Развитие воображения у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в период экономико-социальных реформ актуальным является становление адекватной самооценки и уровня тревожности у подростков. Изучением этой проблемы занимались такие ученые как И. С. Кон [2], Ф. Райс[9], Д. И. Фельдштейн[10, 11, 12], М. Тышкова и другие отечественные и зарубежные ученые. Для начала выясним, что же такое самооценка и тревожность.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Содержание

Введение
Часть 1. История развития вопроса
1 Подходы к изучению подростков
2. Юность с точки зрения когнитивной психологии
3 Стадии когнитивного развития Пиаже
4 Роберт Селман: социальное познание
5 Я-концепция и самооценка
6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки
7 Изменение и стабильность Я-концепции
Часть 2 Современное состояние вопроса в психологии
1 Характеристика подросткового возраста
Часть3. Экспериментальные исследования
1 Описание используемых методик
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме, если мы имеем  в виду ребенка дошкольного возраста. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, не обычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Приведу пример, когда родители столкнулись  с динамикой превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционально развития.

У 6-летней Даши очень умные родители, а бабушка умнее всех вместе взятых. Дашенька умеет писать, считать. И вот в этой «образцовой» семье начинают твориться странные вещи – Даша на глазах превращается. Она прекратила заниматься музыкой и английским, познакомилась с девочкой на 1,5 года младше себя, а по ночам часто отлучалась из дома, оставляя записки содержания примерно следующего: «Мама не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша-пантера…».

А причиной поведения девочки было то, что она жила между двух огней  – с одной стороны бабушка, считавшая, что она права в деле воспитания Даши, мать отстаивала свою точку зрения. Раздираемая психика ребенка не выдерживает двойной атаки.

Любимая сказка Даши – «Маугли», а пантера  Багира – символ независимости и  свободы. Именно поэтому она отождествляет себя в своих фантазиях с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из неблагополучной семьи для Даши Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе и все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им спокойно и радостно.

Трудно  было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам.

Если мы имеем в виду младших   школьников  , то систематическая учебная деятельность помогает педагогам развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учеником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ деятельности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Развитие способности к этому  приходит две главные стадии. «Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны  детали» 2 . Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Один школьник спросил писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».

«Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать, что-либо новое, необычайное, закладывается  в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как  мышление и воображение. Именно их развитие необходимо уделить наибольшее  внимание  в воспитании ребенка от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение  и каковы его виды?

«Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта» 3 . Как я уже отмечала, воображение часто называют фантазией.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка  позволяет ему воспринять, как  реальные, самые фантастические, сказочные  образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.

Что же заставляет ребенка в ущерб  даже своим собственным интересам  пускаться в эти авантюры? Ответ  однозначный: только активно действующее  воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

Психологическая функция, направленная на создание новых образов. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или  уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо  прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении  фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ – акцентирование. В  создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение  в младшем школьном возрасте развивается  на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия).

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого( продуктивного ) воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.

Рассматривая вопрос о видах  воображения, нужно подчеркнуть, что  характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой  человеком, что касается и детской  деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» 4 . А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет.

Содержание

Введение ............................................................................…………......... 3

Глава 1. Развитие памяти в раннем детстве ..........................………….. 6

1.1. Методы психологического воздействия  ....................... -

1.2. Понятие памяти, ее виды ............................................. 11

1.3. Особенности младшего дошкольного  возраста ......... 25

1.4. Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении ..............................………………….................................... 29

Выводы по первой главе ...................................…………...................... 39

Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения ............................................................……………………... 41

Выводы по второй главе ......................................................…………... 47

Заключение ...........................................................................…………... 49

Список литературы ..............................................................…………... 54

Введение

Память - одно из необходимых условий  для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире - в прямом и переносном смысле.

Таким образом, актуальность темы, выбранной автором для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Предмет исследования - методы психологического воздействия, объект - развитие памяти детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительно эффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти младших дошкольников.

Информация о работе Развитие воображения у подростка