Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58
Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин).[6, 16]
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Учеными разработана классификация театрализованных игр, используемых в работе с дошкольниками. Изучение литературы показывает, что на сегодняшний день нет единой классификации театрализованных игр.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду [13;26;31;5;25]. Под театрализованными играми ученые понимают игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко [12]. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.В. Генова [7], арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Л. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности [10].
Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. [10]
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). [4]
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью. [4]
Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи. [4]
Видами драматизации являются:
Игра-драматизация − деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. [4]
К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. [4]
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду (Приложение Ц):
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме. [4]
Так, Н.А. Реуцкая разделила
театрализованные игры в
Рисунок 1.1. Классификация театрализованных игр Н.А. Реуцкой
Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.
Прежде чем проводить игры - драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято. [19]
Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. [19]
Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. [19]
Игра с марионетками (пальчиковый и варежковый театр) - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. [19]
Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. [19]
Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки. [19]
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую (Рисунок 1.2. Классификация театрализованных игр Л.С. Фурминой)[34]:
Рисунок 1.2. Классификация театрализованных игр Л.С. Фурминой
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. [34]
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. [20]
Таким образом, можно сделать вывод, что виды театрализованных средств в процессе развития речи многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Среди театрализованных игр особое место занимает игра-драматизация. Это своеобразный вид игровой деятельности, источником для которой служат литературные произведения. Игра-драматизация − деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.
1.3 Особенности использования
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. [33]
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. [10]
Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. [10]
Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей. [10]
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях. [10]
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности