Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

Введение

      В условиях  реформирования страны десятки  миллионов людей нуждаются в  экстренной социальной защите  и помощи.  В  особенности  дети-сироты. Дети, находящиеся в  трудной жизненной ситуации, имеют  право на особую защиту и  заботу со стороны органов  государственной власти, органов  законодательной и исполнительной  власти административно-территориальных  образований государства, органов  местного самоуправления. Такая  защита должна обеспечивать выживание  и развитие детей, их участие  в общественной жизни.

      Социальная  защита детства в современной  России – одна из важных  и трудных задач. Проблемы детей,  возникшие по вине взрослых, сегодня  необычайно разнообразны и многолики.  Они требуют совершенствования  нормативно-правовой базы социальной  защиты, расширение и укрепление  материальной и финансовой базы, развития организационной структуры.

      Кроме того, проблемы детей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации, а  именно, детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, требуют  особого внимания со стороны  государства и общества. Особенно  это касается детей, родительская  забота о которых заменена  заботой детского учреждения  – детским домом.

      Защита прав  и интересов несовершеннолетних  в детском доме заключается  в том, что всякий раз приходится  иметь дело не с отдельным  разовым событием, а с целым  отрезком жизни ребенка, когда  требуется время для понимания  существа сложившихся отношений.  Поэтому очень важно, чтобы  в этой сфере работали высокопрофессиональные  и неравнодушные специалисты,  в том числе и специалисты,  отвечающие непосредственно за  реализацию государственной политики  в области защиты прав и  интересов детей – специалисты  по социальной работе. Все вышесказанное  обусловливает актуальность проблемы  социальной работы с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей, для общества.

      В современной  науке имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты  проблемы социальной работы с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей. Так,  широко известен опыт А.С. Макаренко.  Основы общественного воспитания  детей-сирот были изложены в  работах Н.К.Крупской и С.Т.  Шацкого.

      Вопросы   эмоционального развития детей,  воспитывающихся вне семьи, были  затронуты в работах Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковой, Я.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. В работах Е.Г. Байтингера, В.В. Садырина, И.И. Функова предложены методические рекомендации по социальной защите детей-сирот. Проблемы развития личности ребенка в условиях детского дома рассматривают А.А. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова и др. В работах А.А. Солнцевой, О.М. Филькиной, Т.Г. Шаниной исследуются вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников детских домов.

      Кроме того, различные аспекты данной проблемы  рассматривали такие ученые, как:  Е.В. Кузнецова, А.Н. Анохина, Н.Ф. Басова, В.А. Варывдин, Л.К. Грачева, О. Жестовский, Л.Н. Захарова, Л.И. Савинов, Е.И. Холостова, М.В. Шакурова, Ф. Шереш, Ю.О. Яблоновская,

      Определенный  интерес для нашего исследования  представляют работы Р.С. Димухаметова, посвященные проблеме социальной  защиты семьи и детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, а также проблеме реализации  прав детей.

      Однако вопросы  cоциальной  работы с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей,  в науке  и практике  рассмотрены недостаточно, а именно: в недостаточном объеме разработаны  вопросы социальной работы с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, с  точки зрения  системного  подхода;  слабо освещается опыт  практической  социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,  в условиях детского дома.

       На основании  анализа существующих исследований, изучения опыта практической  деятельности учреждений, в которых  воспитывается данная категория  детей, была сформулирована проблема  исследования, которая заключается  в противоречии между возросшей  потребностью в качественном  осуществлении социальной работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей,  в  условиях детского дома, с одной  стороны, и недостаточной методико-технологической  разработанностью теории  и практики  этого вопроса, с другой стороны.

      Актуальность  рассматриваемой проблемы обусловила  выбор темы исследования: «Особенности  социальной работы с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского  дома»

      Цель исследования  – выявить особенности социальной  работы с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского  дома и разработать программу  деятельности социального работника   в учреждениях данного типа.

      Объект исследования  – дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей.

      Предмет  исследования – специфика социальной  работы с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского  дома.

       Задачи    исследования:

       1. Изучить  и проанализировать состояние  проблемы социальной работы с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в  теории и практике.

       2. Выявить  особенности социальной работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в  условиях детского дома.

       3. На  основе системного подхода разработать  программу деятельности социального  работника с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского  дома.

      Теоретико-методологической  основой исследования послужили  идеи и положения общей теории  систем (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский,  Э.Г. Юдин и др.), деятельности (Л.С.  Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Швырев и др.); по социальной защите детства (Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина, Е.М. Рыбинский и др.); развития ребенка в условиях детского дома (А.А. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова и др.); идеи личностно-ориентированного подхода (А.Г. Асмолов, И.С. Якиманская и др.).

      Нормативно-правовой  базой исследования, на основе  которой осуществляется защита  прав детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей является

       на международном  уровне – Конвенция ООН о  правах ребенка (1989г.),

      на федеральном  уровне – законы РФ: «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации», «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей», «О государственном  банке данных о детях, оставшихся  без попечения родителей», «Об  опеке и попечительстве», Положение  «О приемной семье», Федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2007-2010 гг.;

      на региональном  уровне – областная целевая  программа «Дети Южного Урала»  на 2006-2010 гг.,   «Об организации  и осуществлении деятельности  по  опеке и попечительству  в Челябинской области», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплаты труда приемных родителей и социальных гарантий приемной семье».

      Исследование  проводилось с использованием  комплекса методов:

теоретические методы – анализ нормативно-правовой базы по проблеме исследования и научной литературы, синтез, сравнение, классификация, систематизация, моделирование;

эмпирические методы –  наблюдение, опрос, предварительное  изучение документов.

      База исследования: МОУ для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  детский дом Варненского муниципального  района.

 

      Практическая  значимость исследования заключается  в разработке на основе системного  подхода программы деятельности  социального работника с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей, учитывающей специфику  детского  дома, которую можно  использовать в своей деятельности  данного типа учреждениям.

      Основные  понятия: «дети», «дети-сироты», «дети,  оставшиеся без попечения родителей», «сиротство», «сирота», «детский  дом», «социальная защита», «социальная  помощь», «социальная работа»,  «адаптация», «реабилитация».

 

Глава I. Теоретические основы проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения

родителей, в условиях детского дома

 

      1.1. Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей,

 

      как объект  социальной работы

      Дети –  будущее любой страны, которое  закладывается в настоящем, они  главный определяющий элемент  и будущего России. Детство –  это постоянная, естественным образом  сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека.  Это начальный этап активной  социализации личности, позволяющий  ребенку функционировать в качестве  полноценного  члена общества. Поэтому  особенно важно, чтобы на данном  отрезке времени человек был  защищен родителями и обществом,  чувствовал их любовь и заботу.

      Однако во  все времена были дети лишенные  самого обычного, казалось бы, в  жизни – родительского тепла  и ласки, дети, которым выпала  горькая участь – расти без  родителей. Сиротство как социальное  явление существует столько же, сколько существует человечество  и является неотъемлемым элементом  цивилизации.

      Объектом  нашего исследования являются  дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации: дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, поэтому  остановимся на рассмотрении  сущности данных понятий.

       Рассмотрим  сначала понятие «дети». В Конвенции  о правах ребенка (статья 1) определено, что ребенком является каждое  человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением  тех случаев, когда по закону, который применяется к данному  ребенку, совершеннолетие наступает  раньше [по 42; с. 170]. В Семейном кодексе  Российской Федерации в статье 54 «ребенком признается лицо, не  достигшее возраста восемнадцати  лет (совершеннолетия)» [43, c. 18].

      Как отмечает  Е.М. Рыбинский [42], ребенок является  самостоятельным субъектом права.  Поэтому дети должны пользоваться  практически всеми  правами  и свободами человека своего  возраста и иметь соответствующие  гарантии их осуществления. В  связи с умственной и физической  незрелостью дети не могут  действовать наравне со взрослыми,  а нуждаются в специальной  защите и охране.

      Следует  различать понятия «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения  родителей». В Федеральном законе  «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» эти определения звучат  так:

      дети-сироты  – лица в  возрасте до  18  лет, у которых умерли  оба или

единственный родитель;

      дети, оставшиеся  без попечения родителей –  лица в возрасте до  18 лет,  которые остались без попечения  единственного или обоих родителей  в связи с отсутствием родителей  или лишением их родительских  прав, ограничением  их   в   родительских правах,  признанием   родителей  безвестно отсутствующими,   недееспособными,   находящимися  в лечебных учреждениях,  объявлением   их умершими,   отбыванием  ими   наказания   в учреждениях,  исполняющих наказание в виде  лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых  в   совершении преступлений; уклонением  родителей от воспитании детей  или от защиты их прав и  интересов, отказом родителей  взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений  социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений  и в иных случаях   признания   ребенка   оставшимся   без  попечения родителей в установленном  законом порядке [50].

      В учебном  пособии  М.В. Шакуровой   «Методика  и  технология  работы социального педагога»  дети-сироты – это дети, у которых  умерли оба или единственный  родитель, а понятию дети, оставшиеся  без попечения   родителей,  дается аналогичное понятие тому, что  в Федеральном законе [58; с. 84].

      В нашем  исследовании мы будем придерживаться  определений, которые даны в  Федеральном законе «О дополнительных  гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей».

      дети-сироты  – лица в  возрасте до   18  лет, у которых умерли  оба или

единственный родитель;

      дети, оставшиеся  без попечения родителей –  лица в возрасте до  18 лет,  которые остались без попечения  единственного или обоих родителей.

      По международным  данным около трети всех детей-сирот  на земном шаре проживают в  России в сиротских учреждениях.  Согласно статистическим данным   более 1  млн.   детей   воспитываются  государством в детских домах  и интернатских учреждениях. Сиротство  такого масштаба знали лишь  в страшные годы войны и  голода. Войны, эпидемии, стихийные  бедствия, другие причины приводили  к гибели родителей, вследствие  чего дети становились сиротами.

       Как отмечают  исследователи, обращает внимание  тот факт, что изменился качественный  состав детей-сирот. Если раньше  это были дети, родители которых  погибли на фронте, то сегодня  подавляющее большинство детей,  воспитывающихся в домах ребенка,  детских домах, интернатах, имеют  одного или обоих родителей,  т.е. являются социальными сиротами  при живых родителях.

Информация о работе Отчет по практике в детском доме