Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58
В исследовании использовались различные методики для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики, для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и другие (Приложение И, К, Л, М); проведены групповые занятия с детьми подготовительной и младшей групп (Приложения А, Б, В, Г, Д, Е, Н, П, Р, С, Т); использовались различные упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции (Приложения У, Ф), проведены родительские собрания в младшей и старшей группах (Приложение Ж, Х).
Одним из направлений детского сада является коррекция отклонений речевого развития детей. Педагоги тесно сотрудничают с логопедом и часто на занятиях используют средства театрализованной деятельности направленные на развитие речи дошкольников.
Были исследованы воспитанники младшей и подготовительной групп дошкольников.
Младшую группу детского сада посещают дети в возрасте от 2,5 до 4 лет.
Ребенок в возрасте примерно от 2,5 до 3,0 лет еще не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из нескольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста, появляются первые признаки эгоцентрической речи. Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем».
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
На групповых занятиях с дошкольниками использовались различные средства театрализованной деятельности. Каждое занятие начиналось с приветствия детей.
На занятиях использовались такие игры как «На птичьем дворе», цель данной игры - закрепление знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитание правильного звукопроизношения; «У медведя во бору», цель игры - развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука «р»; игра «Поезд», цель - закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков. (Приложение А) [15] Так же на занятиях использовались различные потешки, прибаутки, не требующие прямой речи (Приложение Б), физминутки (Приложение В).
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которая применялась при исследовании (Приложение Г). [11]
Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.
Разученные скороговорки, особенно диалогические, использовались в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Повстречались две подружки», «Мышонку шепчет мышь»). (Приложение Г)
Использовались задания - проговаривание с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше? Использовался текст сказки «Теремок» (Приложение Д) [32]; чтение четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д. Текст сказки «Репка» (Приложение Е)[32].
Все эти упражнения использовались как на речевых занятиях, так и физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Все дети активно участвовали в играх, были заинтересованы своими результатами, старались выполнять все задания.
При обучении детей средствам речевой выразительности использовались знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика).
Для родителей младшей группы было проведено родительское собрание на тему «Развитие речи младших дошкольников». (Приложение Ж) Цель данного собрания - раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Родители принимали активное участие в собрании, играли в предложенные игры, высказывали свое мнение по итогам собрания.
Старшую и подготовительную группы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с.им.Бабушкина» посещают дети от 5 до 7 лет.
В дошкольном детстве (3—7 лет) речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Для определения уровня развития словарного запаса детей 5-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики использовалась методика «Словарная мобильность», состоящая из нескольких заданий, имеющих определенную направленность.[29] (Приложение И) Каждое задание оценивалось баллами и интерпретировалось в зависимости от полученного результата. Исследование проводилось в два этапа – первичное и итоговое.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 4-6 лет.
Основная масса участников первичного исследования называли 3-4 слова на букву «С», что соответствует среднему результату. Такие же результаты (60%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.
С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 40% дошкольников.
Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 20% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.
Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (70%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как «таз», «плечо».
Общий словарный запас средний – у 40% детей, высокий у 30% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.
При итоговом исследовании дети показали результаты выше, чем при первичном. Результаты данной методики представлены в таблицах 2.1 и 2.2.
С помощью методики Эббингауза было проведено исследование детей 6-7 лет (подготовительная группа) для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. (Приложение К) Методика состоит из двух заданий: «Вставьте пропущенные слова» и «Расставь точки». Данная методика применялась для испытуемых в возрасте от 6 лет, которые уже умеют читать.
Из 15(100%) исследованных детей при первичном исследовании низкий результат показали 2 (13%) детей, средний результат у 10(66%) детей, высокий результат показали 3(21%) детей. (Таблица 2.4)
Следующая методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое) состояла из 3 заданий. (Приложение Л)
В первом задании детям предлагалось послушать и рассказать небольшие рассказы. При анализе результатов учитывалось понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Во втором задании детям предлагалось составить из каждого набора слов по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, изменить эти слова или добавить к набору еще одно или несколько слов.
В следующем задании детям предлагалось распределить предложения по двум рисункам. Полностью с данным заданием справился 1(7%) человек, средний результат у 11(73%) детей, низкий результат показали 4(20%) ребенка.
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Результаты первичного исследования по данной методике – из 15 исследуемых высокий результат показали 2(13%) дошкольника, средний результат у 12(80%) детей, низкий результат показал 1(7%) ребенок. При итоговом исследовании испытуемые показали следующие результаты: Высокий уровень – 5 дошкольников (33%), средний – 10 дошкольников (67%), низкий – 0 детей (0%). Результаты данной методики представлены в таблице 2.5.
Далее дошкольникам был предложен тест различения и выбора фонем (тест звукоразличения), состоящий из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. (Приложение М) [3]
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Результаты данного теста при первичном исследовании показали, что из 15 обследуемых высокий уровень звукоразличения у 2(13%) детей, средний уровень – 12(80%) детей, низкий уровень у 1(7%) ребенка. Результаты первичного и итогового исследований представлены в таблицах 2.7 и 2.8.
Для развития речи дошкольников подготовительной группы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 с.им.Бабушкина» были проведены занятия: «Почему кот моется после еды?» (Приложение Н) [4], «Наши сказки» (Приложение П), «Модификация русской народной сказки «Колобок»» [1] (Приложение Р), «Зрителем быть хорошо, а артистом лучше; если очень постараться, все легко получиться» (Приложение С). На занятиях были использованы игры, театрализованная игра "Путешествие в страну сказок" (Приложение Т), упражнения на развитие речевого дыхания ребенка (Приложение У), упражнения на артикуляцию (Приложение Ф), считалки, скороговорки, физминутки (Приложения Г, В). На занятиях дети принимали активное участие, старались выполнять задания, были заинтересованы. С родителями была проведена работа по теме «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста при изучении художественной литературы», даны консультации «О роли родителей в развитие речи ребенка», «Играйте вместе с детьми», «Как устроить домашний театр для детей» (Приложение Х).[23]
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности
Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности осуществлялась на основе анализа данных полученных в ходе первичного и итогового психодиагностического исследования, которые заносились в таблицы, результаты исследования, что позволило увидеть наличие или отсутствие динамики.
По результатам исследования словарного запаса детей 4-6 лет можно сказать, что занятия по развитию речи средствами театрально-игровой деятельности существенно повышают уровень словарного запаса дошкольников. Как видно из таблицы 2.1, при первичном исследовании высокий уровень словарного запаса дошкольников составил 30% (3 воспитанника), средний уровень – 40% (4 воспитанника), низкий уровень выявлен у 30% (3 воспитанника). При итоговом исследовании (таблица 2.2) результаты такие: высокий уровень словарного запаса у 40% дошкольников(4 ребенка), средний уровень – 50% (5 детей) и низкий уровень у 10% (1 ребенок). По данным рисунка 2.1 можно наблюдать снижение низких значений, улучшение показателей высокого и среднего уровней словарного запаса дошкольников. Наблюдается различие при сравнении результатов первичного и итогового исследования.
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности