Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из
них) имеют психические
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Итак, мы рассмотрели традиционные виды и формы жестокого обращения с детьми в семье, а так же выделили основные проявления присущие определенному виду насилия над детьми.
2.3. Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье
Познакомившись с основными видами семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах, необходимо обратится к особенностям поведения детей подвергающихся любым из видов насилия, а так же рассмотреть характер повреждений свидетельствующих о том, что ребенок подвергается жестокому обращению в семье [8].
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения,
- повреждения внутренних органов;
- "синдром сотрясения" у грудных детей.
На случайный характер травм указывает:
- множественность повреждений,
различная степень давности (свежие
и заживающие), специфический характер
(отпечатки пальцев, предметов)
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков
жестокого обращения (
- появление травм после выходных и праздничных дней.
Возрастная специфика:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям [10, с. 63].
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей
- одежда неряшливая, не
соответствует сезону и
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения детей:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах;
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания/
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным [10, с. 56].
Физические признаки:
- задержка психического развития;
- невозможность
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения
в виде агрессии, гнева (часто
обращенных против самого себя)
- избыточная потребность во внимании;
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство;
- нервно-психические и
психосоматические заболевания:
Возрастная специфика:
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- дети из семей с
деспотичным, авторитарным, контролирующим
стилем воспитания и
- дети из семей, где
внутрисемейное насилие
- дети, родители (или один
из родителей) которых
- дети, в семье которых
много социально-экономических
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной,
анальной областей, в том числе
нарушение целостности
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала, энурез;
- нервно-психические
- психосоматические
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье
Многие дети, которые подвергались жестокому обращению в детстве, уже во взрослой жизни они начинают жестоко обращаться и со своими детьми. Более того, такие дети могут начать совершать очень жестокие преступления, например многие заключенные, подвергались жестокому обращению в семье.
Обратимся к основным причинам жестокого обращения с детьми
Российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:
1. исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, несопоставимые с зарубежными странами. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, например, в сельских семьях сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;
2. разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности;
3. социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в том числе на детей и стариков;
4. неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации, отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;
5. вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.
6. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
Таким образом, в целом можно выделить четыре теории возникновения причин семейного насилия над детьми.
На этом фоне логичным представляется
утверждение некоторых
Поэтому насилие можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием
а) личностных особенностей родителей и ребенка;
б) внутрисемейных процессов;
в) социально-экономических условий.
Рассмотрев основные причины жестокого обращения, важно обратится к последствиям жестокого обращения над детьми в семье.
Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми:
Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми