Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58
Таблица 2.1- Результаты первичного исследования словарного запаса детей 4-6 лет
№ п/п |
Задание А |
Задание Б |
Задание В |
Задание Г |
Задание Д |
Задание Е |
Задание Ж |
Задание З |
Уровень развития словарного запаса | |
1. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
Высокий (43 балла) | |
2. |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Низкий (15 баллов) | |
3. |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
Высокий (40 баллов) | |
4. |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Низкий (14 баллов) | |
5. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Средний (27 баллов) | |
6. |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
С |
С |
Средний (33 балла) | |
7. |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
В |
Средний (31 балл) | |
8. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Низкий (9 баллов) | |
9. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Высокий (46 баллов) | |
10. |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
Средний (32 балла) |
Таблица 2.2 - Результаты итогового исследования словарного запаса детей 4-6 лет
№ п/п |
Задание А |
Задание Б |
Задание В |
Задание Г |
Задание Д |
Задание Е |
Задание Ж |
Задание З |
Уровень развития словарного запаса | |
1. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Высокий (46 баллов) | |
2. |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Средний (21 балл) | |
3. |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
Высокий (43 балла) | |
4. |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
Средний (23 балла) | |
5. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Средний (28 баллов) | |
6. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
Высокий (38 баллов) | |
7. |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
В |
Средний (36 баллов) | |
8. |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Низкий (13 баллов) | |
9. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Высокий (46 баллов) | |
10. |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
Средний (36 баллов) |
Рисунок 2.1 Результаты исследования методики определения уровня развития словарного запаса детей 4 – 6 лет
Таким образом, все представленные результаты по проведенной методике имеют разные показатели развития речи дошкольников. Проведем качественное сравнение установленных уровней с помощью математического метода ранговой корреляции Спирмена. Данный метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Результаты качественного сравнения представлены в таблице 2.3 (Приложение Ш).
По результатам методики определения уровня развития словарного запаса детей 4-6 лет можно сделать вывод о том, что занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием средств театральной деятельности повышают уровень словарного запаса дошкольника.
Проанализируем результаты исследования уровня развития речи, продуктивности ассоциаций, полученные по методике Эббингауза. (Приложение Л)
Выявлены различия в результатах начальной диагностики и итоговой диагностики. При первичном исследовании уровня развития речи, продуктивности ассоциаций были получены такие результаты: высокий уровень 21% (3 ребенка), средний уровень – 66% (10 детей), низкий уровень – 13% (2 ребенка) (Таблица 2.4). Как видно из таблицы 2.4 при итоговом исследовании были получены такие результаты: 47% (7 дошкольников) показали высокий и средний уровни, 6 % (1 ребенок) – низкий уровень.
Таким образом, наблюдаются различия при сравнении результатов итоговой и первичной диагностик. (Рисунок 2.2) Показатели высокого уровня увеличились на 26%, средний уровень снизился на 19%, низкий уровень снизился на 7%. Что позволяет сделать вывод, о том, что применение различных средств театрализованной деятельности при развитии речи дошкольника, существенно влияет на продуктивность ассоциаций развития речи.
Таблица 2.4 - Результаты исследования уровня развития речи, продуктивности ассоциаций (методика Эббингауза)
№ п/п |
Результат первичного исследования |
Результат итогового исследования | |
1. |
Высокий |
Высокий | |
2. |
Средний |
Средний | |
3. |
Высокий |
Высокий | |
4. |
Низкий |
Средний | |
5. |
Средний |
Высокий | |
6. |
Средний |
Высокий | |
7. |
Средний |
Высокий | |
8. |
Низкий |
Низкий | |
9. |
Высокий |
Высокий | |
10. |
Средний |
Средний | |
11. |
Средний |
Средний | |
12. |
Средний |
Средний | |
13. |
Средний |
Высокий | |
14. |
Средний |
Средний | |
15. |
Средний |
Средний |
Рисунок 2.2 Результаты исследования уровня развития речи, продуктивности ассоциаций (методика Эббингауза)
Проанализируем результаты методики изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое), состоящей из 3 заданий.
При первичном исследовании испытуемые показали следующие результаты: высокий уровень был выявлен у 2 дошкольников, что составило 13% от 15 испытуемых, средний уровень – 12 детей (80%), низкий уровень – 1 дошкольник (7%). Итоговое исследование показало следующие результаты: высокий уровень – 5 дошкольников(33%), средний уровень – 10 дошкольников (67%), низкий уровень – 0 дошкольников (0%) (Таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Результаты исследования уровня понимания грамматических конструкций
№ п/п |
Задание 1 (первичное/ итоговое) |
Задание 2 (первичное/ итоговое) |
Задание 3 (первичное/ итоговое) |
Уровень развития понимания грамматических конструкций (первичное исследование) |
Уровень развития понимания грамматических конструкций (итоговое исследование) | |
1. |
4/5 |
4/5 |
4/5 |
Высокий (12баллов) |
Высокий (15баллов) | |
2. |
3/3 |
2/3 |
2/3 |
Средний (7баллов) |
Средний (9баллов) | |
3. |
4/5 |
5/5 |
4/5 |
Высокий (13баллов) |
Высокий (15баллов) | |
4. |
2/3 |
2/2 |
2/3 |
Средний (6баллов) |
Средний (8баллов) | |
5. |
3/3 |
2/3 |
2/3 |
Средний (7баллов) |
Средний (9баллов) | |
6. |
2/4 |
3/5 |
3/4 |
Средний (8баллов) |
Высокий (13баллов) | |
7. |
3/3 |
3/3 |
2/3 |
Средний (8баллов) |
Средний (9баллов) | |
8. |
0/2 |
1/2 |
0/2 |
Низкий (1балл) |
Средний (6баллов) | |
9. |
3/4 |
3/4 |
2/4 |
Средний (8баллов) |
Высокий (12баллов) | |
10. |
2/4 |
3/5 |
3/5 |
Средний (8баллов) |
Высокий (14баллов) | |
11. |
3/3 |
2/3 |
2/3 |
Средний (7баллов) |
Средний (9баллов) | |
12. |
3/3 |
3/3 |
2/3 |
Средний 8баллов) |
Средний (9баллов) | |
13. |
0/2 |
3/3 |
3/3 |
Средний (6баллов) |
Средний (8баллов) | |
14. |
2/3 |
3\3 |
3/3 |
Средний (7баллов) |
Средний (9баллов) | |
15. |
2/3 |
2/3 |
2/3 |
Средний (6баллов) |
Средний (9баллов) |
По результатам итогового исследования можно сказать, что занятия с использованием различных средств театрализованной деятельности существенно повышают уровень развития понимания грамматических конструкций. Из рисунка 2.3 видно, что показатели высокого уровня повысились на 20%, среднего уровня – на 70%, низкого уровня снизились до 0%.
Рисунок 2.3 Результаты исследования уровня понимания грамматических конструкций
Таким образом, все представленные результаты по проведенной методике имеют разные показатели развития речи дошкольников. Проведем качественное сравнение установленных уровней с помощью математического метода ранговой корреляции Спирмена. Результаты качественного сравнения представлены в таблице 2.6 (Приложение Щ).
Рассмотрим результаты исследования речи дошкольника с помощью теста звукоразличения.
Тест звукоразличения, состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. (Приложение П)
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.
Данные исследования представлены в таблицах 2.7 и 2.8.
При сравнении результатов исследования выявлено, что высокий уровень развития речи увеличился на 20%, средний уровень понизился на 13%, низкий уровень снизился до 0%. (Рисунок 2.4 Результаты исследования уровня различения и выбора фонем)
Таблица 2.7 - Результаты первичного исследования по тесту звукоразличения
№ п/п |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
Задание 7 |
Задание 8 |
Результат исследования | |
1. |
С3 |
В4 |
С3 |
В5 |
В4 |
С3 |
В5 |
В4 |
Высокий (31 балл) | |
2. |
Н1 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
Средний (19баллов) | |
3. |
С3 |
С2 |
В5 |
С3 |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
Средний (27 баллов) | |
4. |
С3 |
Н2 |
С2 |
Н1 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (21 балл) | |
5. |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
Средний (20 баллов) | |
6. |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Средний (22 балла) | |
7. |
Н0 |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
Средний (17 баллов) | |
8. |
Н0 |
Н1 |
С3 |
Н2 |
Н1 |
С3 |
Н2 |
Н1 |
Низкий (13 баллов) | |
9. |
С3 |
В5 |
В4 |
С3 |
С3 |
В5 |
В4 |
В5 |
Высокий (32 балла) | |
10. |
Н1 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Средний (21 балл) | |
11. |
С3 |
Н0 |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (19 баллов) | |
12. |
Н1 |
С3 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Н2 |
Средний (20 баллов) | |
13. |
С3 |
С3 |
Н1 |
Н1 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (20 баллов) | |
14. |
Н2 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
Средний (20 баллов) | |
15. |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (21 балл) |
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности