Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
где Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k1 - число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент - 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов, k2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.
k2 может принимать значения 0 или 1.
3а оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку).
где Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).
T5 = Б + Op,
где T5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, Ор - оригинальность
Субтест 6. Эскизы
Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5см, диаметр каждого круга — 1,5см. На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста. В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 6).
Оценивание. Проводится по трем показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок— 1 балл.
Б = n ,
где n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульныи материал — круг.
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков.
Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория - 3 балла.
Г=3m,
где m - число категорий.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые—деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек). Один оригинальный рисунок - 5 баллов.
Ор = 5 k,
где Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных рисунков.
Т6 = n + 3 m + 5 k,
где Т6 — суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого. Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста – 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рисунках 8(1), 8(2), 8(3), 8(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание.
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость – суммарное число ответов (n). Один ответ – 1 балл.
Б= n
2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30–40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов.
Op = 5 k,
где Op – оригинальность, k – число оригинальных, редких ответов. T7=n+5k,
где T7 – суммарный показатель седьмого субтеста.
Субтесты № 1, 2, 3, 4, 7 проводятся в индивидуальной форме, без присутствия посторонних лиц, в отдельном кабинете.
Субтесты № 5, 6 – в групповой форме (рисунки), по одному ребенку за отдельным столом в подгруппах по 4 человека.
Puc.1. Стимульныи материал к субтесту 5
Рис.2. Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту 5
(для предварительного
Рис. 3. Образец тестового бланка для субтеста 5
Рис. 5. Образец тестового бланка для субтеста 6
Рис. 6. Пример рисунка для предварительного показа в субтесте 6
Рис. 8(1). Стимульный материал к субтесту 7
Рис. 8(2). Стимульный материал к субтесту 7
Puc. 8(3). Стимульный материал к субтесту 7
Приложение 2
Стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек»
Дети любят игрушки.-
Так все говорят!
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают.
Мы ведь знаем,
Что слезы
От беды не спасают...
Не заметишь обиды
По нашему виду,
Мы ребятам прощаем
Любую обиду...
Оттого-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают.
Тоскуют,
Скучают...
Оттого-то не знают
(И знать не хотят!),
Как мы верно и преданно
Любим ребят!..
Ах, не так нам обидно,
Когда нас ломают,
Как обидно,
Что нас не всегда понимают.
Очень любят!
Души в них не чают!
Жаль,
Что это НЕ ВСЕ замечают!
Приложение 3
Таблица 1
Данные по развитию творческого мышления на начало и конец эксперимента
Экспериментальная группа
Условное обозначение детей |
Начало |
Конец |
Знак разности отметок | |||||||||
| гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление |
гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление |
гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление |
1 |
3 |
6 |
2 |
11 |
4 |
7 |
2 |
13 |
0 |
+ |
0 |
+ |
2 |
2 |
6 |
0 |
8 |
3 |
5 |
1 |
9 |
+ |
- |
+ |
+ |
3 |
3 |
4 |
1 |
8 |
3 |
6 |
2 |
11 |
0 |
+ |
+ |
+ |
4 |
2 |
3 |
1 |
6 |
3 |
5 |
2 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
3 |
2 |
1 |
6 |
4 |
7 |
1 |
12 |
+ |
+ |
0 |
+ |
6 |
3 |
6 |
2 |
11 |
4 |
8 |
3 |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
2 |
3 |
1 |
6 |
3 |
5 |
2 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
2 |
3 |
1 |
6 |
3 |
5 |
2 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
3 |
3 |
2 |
8 |
4 |
4 |
2 |
10 |
+ |
+ |
0 |
+ |
10 |
2 |
3 |
1 |
6 |
2 |
5 |
2 |
9 |
0 |
+ |
+ |
+ |
11 |
3 |
5 |
1 |
9 |
3 |
7 |
1 |
11 |
0 |
+ |
0 |
+ |
12 |
2 |
5 |
1 |
9 |
3 |
6 |
0 |
9 |
+ |
+ |
- |
0 |
Контрольная группа
Условное обозначение детей |
Начало |
Конец |
Знак разности отметок | |||||||||
гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление |
гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление |
гибкость |
беглость |
оригинальность |
Творческое мышление | |
1 |
3 |
7 |
1 |
11 |
3 |
6 |
0 |
9 |
0 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
1 |
6 |
2 |
3 |
2 |
7 |
0 |
0 |
+ |
+ |
3 |
1 |
6 |
2 |
9 |
2 |
7 |
1 |
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
2 |
4 |
1 |
7 |
3 |
4 |
2 |
9 |
+ |
0 |
+ |
+ |
5 |
2 |
3 |
2 |
7 |
2 |
3 |
1 |
6 |
0 |
0 |
- |
- |
6 |
1 |
4 |
1 |
6 |
1 |
4 |
2 |
7 |
0 |
0 |
0 |
+ |
7 |
3 |
6 |
1 |
10 |
3 |
7 |
1 |
11 |
0 |
+ |
0 |
+ |
8 |
1 |
4 |
1 |
6 |
2 |
5 |
2 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
2 |
3 |
3 |
8 |
3 |
4 |
2 |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
10 |
3 |
2 |
1 |
6 |
3 |
4 |
2 |
8 |
0 |
+ |
+ |
+ |
11 |
2 |
3 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
9 |
+ |
0 |
0 |
+ |
12 |
2 |
3 |
3 |
8 |
3 |
4 |
4 |
9 |
+ |
+ |
+ |
0 |
Таблица 2
Общая тенденция повышения уровня творческих способностей по факторам
Гибкость |
Беглость |
Оригинальность |
Творческие способности | |||||
Эксп. группа |
Конт. группа |
Эксп. группа |
Конт. группа |
Эксп. группа |
Конт. группа |
Эксп. группа |
Конт. группа | |
«+» |
9 |
6 |
И |
6 |
6 |
5 |
11 |
9 |
«-» |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
0 |
2 |
«0» |
3 |
6 |
0 |
5 |
5 |
2 |
1 |
1 |
Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста