Профилактика жестокого обращения в семье с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 132.43 Кб (Скачать файл)

Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, для специалиста являются:

  • безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
  • доверие к детям и подросткам;
  • при необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации;
  • формирование чувства безопасности у жертв насилия.

Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся  у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы.

В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. По поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования.

В группу специалистов входят:

а) педагоги учреждения образования

б) работники отдела образования  и местного органа власти (педагог  социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.)

в) инспектор по делам несовершеннолетних

г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и  законных интересов несовершеннолетнего.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию  над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка.

В рамках утвержденного межведомственного  плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи, как ребенку, так и его семье.

Только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются «карательные» меры.

Методические  рекомендации для родителей, чьи дети подвергались жестокому обращению с их стороны, для того чтобы избежать повторения случаев насилия

1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал о жестоком обращении со стороны одного из родителей, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.

Рекомендации  для родителей, чьи дети подверглись  изнасилованию со стороны одного из родителей в семье.

1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.

2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.

3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.

4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.

5. Помогите определить основную трудность, проблему.

6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.

7. Способствуйте повышению самооценки.

8. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения. 

9. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.

10. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.

 

Оказание помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению в семье

Работа по профилактике жестокого  обращения с детьми и несовершеннолетними — одно из важнейших направлений постоянной работы муниципальных социальных центров для молодежи.

Для оперативного оказания помощи детям, подвергшимся жестокому  обращению разработан порядок действия всех заинтересованных служб: от социальных педагогов, работающих в подростково-молодежных клубах по месту жительства, до органов  внутренних дел. Если специалисты социальных центров работают с детьми, организовывая  патронат и психологическую помощь ребенку, то сотрудники полиции пристальное внимание обращают на семью, вплоть до привлечения виновных родителей к административному наказанию и изъятию детей из семьи.

Дальнейшие действия специалистов муниципальных социальных центров для молодежи, в случае подтверждения фактов насилия над детьми, определяются решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о профилактических действиях в отношении несовершеннолетнего. В работе задействуются все системы профилактики — полиция, здравоохранение, образование, социальные центры, органы опеки и попечительства и другие.

Профилактические мероприятия  включают следующие виды реабилитации:

- медико-педагогическая — лечебные мероприятия, консультативная помощь;

- психолого-педагогическая — психолого-педагогическая коррекция с несовершеннолетним; социально-бытовое обследование семьи;

- социально-правовая — осуществление контроля по соблюдению законов и норм поведения;

- социально-трудовая — оказание мер социальной поддержки, содействие в организации досуга и (или) трудоустройстве несовершеннолетнего.

Работает служба экстренного  реагирования, куда можно сообщить о жестоком обращении с несовершеннолетними по телефону.

При подтверждении заявления  по названному адресу выезжает бригада, состоящая из сотрудников УВД, специалистов медико-социальной помощи с целью изъятия ребенка из семьи.

Специалисты подростково-молодежных клубов по месту жительства и муниципальных  социальных центров для молодежи регулярно проводят беседы с подростками на тему «Правила поведения в критической ситуации, анонимные службы помощи». В ходе беседы обсуждаются способы предотвращения жестокого обращения и возможности получения помощи:

- правила бесконфликтного общения со сверстниками;

- жестокое обращение в семье;

- работа телефона доверия;

- медико-социальная помощь на базе детских городских поликлиник города;

- консультативная помощь психолога на базе школ и муниципальных социальных центров для молодежи;

- работа отделов по делам несовершеннолетних при УВД.

С целью выявления детей, в отношении которых допускается  жестокое обращение, в городе Омске регулярно проводятся совместные целевые профилактические акции «Дети улиц», «Подросток», «Семья», «Внимание детям». Службы профилактики осуществляют социальные патронаты семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Органы УВД проводят рейды по выявлению безнадзорных детей на вокзалах и улицах города [11].

В заключении еще раз отметим, что существуют основные рекомендации для специалистов, которые столкнулись с признаками жестокого обращения с ребенком в семье, для родителей, чьи дети подвергаются жестокому обращению со стороны двух родителей (одного из них), так же для детей, которые подвергаются жестокому обращению в семье.

Вывод по третей главе

В целом решение проблем жестокого обращения невозможно без четко

организованного взаимодействия медицинского персонала, юристов,

педагогов,  психологов и  работников социальной сферы.

В случае реальной опасности  для жизни и здоровья детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг.

Поддержание социального  функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией  и поддержкой детей в трудной жизненной ситуации.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью  по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп детского населения. Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями.

Защита от насилия может  проходить как в условиях стационарного  наблюдения, так и с помощью  нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие ребенком.

Одной из форм социальной работы с детьми, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Социологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесение до ребенка, его юридических прав.

Непосредственно помощь детям, подвергшимся насилию оказывают  центры социального обслуживания населения. Кроме того, непосредственное участие в помощи жертвам насилия принимают Центры социальной помощи семье и детям.

Разработанная система мероприятий  и рекомендаций для специалистов социальных служб и родителей, чьи дети подвергаются жестокому обращению в семье, при четком контроле и взаимодействии всех социальных сфер поможет в решении проблемы жестокого обращения с детьми в семье.

 

Заключение

В настоящее время глобальной проблемой во всем мире стало жестокое обращение с детьми родителей  и иных взрослых, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или  физическое насилие над несовершеннолетними.

В нашей стране ситуацию усугубляет то, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, вся социокультурная жизнь подрастающего поколения.

Отличительной чертой насилия  в отношении несовершеннолетних является его стремление к эскалации при отсутствии реакции и противодействия. Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.

В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники  правоохранительной системы, органов  опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб.

Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых:

- ведомственная ограниченность  и межведомственная разобщенность;

- отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы;

- игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей;

- отсутствие законодательных  норм и правоприменительной практики  по защите и реабилитации жертв,  что усугубляется правовой грамотностью  и недоверием населения к правоохранительным  органам, 

- несформированность у  педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего;

- отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящее к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

Проблема усложняется  тем, что значительная часть жертв  насилия – выходцы из неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых, лично мало, кто заинтересован.

Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми