Профилактика жестокого обращения в семье с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 132.43 Кб (Скачать файл)

К ближайшим последствиям относятся:

- физические травмы;

- острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.

Среди отдаленных последствий выделяют:

- различные заболевания;

- личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития.

К общественным потерям в  результате насилия над детьми относятся  не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, а так же формирование социально-дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

- испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий.

Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр.

Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство  самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа  совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

- у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих.

В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи с взрослыми, нет навыков общения со сверстниками.

Если ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то он может пристраститься к алкоголю, наркотикам совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация; насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей.

Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

- жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического  и психического развития, то у детей из семей, где побои являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию"

К особенно тяжелым  последствиям приводит сексуальное насилие

В результате домогательств  у детей возникают:

- страх общения и взаимодействия  с людьми;

- страх темноты;

- чрезмерная сонливость или бессонница;

- агрессивность и раздражение;

- несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области.

Кроме того, чувствуя себя несчастными  и пытаясь найти выход из создавшегося положения,  дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете.

С другой стороны, обладая  несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут  стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако наиболее универсальной  и тяжелой реакцией на попытки  детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии.

Ребенок с низкой самооценкой  постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной  тоски.

У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности.

У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться  попытки покончить с собой  или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

 Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность.

Вывод по второй главе

Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и

исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания высоких нравственных качеств, а так же развития у них общественно значимой активности. Необходимым условием формирования этих качеств является своевременное выявление детей подвергающихся жестокому обращению в семье и надежная социально-правовая защита ребенка.

Психологи установили особую роль в росте насилия таких  психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.

Насилие тесно связано  с социальным стрессом в семье. Среди  множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия.

Принимая во внимание сложность  человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые  исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия в семье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним последствиям.

 

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

3.1 Отечественный  опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье

 

Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения  разработаны технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка», которые апробированы в муниципальных образованиях Томской области, Новосибирской области, Хабаровского края. В настоящее время эти технологии широко внедряются в Республике Бурятия, Тамбовской области, Алтайском крае, Московской области и других субъектах Р. Ф. [8]

Технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка» включают в себя реализацию единого порядка работы с каждой семьей, в которой зафиксированы нарушения прав ребенка. Порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г., Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г., Постановлениями Правительства Российской Федерации. Предлагаемые подходы работы с семьями группы риска соответствуют международным стандартам и требованиям Конвенции о правах ребенка и Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Технологии предполагает организацию в учреждениях и организациях начального и основного общего образования, дополнительного образования, здравоохранения выявления детей с признаками нарушений прав ребенка, жестокого обращения с детьми. Специалисты этих организаций постоянно или регулярно наблюдают детей в ходе осуществления своей основной деятельности и имеют возможность заметить изменения в состоянии ребенка, его внешнем виде или поведении.

Технология «раннего выявления».

В рамках реализации технологии «раннего выявления» устанавливается порядок выявления специалистами детей с признаками жестокого обращения, порядок передачи этой информации в органы опеки и попечительства, и порядок работы с этой информацией.

Технология  «работы со случаем нарушений  прав ребенка»

Технология предполагает организацию на межведомственной основе реабилитационной работы с семьей и/или ребенком в целях восстановления в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития.

Технологии  включают в себя следующие основные этапы:

1. Прием информации.

Факты, свидетельствующие  о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми. Для организации работы органу опеки и попечительства необходимо определить единый пункт приема информации, внедрить формы фиксации информации и алгоритмы дальнейшей работы с полученным сигналом. После приема информации осуществляется предварительная оценка ее экстренности, позволяющая провести первичную сортировку поступающих сообщений и более равномерно распределить нагрузку на специалистов.

Организация приема информации о возможных нарушениях прав ребенка сопряжена с определенными трудностями, связанными с отсутствием в обществе сформированных ценностных установок в отношении необходимости неукоснительного соблюдения прав детей. В этих условиях специалистам сложно сформировать профессиональное отношение к выявленным фактам, признать единичные признаки жестокого обращения заслуживающими внимания и реагирования.

Информирование органов опеки и попечительства воспринимается как преждевременная мера. Результатом становятся попытки специалиста оказать самостоятельную несистемную помощь либо пассивное наблюдение за развитием ситуации.

С целью эффективной организации раннего выявления нарушений прав ребенка необходимо проведение систематической информационной и образовательной работы с гражданами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми, порядка действий в случае обнаружения таких признаков.

Необходимо также организовать информационно-методическое сопровождение специалистов, освещение самого феномена жестокого обращения (его видов, внешних и поведенческих признаков, причин, факторов риска), так и возможных последствий для ребенка даже единичных случаев жестокого обращения. Специалистов необходимо извещать о принятых по поступившей и проверенной информации мерах, что позволяет сформировать новое отношение к самому факту информирования государственных служб о признаках возможного нарушения прав ребенка, сменить имидж органов, уполномоченных принимать меры по защите прав детей — от карательного к поддерживающему.

2. Проверка информации

После получения первичной  информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:

а) имело ли место нарушение прав ребенка;

б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;

в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.

Такую проверку могут проводить  как специалисты органов опеки  и попечительства, так и специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства, с обязательным предоставлением последними отчета по результатам проверки в орган опеки и попечительства для принятия окончательного решения.

Установление факта нарушения  прав ребенка и оценка его безопасности требуют оценки риска жестокого  обращения с ребенком. Для преодоления  формализма или избыточного влияния  субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария, позволяющих определить причины выявленного факта жестокого обращения с ребенком и вероятность его повторения в будущем.

Данный инструментарий решает следующие задачи:

1) объективировать процесс  оценки риска жестокого обращения  с ребенком в семье;

2) максимально снизить  в процессе проведения оценки  и принятия окончательного решения роль личных ценностей и установок специалиста;

3) содействовать формированию  и сохранению доверительных отношений специалиста с семьей, демонстрировать партнерский характер отношений и позицию специалиста, заключающуюся в сохранении уважения к личности клиентов, ценности кровной семьи для ребенка;

4) снизить эмоциональную  нагрузку на специалиста, принимающего  решения о судьбе семьи и ребенка;

5) в дальнейшем объективно  оценивать эффективность реабилитационных мероприятий (по степени изменения выраженности выявленных при первом обследовании факторов риска).

Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми