Развитие воображения у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в период экономико-социальных реформ актуальным является становление адекватной самооценки и уровня тревожности у подростков. Изучением этой проблемы занимались такие ученые как И. С. Кон [2], Ф. Райс[9], Д. И. Фельдштейн[10, 11, 12], М. Тышкова и другие отечественные и зарубежные ученые. Для начала выясним, что же такое самооценка и тревожность.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Содержание

Введение
Часть 1. История развития вопроса
1 Подходы к изучению подростков
2. Юность с точки зрения когнитивной психологии
3 Стадии когнитивного развития Пиаже
4 Роберт Селман: социальное познание
5 Я-концепция и самооценка
6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки
7 Изменение и стабильность Я-концепции
Часть 2 Современное состояние вопроса в психологии
1 Характеристика подросткового возраста
Часть3. Экспериментальные исследования
1 Описание используемых методик
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый  ряд личностных свойств, такие, как  справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма  воображения, как мечта — образ  желаемого будущего.

 Подросток  мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане “перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с целым рядом специальных методов и упражнений.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО  ДЕЙСТВИЯ “Покажи, как” В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ СКАЗОК И РАССКАЗОВ

Слушание речи-рассказа является одним  из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого. А.В. Запорожец подчеркивает: “Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность”.

Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение “представить себе сообщаемое”. Понимание такой речи “…взрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, является… наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенка”. Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие.

На  первый взгляд, возникает замкнутый  круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго года жизни.

Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа ведущую  роль  должны сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

В традициях народной педагогики можно  выделить определенную систему приемов  развития воображения в процессе слушания рассказов: вначале — изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого, впоследствии — заторможенность движений и мысленное со-действие, личностное включение в сюжет.

Названные приемы были использованы в экспериментальной работе.

Пример занятий:

Тема: рассказывание по тексту Е.Ю. Шабад “Лесенка”.Программное содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и воспроизводить условные действия в соответствии с текстом, вызывать звукоподражание и активную речь.

Занятие 1. Воспитатель  рассказывает текст с показом  картонных фигур в действии. Используются лесенка, девочка, мальчик, мама, петух, кошка, собака. При повторе показывает действия без фигурок: “…И замахал крыльями — вот так”. Поощряются аналогичные действия детей.

Занятие 2. Рассказ без  иллюстраций с показом действий персонажей. При повторе побуждает детей изображать действия персонажей: “Покажи, как петух замахал крыльями на лесенке?.. Как громко запел?.. Как кошка язычком облизывается?.. Как она мурлычет?.. Как пес хвостом по ступенькам стучал?.. Как он на кошку рычит?.. Как Боря ножками болтает?..” и т.д.

Занятие 3. Рассказ без  показа, но с вопросами детям, побуждающими сопровождать события действиями: “Сел петух и замахал крыльями…  Как он замахал?” При повторе  дети отвечают словами и действием: “На вторую ступеньку сел кто?.. и стал что делать?..”

Занятие 4. Рассказ без  показа. При повторе дети договаривают фразы. После занятий в распоряжении детей лесенка, им подсказывают обыгрывание  элементов сюжета: “Вон кошечка  на лесенку идет, посади ее, вон как  она облизывается…”

Экспериментальная работа подтвердила, что слушание рассказов является эффективным средством развития воображения у детей от полутора лет до 2-х лет в период становления  активной речи. В основе методики должно быть действие “Покажи, как” — условное воссоздание действий персонажей.

Использование приемов народной педагогики позволяет подойти к решению  многоплановой задачи развития воображения, понимания речи и умения слушать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в  раннем возрасте происходит как изменение  прирожденной активности ребенка в  активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в  новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно  обусловлено растущей преобразующей  активностью ребенка и механизмами  саморазвития воображения: противоположной  направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.

Роль воображения в жизни человека

Скачать реферат по теме: Роль воображения в жизни человека

 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
Специальность 010400 
 
Студентка II курса Латышева И.С. 
 
 
 
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 
 
Курсовая работа 
 
 
 
Научный руководитель - Шубовская С.В. 
 
 
 
Череповец 
2001 
Глава I. 
Введение. 
Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность 
человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное 
творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным 
построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом 
человеке. Всю человеческую деятельность можно подразделить на 2 основных 
вида поступков. 
1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим; или 
репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью, его 
сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже 
раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает 
следы от прежних впечатлений. 
2. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить 
и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или 
творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является 
не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а 
сознание новых образов или действий, будет принадлежать этому второму 
роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность 
человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был 
бы существом, обращённым только к прошлому, и умел бы приспосабливаться 
к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. 
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым 
к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту 
творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего 
мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под 
воображением, или фантазией, имеется ввиду не совсем то, что 
подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе 
воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не 
соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь 
никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как 
основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно 
во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное 
научное и техническое творчество. В этом смысле всё, что окружает нас и 
что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира 
природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и 
творчества, основанного на этом воображении. 
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно 
от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая 
промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. 
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что 
воображение, вероятно, характерно 
только для человека и странным образом связано с деятельностью 
организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех 
психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем 
другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер 
психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять 
и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, 
поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Что же касается 
загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам 
почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о 
его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано 
воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур 
оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного 
ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо 
меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, что, 
конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в 
психологии и поведении человека. Здесь дело обстоит как раз 
противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое 
значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его 
психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает 
выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря 
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и 
управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура 
является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение 
эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида 
«гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение 
выводит человека за пределы его сиюминутного существования, 
напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым 
воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе 
позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое 
зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, 
будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение 
является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку 
ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного 
вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех 
случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или 
затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия 
воображение отличается тем, что его образы не всегда 
соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. 
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или 
мало что соответствует в действительности то оно носит название фантазии. 
Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. 
Целью данной работы является изучение психологической литературы по 
теме «воображение», задачей - показать, что воображение действительно 
играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение 
как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания 
образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. 
 
 
 
Глава II. 
Понятие, виды и функции воображения. 
 
1.Понятие воображения. 
 
 
По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении 
«схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, 
тенденции строить целостный образ. (Цит. по 18, 349). Отличительной 
особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. (Цит. по 34, 123). 
Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, 
выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация 
характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных 
обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же 
задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. 
Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. 
Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. 
Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.» (Цит. по 17). А, по мнению К. Маркса: «Паук совершает операции ткача, и  пчела перестройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличаетсятем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека». (Цит. по 24 , 182). 
Нейрофизиологической основой воображения является образование 
временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их 
диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые 
системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. 
Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания. 
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная 
его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в 
конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не 
возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. 
Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном 
рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, 
взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами 
преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром 
Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в 
прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, 
потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения 
фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым 
располагает его воображение». (Цит. по 4, 10). 
Существует несколько форм синтезирования образов: 1.агглютинация- 
«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, 
свойств, частей (русалка, танк-амфибия…); 
2.гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или 
уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами); 
3.заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры); 
4.типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. 
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно- 
психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость. 
 
 
 
2.Виды воображения. 
 
Воображение может быть четырех основных видов (рис.1): 
 
 
 
Рис.1 Основные виды воображения 
 
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по 
собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. 
Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. 
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают 
спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте. 
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность 
сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется 
или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески 
преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, 
литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. 
Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. 
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача 
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также 
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает 
восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. 
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет 
положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, 
галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду 
пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях 
человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные 
потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в 
жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. 
Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы 
организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, 
представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего 
несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с 
действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у 
человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У 
некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство 
беспокойства, вины, агрессивности. 
 
 
 
3.Функции воображения и его развитие 
 
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому 
люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. 
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд 
специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы 
представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться 
ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и 
органически в него включена. 
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных 
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. 
Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ. 
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной 
регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно 
создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, 
посредством образов он получает возможность управлять восприятием, 
воспоминаниями, высказываниями. 
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана 
действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 
Пятой функцией воображения является планирование и программирование 
деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 
С помощью воображения человек может управлять многими 
психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. 
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать 
воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, 
инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях 
данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат 
достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. 
 
 
 
Рис.2 Специфические функции воображения 
 
 
 
Глава III. Воображение в жизни человека. 
1. Роль воображения в художественном творчестве. 
По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается 
та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент 
творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое 
воображение или фантазия». (Цит. по 17, 50). 
С феноменом воображения в практической деятельности людей 
прежде всего связан процесс художественного творчества. 
Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено 
направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. 
Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору 
русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с 
«документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины 
XIX в. И1ё.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной 
заостренности также являют собой поиски формы, максимально 
приближенной к копированию действительности. Источником любого 
направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в 
качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна 
изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с 
этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров 
искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют 
реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но 
эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, 
они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои 
произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному 
изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая 
объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже 
произведения абстракционизма, ставшего основой современного авангарда, 
нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, 
знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» - это не хаотическое 
нагромождение геометризованных тел или их частей, а прежде всего 
отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если 
рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой 
картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, 
конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в 
искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание 
действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его 
мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне 
очевидные реалии. 
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным 
воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, 
холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая 
к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение 
настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, 
своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого 
процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», 
независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом 
подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, 
наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают 
возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном 
творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве 
уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных 
произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как 
правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно 
настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже 
не он творит образы. А образы владеют и управляют художником, и он 
подчиняется их логике. 
 
 
2. Роль воображения в литературном творчестве. 
Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в 
котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий 
успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая 
воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, 
ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать 
читателю. 
На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные 
вехи и, в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла 
литературно-художественного произведения зависит его содержание и 
литературная форма. Выбор литературной формы - ответственный момент в 
работе, он в известной мере определяет успешное выполнение замысла. 
Художественное произведение всегда затрагивает ум и сердце читателя, тат 
как оно насыщено яркими образами и сравнениями, эпитетами, аллегориями. 
Создание образов литературных персонажей является одним из 
центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический 
образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления 
общественной жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека. 
Создаваемый писателем образ будет впечатляющим, если в нём гармонически 
сливаются в единое целое типические и индивидуальные черты. 
Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём 
раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются 
отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно 
найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко 
выступит та или иная сторона личности или черта характера героя. 
Сила творческого воображения писателя – в создании литературных 
образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью. 
 
 
 
3.Воображение и научное творчество. 
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается 
литературой и искусством. 
Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком 
мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, 
даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было 
бы без фантазии». (Цит. по 23, 125). 
В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом видах 
творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по- 
новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое 
воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах 
научного творчества. 
V При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня 
развития, можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука 
насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком 
много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками. 
V Творческое воображение необходимо в период разработки экспериментальной 
ситуации – определения условий намечающейся серии опытов, которые должны 
подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы. 
V При конструировании новой экспериментальной установки или нового прибора 
также приходится прибегать к экспериментальному моделированию. 
V На следующем этапе исследования – этапе накопления исходных данных, 
необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее 
существенное значение. На этом этапе очень важно по мере накопления 
фактов представить себе, что кроется за малозаметными на первый взгляд 
случайными отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также 
увидеть, какие изменения необходимо внести в экспериментальную ситуацию, 
которые позволят подтвердить или уточнить полученные данные, довести их 
до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную 
обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения – важные 
средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме 
начинает выступать в полученных исследователем фактах. 
V На заключительном этапе научного исследования роль творческого 
воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее 
имеющихся у исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются 
новые представления – образы. 
 
 
 
4. Роль воображения в кибернетике. 
В лаборатории по созданию искусственного интеллекта (в США) перед 
учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы все просто: 
поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача 
была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог 
воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему 
необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации 
о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в 
пространстве, качество его поверхности, цветовые характеристики, 
назначение и т.д. В общем, все это представляет довольно большие трудности. 
Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно 
обладать стереоскопическим зрением. Но эта проблема вполне разрешима. 
Гораздо важнее научить машину "понимать" какие-либо ситуации, сцены. В этом 
как раз и заключается главная трудность. Ученые еще не совсем, точнее 
совсем не понимают как этот процесс происходит у человека. Ясна только 
цель: нужно создать у машины искусственное воображение. Тогда, осмотрев 
несколько отдельных предметов, она сможет затем представить ситуацию в 
целом и проанализировать ее. 
Итак, можно согласиться с Н.Н.Палагиной в том, что: «Воображение 
является одной из важнейших психических функций человека. Оно пронизывает 
всю познавательную деятельность и общение людей, их взаимопонимание и 
сопереживание». (Цит. по 29, 70). 
 
 
 
5.Фантазия и реальность. 
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают 
совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. 
Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие 
его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в 
действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода 
анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в 
составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам 
знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, 
новизны продуктов творческого и иного воображения достигается 
большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, 
включая изменение их пропорций. Существуют индивидуальные, типологические 
особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и 
мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное 
восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии 
их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным 
типом мышления. По предположению, он физиологически связан с 
доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая 
склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями 
(люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека 
выступает как отражение свойств его личности, его психологического 
состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, 
его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт 
нашел широкое применение в психологии, особенно в создании 
психодиагностических личностных методик. 
 
 
 
6. Изучение воображения в зарубежной психологии. 
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса 
западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение 
и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью 
(Р.Ассаджиоли, 1965). Её роль в творческом процессе приравнивалвсь к роли 
знания и суждения (С.Ариети, 1976; С.Парнс, 1977). 
В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана 
теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на 
основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого 
мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и 
взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности: 
* Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за 
рамки данных задач и требований повседневной действительности. 
* Широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность 
использования предметов, придание им нового функционального 
значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей. 
* Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество 
образовавшихся связей. 
* Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, 
остроумность решения по отношению к традиционным способам. 
 
Развитие воображения совершенно необходимо для формирования нормальной 
психики. Одноко вопрос о сроках и условиях проявления зачатков воображения 
остаётся спорным. За точку отсчёта обычно берётся возраст 3 года. 
Югославский психолог И.Д.Ивич, исследуя развитие символической функции 
(одним из проявлений которой служит воображение), относит её зарождение ко 
второму году жизни. (Цит. по 16, 43). Таким образом мы считаем необходимым 
уделить вопросу о детском воображении особое внимание, рассмотрев его в 
следующей главе. 
 
 
 
Глава IV. 
Роль воображения в детском возрасте. 
1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка. 
По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, 
неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в 
действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). 
Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор 
заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и 
символов. 
Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание 
развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится 
сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен 
сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но 
которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в 
образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух 
отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в 
образе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85). 
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и 
оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. 
Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается 
постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы 
воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех 
представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными 
словами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашего 
воображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а во 
многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный 
жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее 
разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнок 
по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой 
кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни 
ребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно 
проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной 
действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. 
Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее 
чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный 
возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально 
изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, 
овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка 
нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний». 
Воображение может творчески преобразовывать действительность, его 
образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и 
неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции 
является также основой для совершенствования творческих способностей 
ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка 
не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в 
творчестве «для себя», к ней не предьявляются требования реализуемости и 
продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих 
действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем. 
Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышления 
ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и 
получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого 
мышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может 
быть использован как самостоятельная методика. 
1. Усовершенствование предметов. Требуется изменить игрушку так, чтобы 
с ней было ещё интереснее играть. 
2. Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен 
перечислить как можно больше вариантов использования игрушки. 
3. Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен 
перечислить как можно больше способов их использования (например, 
консервных банок). 
4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше 
предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры. 
5. «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется: 
o задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке; 
o перечислить как можно больше событий, к которым может привести 
изображённая на картинке ситуация; 
o перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, 
изображённой на картинке. 
При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости, 
гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности. Гибкость 
определяется по количеству категорий классификации ответов. Оригинальность 
– по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемых 
за каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основе 
соответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых на 
картинке. 
Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества: 
> Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда 
стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное 
стремление – выявить соотношения. 
> Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки 
демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка». 
> Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты 
(структуры) путём комбинирования материалов. 
> Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что 
другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и 
продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них 
структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются 
анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а 
превращается в зрелую творческую работу. 
Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусному 
писателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мира 
и упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает. 
 
 
 
2.Условия развития воображения. 
а)основные этапы развития воображения. 
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей: 
o Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом 
возрасте происходит разделение воображения на познавательное и 
аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, 
когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые 
ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется 
при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном 
материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием 
страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, 
волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В 
случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая 
снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания 
образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с 
требованиями реальности. 
o Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на 
освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов 
деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. 
У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и 
обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с 
переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка 
связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, 
конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок 
нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при 
порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится 
путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется 
разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается 
специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок 
планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем 
планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит 
детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок 
сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. 
o Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное 
воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих 
воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и 
других творческих видах деятельности. 
Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с 
воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит 
проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное 
воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети 
не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно 
искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов 
проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов 
воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный 
образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на 
основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает 
занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной 
деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное 
планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их 
выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу 
выполнения, но без специального руководства развитие воображения может 
иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображени без достаточного, 
обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к 
патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной 
аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а нереальных 
творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к 
постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает 
А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма 
велика. (Цит. по 30, 205). 
При правильном педагогическом руководстве аффективные и 
познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных 
творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения 
ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и 
открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой 
деятельности. 
О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации воображения дошкольников» 
выделила в процессе функционирования воображения дошкольника 2 основных 
этапа: 
. Порождение некоторой идеи творческого продукта. 
. Создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. (Цит. по 
11, 49). 
Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования 
информации связан прежде всего с переструктурированием образов. План может 
быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. 
(Цит. по 33, 224). 
 
 
 
б) организация игровых занятий для развития воображения. 
По мнению Е.Кравцовой существуют условия формирования творческого 
мышления у детей: 
. Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего 
воспитание взрослых, способных руководить творчески. 
. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и 
ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. Функция взрослого 
при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы 
деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким 
образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих 
решений. (Цит. по 21, 38). Исходя из данной точки зрения, можно сделать 
вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих 
способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, 
которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. 
Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и 
творческий способностей человека. От того, насколько профессионально 
учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и 
интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень 
развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий 
потенциал государства. Существует несколько точек зрения на построение 
занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По 
его мнению исходными принципами построения занятий являются: 
* Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят 
материала. 
* Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым 
значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого 
из учащихся. 
* Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный 
эмоциональный фон занятий. (Цит. по 14, 44). 
Е.В. Заика всячески приветствовал проведение игр на занятиях. Среди 
числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с 
помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других 
предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; 
передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных 
цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; 
определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д. (Цит. по 13, 61). 
Наиболее успешно группа работает при числе игроков от 7 до 10.занятия 
могут проводиться с ребятами любого уровня развития. Наиболее удобной во 
всех отношениях считается частота проведения занятий 2 раза в неделю. (Цит. 
по 14, 45). 
 
 
 
Глава 5. 
Заключение. 
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной 
двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во 
всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или 
иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до 
создания литературных произведений или изобретательства. 
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно 
играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем 
изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. 
Л.С.Выготский считал, что фантазия создаёт образы невоспринятых 
предметов и разрушение этой функции приводит к паталогии психики. (Цит. по 
5, 215). 
Прежде всего следует отметить, что существует связь между воображением 
и действительностью. Эта связь осуществляется посредством следующих форм: 
1. Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения 
всегда строится из элементов, взятых из действительности и 
содержащихся в прежнем опыте человека. С данной формой связан 
первый самый закон, которому подчиняется деятельность воображения. 
Этот закон формулируется так: творческая деятельность воображения 
находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего 
опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из 
которого создаются построения фантазий. 
2. Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более 
сложная связь, на этот раз не между этими элементами 
фантастического построения и действительностью, а между готовым 
продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением 
действительности. Продукты воображения состоят из видоизменённых и 
переработанных элементов действительности, и нужен большой запас 
прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было 
построить эти образы. Такая форма связи становится возможной только 
благодаря только чужому или социальному опыту. В этом смысле 
воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии 
человека, оно становится средством расширения опыта человека, 
потому что он может вообразить то, чего он не видел, может 
представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его 
непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом 
и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить 
далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой 
исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является 
совершенно необходимым условием почти всякой умственной 
деятельности человека. 
Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. 
Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт 
опирается на воображение. 
3.Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью 
является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойственным образом. С 
одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в 
известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким 
образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые 
созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. 
Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство 
подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую 
связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой 
самих этих образов. 
Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи 
называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона 
сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный 
запас, то есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют 
тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не по 
сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. 
Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого 
лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные 
элементы, вступившие в связь. 
Однако существует ещё и обратная связь воображения с эмоцией. Если в 
первом случае чувства влияют на воображение, то в обратном случае 
воображение влияет на чувства. Это явление можно было бы назвать законом 
эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует 
Рибо: «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные 
элементы. Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на 
наличие чувства, и если это построение и не соответствует само себе в 
действительности, то всё же вызываемое ими чувство является действительным, 
реально переживаемым, захватывающим человека чувством. 
3. Четвёртая форма связи между деятельностью воображения и реальностью 
одной стороной тесно связана с третьей, но другой – существенно 
отличается от неё. Сущность четвёртой формы связи между 
деятельностью воображения и реальностью заключается в том, что 
построение фантазии может представлять из себя нечто существенно 
новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому- 
нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено во 
вне, принавши материальное воплощение, это «кристаллизованное» 
воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире 
и воздействовать на другие вещи. 
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только 
писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета 
будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, 
делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не 
смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, 
предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы 
очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать 
история, географию, астрономию и другие предметы. 
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической 
производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете 
(электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно 
увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших 
настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, 
чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней 
запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая 
потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение 
производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере 
её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших 
вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление: 
 
Глава I. Введение………………………………………………2 
Глава II. Понятие, виды и функции воображения…..……….5 
1.Понятие воображения……………………………………….5 
2.Виды воображения…………………………………………..
1. Функции воображения………………………………………9 
Глава III. Воображение в жизни человека……………………11 
1.Роль воображения в художественном творчестве…………11 
2.Роль воображения в литературном творчестве…………….12 
3.Воображение и научное творчество…………………………13 
4.Роль воображения в кибернетике……………………………14 
5.Фантазия и реальность……………………………………….15 
6.Изучение воображения в зарубежной психологии…………15 
Глава IV. Роль воображения в детском возрасте……………..17 
1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка………………17 
2. Условия развития воображения……………………………..19 
а) Основные этапы развития воображения…………………….19 
б) Организация игровых занятий для развития воображения..21 
Глава V. Заключение…………………………………………….23 
Оглавление……………………………………………………….26 
Литература………………………………………………………27 
 
 
 
Литература: 
 
1. де Боно Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ.- 
М.: Прогресс, 1976.- 144с. 
2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной 
информации.- М., 1877. 
3. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- 
Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с. 
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 
1967. 
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983. 
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно- 
методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 
1986.- 272 с. 
7. Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3. 
8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.- 
М.: Мир, 1996.- 496 с. 
9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.2: Пер. с Франц.- 
М.: Мир, 1996.-376 с. 
10. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения 
дошкольника.//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52- 
59. 
11. Дьяченко О.М. пути активизации воображения дошкольников//Вопросы 
психологии.-М.: Педагогика, 1987, №1.- с.44-51. 
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.- 
624с. 
13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы 
психологии. -М.: Школа-Пресс, 1993,№2.- с.54-62. 
14. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых 
занятий для развития мышления, воображения и памяти 
школьников.//Вопросы психологии.- М.: Школа-Пресс, 1995, №1.- с.41- 
45. 
15. Зеньковский В.В. Психология детства./Под ред. П.В. Алексеева.-М.: 
Школа-Пресс, 1996.- 336с. 
16. Ivic I.D. Covek kao animal symbolicum. Beograd.: Nolit,1978. 
17. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, 
вып.6.-М., 1964. 
18. Ильенков И.В. Искусство и комуннистический идеал.- М., 1984. 
19. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979. 
20. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт 
методологического анализа познавательной функции воображения.- М.: 
1989. 
21. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.-М.: 
Просвещение, 1989, №12.-с.37-41. 
22. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и 
развитие.//Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001, 
№5.- с.57-68. 
23. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45. 
24. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23. 
25. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма- 
Пресс, 1999.- 352с. 
26. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: 
Просвещение.ВЛАДОС, 1995.- 576с. 
27. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ.- 
Минск.: Попурри, 1996.- 240с. 
28. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., 
Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.: Просвещение, 1973.-352с. 
29. Палагина Н.Н.Развитие воображения ребёнка в русской народной 
педагогике.//Вопросы психологии.- М.: Педагогика, 1989, №6.- с.69- 
73. 
30. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 
3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,-464с. 
31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. 
–М.: Академия, 2000.-512с. 
32. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. –М.: Знание, 1982.- 96с. 
33. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного 
воспитания./Под ред. Н.А. Венгера. –М., 1986.-224с. 
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989. 
35. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей 
дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное 
воспитание. –М.: Просвещение, 1993, №10.- с.69-72. 
 
 
 
----------------------- 
ВООБРАЖЕНИЕ 
 
 
 
Активное 
 
воображение 
 
 
Репродуктивное 
 
воображение 
(воссоздающее) 
 
 
 
Пассивное 
 
воображение 
 
 
Продуктивное 
 
воображение 
(творческое) 
 
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ 
 
1. Представление действительности в образах 
 
2. Регулирование эмоциональных состояний 
 
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека 
 
4. Формирование внутреннего плана действий 
 
5. Планирование и программирование деятельности человека

 

 

 

 

Развитие воображения  у детей

Курсовая 

 работа 
 по 
предмету «
 Психология 
»

Выполнила студентка IV курса Спасикова  Н.

 В 
.

Тверское училище культуры им. Н.А.Львова

Заочное отделение

Тверь 2004 год

Введение.

Ребенок умнеет «на глазах», постоянно  любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины  и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству.

Способность к творчеству проявляется  в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать  и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются  ли при этом качества обманщика и  лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила цель – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда даже эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?

Научится  отличать фантазию от реальности –  это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается малыш. Не секрет, что педагогикой и психологией  доказано, что дети всех возрастов борются (я не боюсь этого слова) за полную свободу, выражают свое «Я» (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия  – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эдда  Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет  роли  фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе» 1.

Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание  фантастических ролей позволяет  ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и  взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать нельзя, но игровые  фантазии помогают быть готовыми к  травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

Информация о работе Развитие воображения у подростка