Развитие воображения у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в период экономико-социальных реформ актуальным является становление адекватной самооценки и уровня тревожности у подростков. Изучением этой проблемы занимались такие ученые как И. С. Кон [2], Ф. Райс[9], Д. И. Фельдштейн[10, 11, 12], М. Тышкова и другие отечественные и зарубежные ученые. Для начала выясним, что же такое самооценка и тревожность.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Содержание

Введение
Часть 1. История развития вопроса
1 Подходы к изучению подростков
2. Юность с точки зрения когнитивной психологии
3 Стадии когнитивного развития Пиаже
4 Роберт Селман: социальное познание
5 Я-концепция и самооценка
6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки
7 Изменение и стабильность Я-концепции
Часть 2 Современное состояние вопроса в психологии
1 Характеристика подросткового возраста
Часть3. Экспериментальные исследования
1 Описание используемых методик
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при-вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы-пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание -- дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание [4].

Результаты целенаправленного  воспитания проявляются уже в  два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по-требность в еде  в строго определенное время; выспавшийся  и сытый, он спокоен, при общении  со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью  функций мозга и психики, ребенок  имеет большие потенциальные  возможности развития, реализация которых  зависит от непосредственного влияния  ок-ружающих взрослых, от воспитания и  обучения.

1.4. Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении

В современной жизни очень многие женщины, родив ребенка, в скором времени выходят на работу. Все  чаще в доме появляется новое лицо - няня, однако подавляющее большинство  малышей, чьи мамы заняты на работе, ходят в детский сад. Однако обстановка в детском саду и семье различается, поэтому, поскольку наше эмпирическое исследование проводится в дошкольном учреждении, целесообразно будет рассмотреть особенности воспитания детей в дошкольном учреждении [9; 91].

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей -- их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи-вается правильной организацией жизни. Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо-таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы в младшем дошкольном возрасте в  детском саду входят следующие разделы:

1) соблюдение установленного для  детей раннего возраста ре-жима  дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз-ных видов деятельности;

2) правильное проведение режимных  процессов: кормления, гигиенического  ухода, укладывания спать, обливания  и др.;

3) проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз-влечений;

4) создание условий для активной  и разнообразной самостоя-тельной  деятельности детей [1].

Успешное осуществление задач  воспитательной работы зави-сит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умствен-ное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержа-ние, приёмы и методы реализации этих задач  иные, чем в работе с детьми дошкольного  возраста. Они определяются возрастными особенностями малышей.

Темп психического и физического  развития детей на втором году жизни  менее интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в  детском саду предусматривает изменение  режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каж-дые 3 месяца), а по полугодиям [4; 32].

Группа второго года жизни комплектуется  детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. При этом если в группе 18 малышей, то де-тей первого полугодия должно быть примерно 6, второго -- 12.

Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрство-вания одной другая подгруппа слит. Это дает возможность боль-ше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в по-мощи взрослых.

Все режимные процессы должны проводиться с учетом прин-ципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня вклю-чает в процесс столько детей, сколько одновременно могут об-служить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.

В условиях детского учреждения нельзя обес-печить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказать-ся, что дети более активные, часто по своей инициативе обраща-ющиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организо-ванные занятия, которые являются экономной (объединено не-сколько детей) и эффективной формой обучения.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются  раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5-- 6 человек); во втором -- занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда усло-вий. Вся возрастная подгруппа детей (6--12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организа-ции (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей осно-ваны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность -- зрительное восприятие (инсценировки с игруш-ками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп-пы (3--6 детей).

Длительность занятий также  зависит от их содержания. Заня-тия  со сменой видов деятельности могут  продолжаться до 10-- 15 мин; требующие  же сосредоточенного внимания--от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малы-шей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель -- научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным дейст-виям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесо-образно повторять одни и те же занятия с детьми 5--8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоен-ного [1; 23 - 37].

Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они  приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания.

Этот возраст является как бы переходным от раннего к до-школьному  детству, и воспитатель, решая новые  задачи с уче-том возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет  преемственность с работой в  группах раннего возраста.

На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Днем дети спят один раз, примерно 2--2,5 ч. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка про-должается около 2 ч, вторая -- 1,5 ч. В отличие от предшествую-щих групп с детьми третьего года жизни проводят утреннюю гимнастику. В круглосуточных группах -- сразу после ночного сна, в группах с дневным пребыванием -- перед завтраком. Про-должительность -- 4--5 мин. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3--4 упражнений игрового характера.

При проведении режимных процессов, как  и раньше, обяза-тельно соблюдается  принцип постепенности. Это значит, что каж-дый ребенок на кормление, одевание, умывание тратит столько  времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе. Дети не должны ждать. Например, няня принесла в группу из кухни завтрак. Воспитатель, обращаясь к каждому ребенку по имени, предлагает трем-четырем менее занятым игрой детям пойти мыть руки. Няня наблюдает за ними. Вымыв руки, малыши садятся за стол и получают завтрак. В это время в умывальню пригла-шается еще несколько детей и т. д. Тот, кто позавтракал, благо-дарит, задвигает стул и идет играть. При нарушении принципа постепенности эти режимные моменты выглядели бы иначе: если все дети находятся в умывальной, то часть из них вынуждена ждать, и нередко они шалят; если на умывание одному ребенку требуется 2--3 мин, то при такой организации он затратит 15 мин и т. д.

В группе детей третьего года жизни  проводится 10 занятий в неделю. Длительность занятий--10--15 мин, проводятся они еже-дневно утром и вечером, кроме субботы. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим, под-вижные и дидактические игры. Большая часть занятий проводится по подгруппам, в кото-рые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (на-пример, когда впервые даются складные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очередность действий. Таковы, например, физкультурные занятия с гимнастическими пособиями, занятия типа “лото” и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.

Однако на третьем году жизни  возможно проведение некоторых видов  занятий со своей группой, так  как малыши уже освои-ли правила  поведения (спокойно сидеть, внимательно  слушать), начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малы-ши являются в основном зрителями.

Во время занятий никто не должен отвлекать воспитателя, в комнате должно быть тихо, устранено все, что может поме-шать. Занятия с подгруппой лучше проводить в другой комнате, а не там, где играют оставшиеся дети. Это может быть спальня, приемная. Если же жизнь в группе организована хорошо, заня-тие может проходить в той же комнате, где часть детей играет [1].

Важной проблемой для дошкольного  учреждения является возникновение  конфликтов между детьми, поскольку, в отличие от семьи, в одной  группе ДОУ одновременно находится  значительное количество детей.

Для создания у малышей положительного отношения друг к другу следует пре-дупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.

При правильной организации бодрствования  детей в группе можно избежать подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут занимать-ся одним видом деятельности, например нанизыванием колец на пирамидки.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыка-ния (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспита-тельных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить  или компенсировать домашние условия  воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Только активная двусторонняя связь  может компенсировать “неполноценность”  их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь “неблагополучных” детей с окружением.

Что касается детей из так называемых “благополучных” семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи  возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

Еще одна проблема - научить детей  общению друг с другом, научить  не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость.

Третья проблема, имеющая непосредственное отношение к теме нашего исследования - развитие интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно.

Несмотря на разницу в методах  педагогической организации дошкольных учреждений, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.

Выводы по I главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Методы психологического воздействия  - это совокупность приемов, реализующих  воздействие на потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации  активности, поведения человека, на  факторы, которые регулируют активность, а также на состояния, в которых человек находится и которые изменяют его поведение.

Информация о работе Развитие воображения у подростка