Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Этому немало способствует эстетическое воспитание – приобщение к прекрасному. Прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше, чище. Возвышенные чувства придают возвышенность и творческим силам человека. Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его творчество. Поддерживать всякое полезное начинание ребенка, особенно если в нем проявилась смекалка, новшество, изобретательность. Только при общем гармоническом развитии ребенка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности [31].
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность.
Воображение позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала.
Возникновение и развитие воображения – социально-обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь.
1.2.2. Характеристика детского воображения
В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно "схватывает" целое раньше частей, на основе отдельной детали строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно З.Фрейду, сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и направлено на удовлетворение его желаний и влечений. Эту же позицию продолжает и развивает Ж.Пиаже. Исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [6].
Согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
1. подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
2. направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности;
3. не может быть выражено в
словах и сообщено другим
Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатам его психического и речевого развития.
По мнению. А.Н. Леонтьева воображение ребенка гораздо богаче, чем у взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы или из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, или случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кармане, но на котором все живое и все «взаправду», а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти [41].
Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее; чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни.
Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого [41].
И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно легкий «уход» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у ребенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные [37].
1.2.3. Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношениях ребенка со взрослым. О начале воображения можно говорить уже в 2–3 года. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно – ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях.
Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции. На протяжении одного часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком и другими. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, в поле сражения, в магазин, в дремучий лес. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. В таких воображаемых преобразованиях предметной среды проявляются элементы технического творчества: «Если к маленькой машинке приделать сверху палочки, то будет троллейбус».
Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно охотно выполняется ребенком.
Очень ярко воображение дошкольников проявляется в режиссерской игре, утверждает С.С. Литвин. Дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты [17].
Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинениях сказок и стишков. Дети не слишком требовательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения.
Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире, поясняет Казакова Т.Г.[14].
Главной линией развития воображения дошкольников является обособление мира фантазии от реальности. Ребенок подчиняет свои фантастические построения определенным реалистическим закономерностям, изменяя их в соответствии с обстоятельствами, и относиться к ним как к чему-то отдельному от его собственных действий и желаний. С этим тесно связана возможность преднамеренного, произвольного воображения. Старший дошкольник может заранее планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно реализовывать их.
1.2.4. Функции воображения дошкольника и этапы его развития
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями:
1. Через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как - бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны;
2. Через создание дети
Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения (например, Иванушки), как раз и выполняют эту функцию.
Познавательное и аффективное воображение четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О.М.Дьяченко и Е.М.Гаспаровой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка [12]. Детям разного возраста предлагали 5 деревянных кукол (3 больших и 2 маленьких), которые представляли собой незакрашеный цилиндр – туловище с шариком – головой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.
Результаты экспериментов, проведенных по данной методике, показали, что уже в 2,5 - 3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты –кормление детей, укладывание их спать, прогулку с ними. Аффективное воображение проявилось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей, – милиционер или Баба Яга, или волк подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы-фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали руками белочку на высокой сосне.
В 4-5 лет, по данным О.М.Дьяченко, уровень творческого воображения детей несколько снижается. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок нацелен, прежде всего, на усвоение и воспроизведение социальных норм и образов деятельности. В предложенной ситуации с деревянными куклами дети 4-5 лет нередко отказывались от игры, мотивируя это тем, что это не куклы а кубики, а из кубиков нужно строить [12].
В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение обычно связано с переживанием реальной травмы. Например, мальчик 5 лет, после перенесенной им операции в течение трех месяцев «оперировал» своего игрушечного медвежонка, проигрывая варианты наиболее травмирующих его моментов (наркоз, снятие швов).
Познавательное воображение в этом возрасте связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, т.к. ребенок 4-5 лет нацелен на следование образцам: дети воспроизводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонных графических схем.
К 4-5 годам в процесс воображения включается планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг его действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует будущий шаг.
Следующий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их [12].
Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста