Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 07:46, контрольная работа
На сегодняшний день в период экономико-социальных реформ актуальным является становление адекватной самооценки и уровня тревожности у подростков. Изучением этой проблемы занимались такие ученые как И. С. Кон [2], Ф. Райс[9], Д. И. Фельдштейн[10, 11, 12], М. Тышкова и другие отечественные и зарубежные ученые. Для начала выясним, что же такое самооценка и тревожность.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.
Введение
Часть 1. История развития вопроса
1 Подходы к изучению подростков
2. Юность с точки зрения когнитивной психологии
3 Стадии когнитивного развития Пиаже
4 Роберт Селман: социальное познание
5 Я-концепция и самооценка
6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки
7 Изменение и стабильность Я-концепции
Часть 2 Современное состояние вопроса в психологии
1 Характеристика подросткового возраста
Часть3. Экспериментальные исследования
1 Описание используемых методик
Заключение
Литература
— создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая “кривая Рибо”. Первый период развития воображения иллюстрирует кривая I—М, а рассудочную деятельность R—X. Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая Х—О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М—Н). Чем меньше падение кривой М—Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М—N), то мы говорим об одаренности или гениальности.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи “открытого типа”, т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже мы предлагаем ряд заданий, позволяющих вам потренировать у своего ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3 Содержание развивающих
техник должно ориентироваться
на личность ребенка и его
взаимодействие с другими
4. В центре внимания
должно быть овладение смыслом
понятия, а не правилами
5. Следует учить ребенка
искать решение, учитывая
6. Стимулировать детей
к высказыванию собственных
В своей работе мы попытались
максимально реализовать предла
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.
Воображение может быть
воссоздающим (создание образа предмета
по его описанию) и творческим (создание
новых образов, требующих отбора
материалов, в соответствии с замыслом).
Создание образов воображения
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел “закон общего эмоционального знака”, суть которого выразил словами: “... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству” . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется “законом эмоциональной реальности воображения”, Он говорит о том, что “всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством”. С проявлением обоих законов связаны многие “странности” в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные “страшилки”. Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
Итак, мы можем сделать
следующий вывод: используя богатство
эмоциональных состояний
Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.
Интересы имеют большое
значение в жизни человека. Поскольку
интересы проявляются в положительных
эмоциях человека, то они вызывают
чувство удовлетворения от работы.
Они позволяют легко сосредоточ
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.
Ему “интересно все”. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, “попробовать все” не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких методик.
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются “сензитивными”. В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует “сензитивность” сразу многих функций.
Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.
Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.