Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, реферат
Актуальность проблемы: В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Введение……………………………………………стр. 1
Индивидуальная работа психолога с учителем …… стр. 1-6
Коррекционно-профилактическая работа с педагогами…… стр. 6-9
Психологический анализ педагогической деятельности. Большинство педагогов настороженно относятся к посещению психологом своих уроков. Одна из причин - боязнь отрицательных суждений и оценок, страх оказаться некомпетентным. Другая причина - преимущественная ориентация администрации, методистов, экспертов и психологов на оценочную, а не аналитическую работу с педагогом. Взаимодействие психолога и педагога сегодня принимает форму диалога равноправных субъектов. Психолог, используя в качестве одного из основных способов познания понимание, занимает заинтересованную позицию, вживается в реальность педагога. Какие бы хорошие психологические тесты психолог ни использовал, их влияние на педагога не столь велико, как при рефлексивной диагностике, при которой педагог осмысляет цели и средства своей деятельности, самоопределяется относительно ее предмета, проблематизирует и конструирует новые методы работы. Психологическая диагностика ставит педагога в зависимую от психолога позицию. Он прислушивается к интерпретациям специалиста, но внутренней работы над собой у него может и не происходить.
Для того чтобы психологический анализ и самоанализ педагогической деятельности способствовали профессиональному развитию педагога, необходимо наличие следующих условий:
- потребность у педагога в позитивных изменениях (заставить развиваться нельзя);
- заключение контракта
по поводу взаимодействия
- предварительное обсуждение аналитических схем с педагогом;
- организация рефлексивного
выхода педагога из позиции
деятеля во внешнюю позицию
по отношению к уже
- специальная работа строится
на понимании. Язык
Для психологического анализа
деятельности педагога можно использовать
схему анализа стилей взаимодействия
субъектов образовательного процесса,
предложенную В.П. Симоновым, опросник
«Индивидуальный стиль
Психолог должен продумать план, который он будет использовать при психолого-педагогическом анализе урока. В него должны быть включены позиции, касающиеся стиля взаимоотношений с детьми, особенностей организации познавательных процессов, форм и методов обучения, соответствие способов работы возрастным и индивидуальным особенностям учеников и др. (Н.П. Анисимова). Обсуждение результатов проводится сразу же после посещения урока.
Коррекционно-профилактическая работа с педагогами.
Коррекционная работа с педагогическим составом школы имеет свою специфику. Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Основные отличия профессиональной позиции психолога и педагога состоят в следующем.
Во—первых, психолог — «специалист по неодинаковости» (по замечанию А.Г. Асмолова), педагог — специалист по выравниванию. Основная задача первого — помочь ребенку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно — еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу.
Во—вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах.
В—третьих,
ситуация постоянного оценивания других,
в которой оказывается педагог,
почти неизбежно
Разумеется, названные противоречия в профессиональных позициях не запускают автоматически механизм агрессии, но создают для этого весьма важные предпосылки.
Хотя есть и другие предпосылки для проявления агрессивности взрослых в школе — те, которые условно можно отнести к личностным. Условно, потому что они тесно связаны не только с личностными особенностями педагогов и психологов, но и со спецификой их профессиональной деятельности.
Соответственно, задача психолога состоит в том, чтобы постараться сгладить существующие противоречия и наладить эффективную коррекционную работу.
Остановимся
на некоторых видах занятий, которые
применяются при коррекционно-
1. Психогимнастические упражнения для учителей
Психогимнастические упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагогической деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира учителя, ослаблению его психической напряженности, снятию некоторых невротических реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение учителем психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Представленные упражнения психолог может проводить как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.
1) Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения.
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.
Психотехнические упражнения можно выполнять в учебном кабинете перед уроком или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься в учительской на перемене между уроками.
Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает' напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Упражнение «Пресс»
Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность.
Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.
2. Тренинг
профессионально-
Тренинги
профессионально-
Приведем
в пример фрагменты тренинговых
занятий по профессионально-
Упражнения
тренинга профессионально-
Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-технического общения, включает в себя два цикла:
1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.
2. Упражнения по овладению своей системой общения в заданной педагогической ситуации.
1 цикл тренинговых упражнений
Упражнение «Развитие навыков общения»
Упражнение проводится в группе, где один участник — учитель, другие—ученики, которые представляют «школьный класс».
Задание 1. Войдите в воображаемый класс и поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого общения — средствами мимики, пантомимики, зрения.
Задание 2. Обратитесь к ученику, использовав разные интонации (просьбу, требование, предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).
Задание 3. Найдите адекватный способ поведения в неожиданных ситуациях (вы входите в класс — раздается смех).
В заключение упражнения участники дают обратную связь о наиболее эффективных приемах, которые использовал «учитель». Упражнение проводится несколько раз с разными участниками для закрепления наиболее эффективных приемов общения. При анализе упражнения внимание должно уделяться как вербальной, так и невербальной коммуникации.