Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов дистанционной формы обучения в создании учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин.

Задачи:

Рассмотреть модели дистанционного обучения

Раскрыть принципы и методы дистанционного обучения

Выделить применяемые формы оценивания в дистанционного обучении

Содержание

Введение 4

Глава 1 Теоретико-методические вопросы дистанционного образования 6

1.1. Основополагающие принципы и методы дистанционного обучения 6

1.2. Модели обучения в дистанционном образовании 16

1.3. Контроль знаний при дистанционной форме обучения 27

1.4. Педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения 38

Выводы по первой главе: 49

Глава 2. Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения 50

2.1 Программно-методическое обеспечение в разработке учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 50

2.2 Разработка элементов учебно-методическом комплексе по циклу технических дисциплин 59

2.3 Методические рекомендации к использованию элементов учебно-методического комплекса по циклу технических дисциплин 68

Выводы по второй главе: 80

Заключение 81

Библиографический список 82

Вложенные файлы: 1 файл

федосеева.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора;-принцип объективности
  •  
    в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся,-принцип демократичности  проходящих контроль;
  •  
    контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых.-принцип массовости и кратковременности

 
Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных  методических проблем ДО. 
 
По Полат Евгении Семеновне [5, с. 246] суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ. 
 
В дистанционной форме, проблема контроля учебной деятельности учащихся становится одной из ключевых при проектировании учебных курсов и их внедрении. 
 
При ДО принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля: 

  •  
    организацией системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям; организацией и проведением контрольных мероприятий на базе сертифицированных региональных учебных центров, имеющих доступ к Интернету;
  •  
    использованием дополнительных периферийных устройств, например видеокамер, устройств ввода индивидуального пин-кода;
  •  
    жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка;
  •  
    статистической защитой при тестировании - данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.

 
Для оценки результатов познавательной деятельности студентов в дистанционном обучении применяются следующие формы контроля: 
 
Анкетирование. Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте. 
 
не должно быть лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время- это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробации для устранения ее недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбираются вопросы, которые необходимо задать, выбираются формы этих вопросов, их формулировки и последовательность. Главное правило при этом -Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проведения тестирования учащихся. В широком смысле анкета  работы учащихся [35]. 
 
Наиболее популярны в сфере ДО следующие формы контроля учебной деятельности: 
 
студентам в ходе изучения какой-либо темы курса дается задание на проведение исследования по этой теме. Студенты изучают тему, используя представленные в Интернете (или в традиционных изданиях) первоисточники. В установленные сроки обучающиеся должны предоставить отчет об итогах самостоятельной работы своим преподавателям. Такое задание студент может выполнять индивидуально, готовя отчет самостоятельно, а может и совместно с группой студентов подготовить коллективный отчет. Существуют некоторые разновидности отчетов:-Письменный отчет  
 
1. По количеству учащихся, принимающих участие в написании отчетных работ: 
 
а) Индивидуальные (учащийся готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю); 
 
один на всю учебную группу);-б) Групповые (учащиеся готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет  
 
2. По используемым средствам новых информационных технологий (НИТ): 
 
а) Отчеты, подготовленные без использования средств НИТ (без информационных ресурсов Интернета, обучающих программ на CD и пр., т.е. главным образом на основе печатных материалов и учебных видеофильмов); 
 
б) Отчеты, подготовленные с использованием средств НИТ с использованием средств НИТ как при подготовке, так и для представления, презентации отчета) [5, с. 243]. 
 
В качестве примера можно привести новую технологию представления отчетных материалов - образовательный веб-квест. 
 
проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/entry)-Веб-квест (webquest) в педагогике  
 
По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. 
 
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. 
 
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. [40]. 
 
Веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему или могут быть межпредметными. Веб-квесты включают как страницы, созданные самими учащимся по итогам проведенного исследования, так и ссылки на страницы других сайтов Интернета, логически связанных с изучаемым материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы «виртуальных музеев» и пр.).  
 
Другой очень важной чертой веб-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков: 

  •  
    Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
  •  
    Задание (описывает конечный продукт деятельности);
  •  
    Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
  •  
    Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
  •  
    Заключение (подведение итогов проектной деятельности) [34].

 
Виды заданий для веб-квестов, описанные B.Dodge представлены в табл. 1. 
 
Таблица 1 
 
Виды заданий для веб-квестов по B.Dodge [40]

 
Пересказ

 
Планирование и проектирование

 
Самопознание

 
Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новомформате: создание презентации, плаката, рассказа.

 
Разработка плана или проекта  на основе заданных условий

 
Любые аспекты исследования личности

 
Компиляция

 
Творческое задание

 
^ Аналитическая задача

 
Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной  выставки, капсулы времени, капсулы культуры

 
Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

 
Поиск и систематизация информации

 
^ Детектив, головоломка, таинственная история

 
Достижение консенсуса

 
Оценка

 
Выводы на основе противоречивых фактов

 
Выработка решения по острой проблеме

 
Обоснование определенной точки зрения

 
^ Журналистское расследование

 
Убеждение

 
Научные исследования

 
Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

 
Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

 
Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников


 
Учитывая специфику представления  отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить  рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Проблему можно решить за счет создания различных электронных форм - «заготовок» отчетов, что значительно экономит время учащихся, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем. 
 
Телеконференции. Телеконференции используют как зачетные работы в том случае, если тема, изученная учащимися, требует обсуждения, а преподаватель должен узнать глубинное понимание учащимися сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу. Для ДО гуманитарным дисциплинам телеконференции должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку только они позволят оценить умение учащихся участвовать в дискуссии, аргументировать и т.д. 
 
С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы: 

  •  
    в асинхронном режиме (группы новостей, списки рассылки);
  •  
    в синхронном режиме (IRC, чат-конференции);
  •  
    как видеотелеконференции.

 
При проведении телеконференции учащихся можно оценивать по следующим критериям: 

  •  
    уровню активности в дискуссии (количество выступлений);
  •  
    умению задавать вопросы по теме дискуссии;
  •  
    умению аргументированно отвечать на вопросы;
  •  
    информированности, знанию первоисточников информации;
  •  
    умению точно использовать термины и понятия по изучаемой теме;
  •  
    умению выделять главную мысль.

 
Проектные методы.  30 слушателей.-Оценивать знания и умения учащихся при ДО можно и в условиях обучения в сотрудничестве (например, при проектной деятельности). Это дает возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматизации, и при проведении ДО один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения давать регулярную оценку работы больше чем 20  
 
На выбор форм контроля учебной деятельности при ДО влияют следующие факторы: 

  •  
    доступность для учащихся и преподавателей технических средств и средств связи;
  •  
    возможность (необходимость) обратной связи при проведении контрольных мероприятий;
  •  
    соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля используются);
  •  
    соответствие используемым педагогическим технологиям (может быть, вместо тестирования потребуется провести виртуальную защиту проекта или обсудить рефераты);
  •  
    продолжительность контрольных мероприятий (время работы учащегося за компьютером должно быть сведено к минимуму);
  •  
    оперативность (время на анализ результатов контрольного мероприятия и информирование учащихся об этом) [23, с. 25-33].

 
 это регулярное отслеживание  качества усвоения знаний и  умений в учебном процессе [6, –  с. 78].- обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг -В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме уже упоминавшегося понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог  
 
Все перечисленные приемы организации контроля учебной деятельности возможно реализовать в условиях телекоммуникационной сети, с помощью современных интернет-технологий. 
 
Тестирование в условиях ДО. Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля ка это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения. Следует учесть, что исследование состояния контроля знаний студентов с применением тестовых измерителей выявило определенные проблемы при использовании тестов: недостаточное качество и валидность содержания тестовых заданий, ненадежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения [33].- тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест -чества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы  
 
При этом тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. Прежде всего, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно [26, с. 56-62]. 
 
Применение методов искусственного интеллекта и инженерии знаний может превозмочь субъективность и прямолинейность процесса тестирования, поднимая уровень оценивания знаний машинными системами. Дело в том, что применение традиционных методов компьютерного обучения и контроля (прямое тестирование, бальная система, и т.д.) имеет существенный недостаток: процесс взаимодействия оценивающего и оцениваемого не поддается строгой формализации, поэтому основные алгоритмические функции не смогут описать в полной мере данную предметную область. Т.е. осуществление автоматизированного контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя [27]. 
 
комментарии, оценка, рекомендации по дальнейшей работе и т.д.-5 различных ответов на одно задание. После выполнения тестов на экране появляется результат - ложные). Учащемуся не нужно записывать ответ, достаточно только щелкнуть курсором мыши по нужной строке. В большинстве тестов на проверку знаний дается 3-Чаще всего на образовательных сайтах можно увидеть тесты, работающие в режиме реального времени. В этом случае тестируемый отвечает на вопросы теста в режиме прямого диалога с компьютерной программой удаленного сервера. Тесты включают вопросы и варианты ответов (один из которых, как правило, верный, а другие  
 
Тесты в целом предъявляют менее высокие требования к уровню «активности» и «прочности» усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного «узнавания» или интуитивного «угадывания». Грамотно написанные тесты учитывают это и заманивают учащихся в «ловушки», специально предлагая им ложные ответы. 
 
По мнению известного британского психолога Дж. Равена, «для эффективного руководства педагогическим процессом нужны новые формы оценивания как на уровне школы, так и на уровне системы образования». Речь идет о недостаточной валидности и прогностической надежности критериально-ориентированных тестов как таковых, а также о создании психодиагностики нового типа. Новые диагностические методики (техника описательных заключений, событийно-поведенческое интервью и пр.) должны отвечать целому ряду принципиально иных требований сравнительно с общепринятыми тестами; быть чувствительными к особенностям приобретаемого опыта (набору компетентностей), который у каждого учащегося свой; применяться исключительно при условии создания для учащегося адекватной образовательной среды, учитывать его индивидуальные способности, интересы и ценности; фиксировать динамику развития индивидуальных способностей; гарантировать выявление разных типов индивидуальной одаренности. 
 
В настоящее время подавляющее большинство дистанционных курсов, проводящихся на базе телекоммуникационной сети Интернет» включают обязательное тестирование слушателей в качестве контроля за их учебной деятельностью. Тестирование может быть массовым, охватывать большое количество учащихся одновременно. При этом сразу же возникает проблема оперативной автоматической обработки большого количества тестов. При использовании современных компьютерных технологий и телекоммуникаций эта проблема может быть решена. Появилось даже новое понятие «телетестинг» (от англ. teletesting), обозначающее новую информационную технологию, обеспечивающую быстрое и широкое распространение различных тестов при помощи современных средств дистанционной передачи данных. 
 
Очень сложным вопросом является не только организация тестирования, формулировка вопросов и ответов, но и само тестирование, подсчет результатов. При оценивании ответов слушателей привычными ступенями «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» не удается добиться объективности и достоверности. В этом случае принято использовать методику рейтинговых оценок, при которой зачетный итоговый балл формируется чисто статистически и привносит элемент соревновательности, сравнения с уровнем подготовки учащихся из разных городов, регионов и стран. 
 
Уже несколько лет существует международный тестологический стандарт для проведения тестирования. Этот стандарт ориентирует на то, что при определении проходного балла при телетестинге важным становится не количество выполненных заданий, а процент испытуемых, набравших определенный тестовый балл. 
 
Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Разработчики компьютерных тестов должны придерживаться следующих принципов: 

  •  
    тест должен соответствовать целям тестирования;
  •  
    нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
  •  
    должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
  •  
    тестовые задания должны быть правильными с точки зрения держания;
  •  
    должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;
  •  
    тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
  •  
    содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
  •  
    содержание теста должно быть системным, но вместе с тем вариативным.

 
В начале любого теста дается краткая  инструкция по выполнению задания, например: «Выберите правильный ответ...», «Выберите  наиболее правильный ответ...», «Впечатайте  в свободном поле ответ...» и  т.п. Если задания представлены в  одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом, для того чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа. 
 
ноль. Сумма всех баллов, полученных учащимся, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого». Но существуют и другие, более сложные схемы оценивания, например рейтинговые.- наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный -Одно из важных требований при тестировании  
 
Дистанционное обучение предполагает разработку тестов главным образом в рамках критериально-ориентированного подхода, при котором задачей тестирования является сопоставление учебных достижений отдельного ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений и навыков. В качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания. 
 
Отбирая содержание при создании системы тестов для дистанционного обучения, необходимо руководствоваться рядом принципов: 

  •  
    значимость материала;
  •  
    научная достоверность;
  •  
    соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
  •  
    репрезентативность (полнота и достаточность элементов содержания для контроля);
  •  
    возрастающая трудность;
  •  
    системность (соответствие содержания тестовых заданий требованиям системности знаний);
  •  
    комплексность и сбалансированность (комплексное отображение основных тем и сбалансированное отображение основного теоретического материала и методов практической деятельности);
  •  
    взаимосвязь содержания и формы.

 
Кроме того, важно учитывать, что далеко не все требования стандарта могут быть отражены в тесте, так как не всякое содержание поддается трансформации в тестовую форму. Специфика отдельных фрагментов содержания зачастую требует иных, не тестовых форм проверки. 
 
по ходу тестирования или предварительно?-До начала тестирования координатору необходимо учитывать следующие вопросы. Как загружать тестовые задания  
 
Есть ли необходимость учащемуся получать с сервера и устанавливать на своем компьютере дополнительное программное обеспечение? 
 
При предварительной загрузке тестовых заданий тестируемые могут;  
 
а) выбрать удобное время, когда пропускная способность каналов связи выше, получить необходимые материалы, отключиться от сети Интернет и спокойно работать над тестом, не беспокоясь о каждой минуте подключения к сети; избавиться от длительного ожидания появления на экране очередного тестового займи;  
 
б) многократно использовать загруженные ранее файлы. 
 
В процессе тестирования необходимо реализовать функции начала, приостановки, продолжения и завершения тестирования. Черед тем как начать работу с тестом, учащийся должен заполнить регистрационную форму на экране компьютера, получить идентификационный номер, который служит связующим звеном между регистрационной информацией и данными о сеансе тестирования. 
 
Выполнение теста любой момент можно приостановить:  
 
а) по причине сбоя аппаратуры или программного обеспечения;  
 
б) при завершении одного из разделов. 
 
Чтобы обеспечить нормальное продолжение работы  перечень дополненных заданий, данные на них ответы, время, потраченное на задания, и т.д. В этом случае необходимо предусмотреть сохранение данных на надежном носителе-с текстом, необходимо знать состояние сеанса в момент приостановки информации. Завершение сеанса может быть принудительным (если, например, закончилось отведенное время) или добровольным (по желанию тестируемого). При завершении сеанса система подсчитывает и сообщает набранные баллы сразу. 
 
Если тестируемый обеспечен высокоскоростной линией, можно проводить тестирование в прямом диалоговом режиме (on-line), В этом случае результаты тестирования выдаются с большой скоростью. Тестирование в режиме реального времени дает объективную оценку усвоению полученных в курсе знаний. Результаты тестировании при этом рассматриваются как объективные показатели достигнутого в ходе обучения [5, с. 248-258]. 
 
Дидактические принципы организации учебного процесса в любой форме обучения, будь то очная, дистанционная или заочная, в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернета, ее услугами. Она должна органично вписываться в систему непрерывного образования. 
 
особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса ДО (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.-Организация эффективного ДО в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой.

Информация о работе Практические подходы к разработке по теме в контексте дистанционного обучения