Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 2.8 - Результаты итогового исследования по тесту звукоразличения

 

№ п/п

 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Результат исследования

1.

 

В4

В5

С3

В5

В5

С3

В5

В5

Высокий

(35 баллов)

2.

 

С3

С3

С3

Н2

С3

Н2

С3

С3

Средний

(22 балла)

3.

 

В4

С3

В5

В5

С3

В5

В4

В4

Высокий

(33 балла)

4.

 

С3

С3

В4

С3

В5

С3

В4

С3

Средний

(28 баллов)

5.

 

С3

В4

С3

С3

С3

С3

С3

С3

Средний

(25 баллов)

6.

 

В4

В4

С3

В5

В4

С3

В5

В4

Высокий

(32 балла)

7.

 

С3

С3

В4

С3

С3

Н2

С3

С3

Средний

(24балла)

8.

 

С3

Н1

С3

С3

Н1

С3

Н2

С3

Средний

(19 баллов)

9.

 

В4

В5

В5

С3

В5

В5

В5

В5

Высокий

(37 баллов)

10.

 

С3

В4

С3

С3

В4

С3

С3

С3

Средний

(26 баллов)

11.

 

В4

С3

С3

В5

С3

С3

С3

С3

Средний

(27 баллов)

12.

 

С3

В4

В5

С3

С3

С3

В5

С3

Средний

(29 баллов)

13.

 

В4

В5

С3

С3

В4

В5

В4

В4

Высокий

(32 балла)

14.

 

С3

С3

Н2

В4

В4

С3

С3

С3

Средний

(25 баллов)

15.

 

С3

В4

С3

С3

С3

В4

С3

С3

Средний

(26 баллов)


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 Результаты исследования уровня различения и выбора фонем

 

Таким образом, все представленные результаты по проведенной методике имеют разные показатели развития речи дошкольников. Проведем качественное сравнение установленных уровней с помощью математического метода ранговой корреляции Спирмена. Результаты качественного сравнения представлены в таблице 2.9 (Приложение Э).

По результатам данного исследования, можно сделать вывод, о том, что систематическое использование различных средств театрализованной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить уровень развития фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

Итак, критерием эффективности проводимой развивающей работы явилась положительная динамика по результатам начальной и итоговой диагностики.

Результаты проводимого исследования свидетельствуют, что развитие речи средствами театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста в результате проведения психолого-педагогической, игровой развивающей программы возрастают.

 

 

 

 

2.3 Рекомендации педагогам и  родителям по развитию речи  детей дошкольного возраста средствами  театрализованной деятельности

 

На основе изученной литературы и проведенного исследования развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности были разработаны рекомендации педагогам и родителям:

При организации театрализованной деятельности необходимо:

  • Создать условия для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты.
  • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры – инсценировки, игры – драматизации с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра.
  • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь.
  • Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
  • Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и другими), театральными жанрами)
  • Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами, в первую очередь с речевой деятельностью (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры).
  • Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами).
  • Воспитатель должен уметь  выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, то есть владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
  • Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. с мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.
  • Разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок упражняет в произношении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации – просьбы, вопроса, удивления, суждений и др.
  • Родителям необходимо поддерживать интерес к литературным произведениям, вместе с ребенком смотреть сказки по телевизору, в видеозаписях; помогать готовить элементы костюмов, присутствовать на вечерах-развлечениях, как в роли благодарных зрителей, так и участников игры.
  • Родителям необходимо обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Так же родители могут предложить ребенку исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь ребенку разыграть полюбившиеся сказки, стихотворения и др.

Таким образом, педагогам и родителям для развития речи детей дошкольного возраста необходимо как можно чаще использовать средства театрализованной деятельности и активно принимать участие в играх-драматизациях, постановках спектаклей и других видах театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Проведенное исследование по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности показало, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Театрализованные игры проводятся в утренние и вечерние часы, органично включаются в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В данной работе был проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности; изучены особенности развития речи детей дошкольного возраста; определен уровень сформированности речи у дошкольников; изучен характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей; разработаны и проанализированы психолого-педагогические занятия по развитию речи дошкольниками средствами театрализованной деятельности; разработаны методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности как развития речи у детей дошкольного возраста.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством развития речи дошкольников, самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Итак, исследование, посвящённое изучению развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности, даёт основания сделать вывод, что развитие речи дошкольника, как и  организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста имеет определенные особенности. Реализовав основные задачи исследования, определено, что:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение.

Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Учитывая результаты проделанной работы, были составлены следующие рекомендации воспитателям ДОУ:

Организовать в ДОУ театральный кружок.

Активно применять средства театрализованной деятельности на различных занятиях, особенно на занятиях по развитию речи.

Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

По результатам эмпирического исследования можно сделать  вывод, о том, что в развитии речи ребенка важным является использование психолого-педагогических развивающих занятий с использованием средств театрализованной деятельности. В работе показана высокая результативность проведения занятий на развитие речи с использованием средств театрализованной деятельностью.

В работе была подтверждена гипотеза о том, что занятия по развитию речи, основанные на средствах театрализованной деятельности, способствуют развитию речи дошкольников.

Практическая значимость работы в том, что ее могут использовать родители и  воспитатели ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

2

3

1.

Активный словарь

Совокупность слов, произносимых ребенком

2.

Дошкольный возраст

это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

3.

Игра

Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

4.

Игра-драматизация

деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

5.

Импровизация

разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки

6.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

это непараметрический метод, который используется с

целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

7.

Лексический навык

есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в речи.

8.

Логическое мышление

это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

9.

Морфология

(от греч. morphe — форма и ...логия), часть системы естественного  языка, обеспечивающая построение  и понимание его словоформ; раздел лингвистики, изучающий эту часть системы языка.

10.

Речь

это процесс общения людей посредством языка.

11.

Речевое общение

это сложный и многосторонний процесс.

12.

Синтез языка

(от греч. Synthesis - соединение, сочетание, составление) - мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

13.

Театрально-игровая деятельность

дошкольников

понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации.

   14.

Театрализованные игры

это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

15.

Фонетика

Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

16.

Язык

это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности