель вынужден работать в образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под аббревиатурой ИКТ чаще, в последнее время, подразумеваются дидактические возможности среды Интернет. Интернет можно считать мощным средством поддержки любых форм обучения с качеством, превосходящим известные формы получения образования. 
 
Преподаватель дистанционного обучения должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса, уметь создавать и применять элементы учебно-методического комплекса в образовательном дистанционном процессе. А также оценивать учащихся, т.е. преподаватель должен владеть различными видами педагогического контроля, умения выбора программного обеспечения и технологии проведения контроля.

1.3. Контроль знаний  при дистанционной форме обучения

 
Контроль, или проверка результатов  обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. 
 
это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.- диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль -Главная функция контроля  
 
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. 
 
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.  
 
это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.-Методы устного контроля   
 
Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения. 
 
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. 
 
это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия [4, с 352-353].-Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений)  
 
Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя. 
 
Ломовцева Н. В. выделяет основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении [33]: 

Информация о работе Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения