Профилактика жестокого обращения в семье с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 132.43 Кб (Скачать файл)

Обратимся к  опыту работы по оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, на территории Пермского края.

  На территории Пермского края реализуется долгосрочная целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 гг.», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 10 ноября 2010 г. № 897-п, в рамках которой осуществляется реализация региональных проектов в сфере детства: «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» и «Выявление и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении», направленных на выявление и предотвращение семейного неблагополучия на ранних стадиях, а также реабилитацию и сопровождение семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В 2010 году Пермский край поддержал  инициативу проведения общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми па своей территории. Постановлением краевой комиссии по делам несовершеннолетних и. защите их прав от 25 мая 2010 г. № 2/3 был утвержден План мероприятий по проведению общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, В рамках реализации Плана на территории края осуществлялись мероприятия по взаимодействию со СМИ, мероприятия, направленные на вовлечение в противодействие жестокому обращению с детьми широких слоев населения и специалистов, мероприятия по развитию служб, оказывающих помощь детям и семьям в случае насилия и жестокого обращения.

Решая проблему оказания своевременной  помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшимся насилию, в 2008 году в г. Перми был организован городской телефон доверия для детей и подростков «Перемена» (далее — ДТД «Перемена»).

За период работы ДТД «Перемена» с 2008 года по 2010 год в службу обратились и получили экстренную психологическую помощь боле 10 000 детей и подростков. Более чем в 5% случаев, обращения были квалифицированы как кризисные. Средний фон 30 звонков за смену. От 40 до 60 процентов обращений поступает из территорий Пермского края.

Основная целевая группа - дети и подростки. 75% абонентов составляют учащиеся школ. Из них более половины - 60% - учащиеся начальной и средней ступеней школы. Обращения подразделяются на две основные категории: кризисные и консультационные.

В 651 случае дети, обратившиеся в службу, находились в кризисном  состоянии, что составляет 5% от общего количества обращений. В 41% случаях дети испытывали насилие со стороны окружения, в том числе домашнее насилие (физическое и психологическое), преследование со стороны сверстников. В 22% случаев под угрозой находилась жизнь ребенка (суицидальные мысли, планы, попытки).

В зоне особого внимания находились обращения по поводу жестокого  обращения. Всего зарегистрировано 266 обращений по поводу жестокого  обращения, в том числе 180 абонентов - дети, 86 абонентов - взрослые. Из них 109 - по поводу физического насилия, 93 - по поводу психологического насилия; 17 - сексуального насилия, 48 - пренебрежение нуждами, в 143 случаях жестокое обращение было допущено в семье (со стороны отчима (отца) -58; со стороны матери - 36; со стороны обоих родителей - 32; со стороны других родственников - 17), в 99 случаях - в образовательных учреждениях (со стороны сверстников (буллинг) - 69; со стороны педагогов -30), в 24 случаях - со стороны неизвестных лиц.

Все обратившиеся получили экстренную психологическую помощь. Консультантами ДТД в кризисных  случаях применялась техники, направленные на снятие, эмоционального напряжения абонента, оказывалась психологическая поддержка, прилагались усилия для пролонгации контакта и мотивации к дальнейшему диалогу. Проводился анализ необходимости организации работы, выходящей за рамки дистантного консультирования. В 11 случаях была организована очная психологическая помощь на условиях конфиденциальности абонентам, находящимся в кризисе

Более чем в 50% случаев - дети заявляют проблемы установления личных отношении, что соответствует возрастным потребностям подростков. В их числе: взаимоотношения со сверстниками - 13,5%, переживание ребенком первой влюбленности и выстраивание отношений с сексуальным партнером - 37%. Обращения по поводу детско-родительских конфликтов составили- 10%. Основная задача в работе с данной категорией абонентов -ранняя профилактика кризисных состояний детей - суицидов на почве одиночества, неразделенной любви, непонимания со стороны родителей и сверстников.

С сентября 2009 года по декабрь 2О10 года команда ДТД «Перемена» участвовала в реализации гранта Фонда поддержки детей находящихся  в трудной жизненной ситуации (г. Москва). В рамках данного проекта создано очное кризисное отделение и разработана модель оказания очной помощи в за рамками телефонного консультирования. В 130 случаях такая помощь была оказана. В рамках данного проекта была апробирована технология раннего выявления случаев нарушения прав детей, жестокого обращения, а так же межведомственная модель сопровождения семьи и ребенка по технологии «работа со случаем» (работа комплексной межведомственной команды с участием специалистов кризисной службы, медико-социальных служб поликлиник и дошкольных учреждений Мотопилихинского и Ордженикидзевского районов города Перми).

Психологической помощи ДТД «Перемена» был присвоен высший уровень качества Российской Ассоциацией детских телефонов доверия и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.

10 сентября 2010 г. между  Фондом поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации (г. Москва) и Правительством Пермского  края было заключено соглашение об обеспечении деятельности па территории края детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером. В проекте принимают участие Горнозаводский, Бардымский, Чусовской муниципальные районы и ДТД «Перемена» г. Перми, что позволяет обеспечить доступность анонимной психологической помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся насилию, проживающих в Пермском крае, и использовать ресурс Фонда по обучению специалистов детских телефонов доверия, осуществляющих деятельность на территории Пермского края.

В специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (далее - СРЦН), и в детских домах ведется работа по выявлению и профилактике фактов жестокого обращения с детьми.

С целью организации эффективной  деятельности учреждения по выявлению и предотвращению фактов жестокого обращения с ребенком в семье в 2008-2009 специалистами СРЦН г. Перми разработана и внедрена технология оказания социально-правовых, психолого-педагогических и медицинских реабилитационных услуг несовершеннолетнему и его семье в условиях проживания ребенка в социально-реабилитационном Центре [14].

Организация профилактической работы по раннему выявлению случаев  жестокого обращения с детьми в Томской области

В Томской области профилактическая работа по раннему выявлению случаев  жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, подвергшимся насилию, проводится в рамках мероприятий, составляющих систему профилактики социального сиротства.

Отправной точкой в работе по становлению эффективной системы  профилактики социального сиротства  стало издание Губернатором Томской  области В.М. Крессом в ноябре 2005 года распоряжения № 693-р «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области» с утверждением Концепции системы профилактики социального сиротства в Томской области (далее - Концепция).

Ранее традиционная деятельность государственных организаций и  ведомств, включенных; в работу с семьей, была организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном социальном эффекте) направлялась на содержание последствий уже свершившегося факта социального сиротства ребенка.

Показал свою несостоятельность  и другой консервативный подход, когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.

Третья существовавшая проблема - межведомственная разрозненность, которая  постоянно создавала сложность  в работе с семьей. Очевидно, что справиться с проблемой социального сиротства возможно, организовав планомерную систематическую комплексную работу с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей.

Вышеназванным распоряжением  Губернатора утверждены следующие  основные подходы по созданию системы  профилактики социального сиротства в Томской области:

1. Создание органа исполнительной власти Томской области и органов

местного   самоуправления,   отвечающих   за   профилактику   социального

сиротства и защиту прав детей, оставшихся без попечения  родителей.

2. Создание межведомственной системы профилактики социального

сиротства, включая принятие нормативных правовых актов и  методических

документов, обеспечивающих ребенку, нуждающемуся в государственной  защите, объем реабилитационных мероприятий  согласно его статусу, включая:

- формирование системы ранней профилактики социального сиротства;

внедрение института социального  патроната семей с ребенком, нуждающимся в государственной защите, в условиях временного и (или) хронического кризиса;

 - внедрение технологий раннего вмешательства, направленных на сохранение ребенка в кровной семье;

 - оптимизацию межведомственной системы сбора информации о семьях группы риска по социальному сиротству, о детях, нуждающихся в государственной защите, о кандидатах в усыновители, опекуны, приемные родители, воспитатели патронатных семей, а также о семейных воспитательных группах и замещающих семьях.

3. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей,

оставшихся без попечения  родителей через создание служб  по устройству

детей на воспитание в семьи  и сопровождению замещающих семей  и

реорганизацию  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,   оставшихся  без

попечения родителей, в учреждения по устройству детей на воспитание в

семьи и сопровождению  замещающих семей (опекунских, патронатных,

приемных семей, семейных воспитательных групп).

4. Повышение ответственности органов исполнительной власти

Томской области и органов местного самоуправления за физическое,

психическое и интеллектуальное развитие и полноценную социализацию

детей, нуждающихся в государственной  защите посредством повсеместного  введения в деятельность органов  и учреждений, работающих с детьми,

планов по защите прав ребенка  и индивидуальных планов комплексной

реабилитации и развития ребенка.

Предполагалось введение процедур мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, освидетельствования состояния и уровня развития ребенка и оценки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по выполнению плана по защите прав ребенка

5. Разработка и внедрение дополнительных мер, обеспечивающих

позитивную социализацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте 18-23 лет).

6. Разработка и внедрение в Томской области минимальных

государственных стандартов в сфере профилактики социального  сиротства и

защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Создание единой системы обучения и переподготовки специалистов «помогающих профессий», работающих с детьми, нуждающимися в

государственной защите.

Итак, рассмотрев основные технологии профилактики жестокого обращения в семье, мы обратились к материалам-инструкциям Пермского края, Тюменской и Томской областей.

В рамках указанных программ за счет средств Федерального Фонда  Р.Ф. оснащаются  программно-техническим  комплексом общественные приемные учреждений социального обслуживания населения для оперативной видеосвязи, проведены на базе загородных оздоровительных центров социальная реабилитация семей с детьми подвергающихся жестокому обращению, испытывающих трудности в выстраивании детско-родительских отношений и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, семей, для специалистов ведомств системы профилактики, изданы методические сборники. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Рекомендации  по профилактики жестокого обращения  в семье

 

Поскольку сталкивающиеся с  жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Заметим, что подавляющее  большинство несовершеннолетних граждан  нашей страны – около 65% – учатся в школах, получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия.

Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми